Досье на проект федерального закона
Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона N 147595-7 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлено в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" и решением Совета Государственной Думы (протокол от 23 мая 2017 г, N 46).
Законопроектом, внесенным депутатом Государственной Думы Шейным О.В., предлагается внести изменения в статью 426 части второй Налогового кодекса Российской Федерации "Тарифы страховых взносов в 2017 - 2019 годах" и установить на период 2017 - 2018 годов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (за исключением плательщиков, для которых установлены пониженные тарифы страховых взносов), тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством без определения предельной величины базы для исчисления страховых взносов по указанным видам страхования.
По законопроекту полагаем важным отметить следующее.
Согласно финансово-экономическому обоснованию к законопроекту его принятие увеличит ежегодный объем поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 600 млрд. рублей, Фонд социального страхования Российской Федерации - в размере 90 млрд. рублей. При этом каких-либо расчетов, подтверждающих заявленные объемы ожидаемых доходов государственных внебюджетных фондов, финансово-экономическое обоснование не содержит, в связи с чем дать финансовую оценку их обоснованности не представляется возможным.
Кроме того, автором законопроекта не учитывается, что его реализация приведет к увеличению расходных обязательств в системе обязательного социального страхования, размер которых не оценен. Однако увеличение возникающих отложенных обязательств государства в отношении застрахованных лиц с большой долей вероятности может нивелировать "доходность" законопроекта.
Также следует отметить, что отмена предельной величины базы для исчисления страховых взносов без одновременной корректировки размера страхового обеспечения в отношении соответствующих лиц повлечет за собой возникновение диспропорции между объемами страховых платежей и страхового обеспечения, при этом законопроект не содержит мер по ее устранению, Такой подход не соответствует одному из основных принципов осуществления обязательного социального страхования, установленного в статье 4 Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", заключающемуся в устойчивости финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемой на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного социального страхования.
Статья 2 законопроекта, определяющая порядок вступления в силу федерального закона с 1 января 2018 года, не соответствует положениям пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
На основании изложенного Счетная палата Российской Федерации законопроект не поддерживает.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.