Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
по проекту федерального закона N 274619-7 "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рассмотрел указанный законопроект, внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Проект федерального закона "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" (далее - законопроект о бюджете Фонда) подготовлен в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и основывается на показателях прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года.
При формировании доходной части бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - бюджета Фонда) учитывались: прогноз Минэкономразвития России по фонду заработной платы на период 2018 - 2020 годов, действующий и продлеваемый на 2020 год (законопроект N 274630-7) "мораторий" на направление страховых взносов на финансирование накопительной пенсии, действующий и сохраняемый на 2020 год (законопроект N 274633-7) пониженный тариф страховых взносов в размере 22% плюс 10% свыше предельной величины базы для начисления страховых взносов.
Основные показатели бюджета на 2018 - 2020 годы представлены в следующей таблице:
(млрд.рублей) | |||||
Показатели |
Утверждено на 2017 год |
2018 г. в % к 2017 г. |
|||
2018 год |
2019 год |
2020 год |
|||
ДОХОДЫ |
8 363,5 |
8 333,3 |
8 621,0 |
8 935,4 |
99,6 |
в том числе: по распределительной составляющей |
8 202,1 |
8 236,0 |
8 518,8 |
8 828,7 |
100,4 |
по накопительной составляющей бюджета |
161,4 |
97,3 |
102,2 |
106,8 |
60,3 |
|
|
|
|
|
|
Из общего объема доходов: средства федерального бюджета: |
3 783,3 |
3 345,9 |
3 339,6 |
3 433,8 |
88,4 |
из них: - на сбалансированность бюджета Фонда (на обязательное пенсионное страхование) |
989,1 |
693,7 |
640,6 |
668,9 |
70,1 |
- на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда |
434,0 |
499,9 |
534,3 |
582,3 |
115,2 |
- на выплату пенсий, пособий и др. социальных выплат за счет федерального бюджета |
2 138,5 |
2 152,3 |
2 164,7 |
2 182,6 |
100,6 |
средства бюджетов субъектов РФ |
3,9 |
3,3 |
3,0 |
3,2 |
84,6 |
РАСХОДЫ |
8 583,9 |
8 439,9 |
8 694,9 |
8 980,0 |
98,3 |
в том числе: по распределительной составляющей |
8 202,1 |
8 236,0 |
8 518,8 |
8 828,7 |
100,4 |
по накопительной составляющей бюджета Фонда |
381,8 |
203,9 |
176,1 |
151,4 |
53,4 |
ПРОФИЦИТ(+), ДЕФИЦИТ (-) |
-220,43 |
-106,6 |
-73,8 |
-44,6 |
- |
в том числе: по распределительной составляющей |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
- |
по накопительной составляющей бюджета Фонда |
-220,43 |
-106,6 |
-73,8 |
-44,6 |
- |
Источники покрытия дефицита - средства пенсионных накоплений |
220,43 |
106,6 |
73,8 |
44,6 |
|
Бюджет Фонда на 2018 год сформирован по доходам в сумме 8 333,3 млрд. рублей и по расходам в сумме 8 439,9 млрд. рублей, в том числе по распределительной составляющей по доходам в сумме 8 236,0 млрд. рублей, по расходам в сумме 8 236,0 млрд. рублей. Бюджет Фонда по распределительной составляющей сбалансирован. Дефицит в размере 106,6 млрд. рублей формируется по накопительной составляющей бюджета.
Объем поступлений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (ОПС) в 2018 году прогнозируется в целом в сумме 4 877,9 млрд. рублей (с ростом к уровню 2017 года на 467,9 млрд. рублей). Расчет прогнозируемых поступлений страховых взносов на ОПС осуществлен исходя из прогноза Минэкономразвития России по фонду заработной платы (ФЗП) на 2018 год в сумме 22 610 млрд. рублей (в 2017 году - 20 476 млрд. рублей) и предельной величины базы для начисления страховых взносов в 2018 году 1 021 тыс. рублей (в 2017 году - 876 тыс. рублей).
Общая сумма межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в бюджет Фонда соответствует показателям расходов федерального бюджета, предусмотренных в проекте федерального бюджета на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов, и составит в 2018 году 3 345,9 млрд. рублей (в 2017 году - 3 783,3 млрд. рублей).
Трансферт на ОПС определен с учетом "моратория" на направление страховых взносов на финансирование накопительной пенсии и планируемым ростом поступлений страховых взносов на ОПС и составит в 2018 году 693,7 млрд. рублей или 70,1% к 2017 году.
Трансферт на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с действием пониженных тарифов страховых взносов на ОПС определен с учетом установления пониженного тарифа (6%) для новой категории страхователей - организаций, включенных в единый реестр резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области (законопроект N 244939-7, вносящий изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации), и составит 499,9 млрд. рублей (115,2% к 2017 году).
Вместе с тем, необходимые корреспондирующие изменения в Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" не внесены.
В общем объеме межбюджетных трансфертов учтены средства, необходимые для реализации действующих норм пенсионного законодательства и других нормативных правовых актов.
Вместе с тем, методика расчета межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Фонда, принятие которой предусмотрено частью 2 статьи 17 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Правительством Российской Федерации не утверждена.
При формировании расходной части бюджета Фонда по распределительной составляющей учтено прогнозируемое увеличение общей численности получателей пенсий в 2018 году на 524,7 тыс. человек, (44,2 млн. человек на конец года) и предусмотрены средства на исполнение всех публичных нормативных обязательств, объем которых в целом составит 7 138,1 млрд. рублей.
Расходы на выплату страховых пенсий в 2018 году определены с учетом внесенного Правительством Российской Федерации проекта федерального закона N 274624-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социального обеспечения" и составят 6 619,3 млрд. рублей. При определении объемов указанных расходов учтено увеличение на 3,7% с 1 января 2018 года стоимости одного пенсионного коэффициента (СПК) и установление его в размере 81 руб. 49 коп. и установление размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в сумме 4 982 руб. 90 коп. (индексация на 3,7%).
Расходные обязательства на выплату страховых пенсий на 2019 и 2020 годы определены с учетом увеличения СПК с 1 февраля соответствующего года на 4% и индексации фиксированной выплаты к страховой пенсии на 4%.
Вместе с тем, методика определения стоимости одного пенсионного коэффициента до настоящего времени не утверждена Правительством Российской Федерации, что нарушает положения Федерального закона "О страховых пенсиях".
Расходы на выплату социальных и других пенсий по государственному пенсионному обеспечению на 2018 - 2020 годы определены с учетом ежегодной индексации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" с 1 апреля по прогнозному индексу роста прожиточного минимума пенсионера за предыдущий год: в 2018 году - 4,1%, в 2019 году - 3,7%; в 2020 году - 2,6%.
Бюджетом Фонда в 2018 году предусмотрены расходы на финансовое обеспечение ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан (ЕДВ) в объеме 450,6 млрд. рублей с учетом индексации с 1 февраля в соответствии с фактическим индексом потребительских цен за предыдущий год на 3,2%. На выплату федеральной социальной доплаты к пенсии предусмотрены средства в объеме 94,5 млрд. рублей.
По накопительной составляющей бюджета Фонда доходы и расходы в 2018 году сформированы в условиях "моратория" на передачу страховых взносов на финансирование накопительной пенсии и направления полного размера индивидуальной части тарифа страховых взносов на финансирование страховой пенсии и прогнозируются по доходам в сумме 97,3 млрд. рублей, по расходам - 203,9 млрд. рублей (дефицит - 106,6 млрд. рублей).
Дефицит обусловлен, в основном, передачей средств пенсионных накоплений в негосударственные пенсионные фонды (НПФ) в связи с реализацией застрахованными лицами права выбора нового страховщика по ОПС.
В прогнозируемых доходах бюджета Фонда по накопительной составляющей в 2018 году учтены, в том числе, следующие поступления: страховые взносы на накопительную пенсию, страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, с учетом поступления задолженности (недоимки) по страховым взносам, а также пени и штрафы в связи с неисполнением обязанности по уплате страховых взносов на накопительную пенсию - 0,53 млрд. рублей; дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию и взносы работодателя в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию - 4,6 млрд. рублей; средства федерального бюджета, передаваемые бюджету Фонда на софинансирование формирования пенсионных накоплений - 5,5 млрд. рублей; средства, перечисленные управляющими компаниями - 74,4 млрд. рублей; средства от инвестирования средств резерва Фонда по обязательному пенсионному страхованию - 8,0 млрд. рублей.
В 2018 году предусмотрены следующие расходы (с учетом расходов на доставку): на выплату накопительной пенсии - 0,6 млрд. рублей; на осуществление срочной пенсионной выплаты - 0,39 млрд. рублей; на осуществление единовременной выплаты средств пенсионных накоплений - 9,9 млрд. рублей; на выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц - 3,8 млрд. рублей.
В 2018 году запланированы: передача средств пенсионных накоплений в НПФ в сумме 188,7 млрд. рублей; отчисления в резерв по обязательному пенсионному страхованию - 2,4 млрд. рублей; расходы на уплату гарантийных взносов в фонд гарантирования пенсионных накоплений - 0,46 млрд. рублей.
Объем средств пенсионных накоплений на конец 2018 года уменьшается и оценивается в сумме 1 106,4 млрд. рублей (на конец 2017 года - 1 141,9 млрд. рублей).
Учитывая вышеизложенное, комитет отмечает:
- в законопроекте о бюджете Фонда учтены положения законопроектов, внесенных Правительством Российской Федерации в Государственную Думу одновременно с проектом федерального бюджета;
- в доходной части бюджета Фонда ежегодно увеличивается объем трансферта на компенсацию выпадающих доходов в связи с действием пониженных тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование средства (в 2018 году на 15,2%). Сохраняющаяся практика применения пониженных тарифов страховых взносов как в целом, так и для отдельных категорий плательщиков, а также установление их для новых категорий плательщиков, усиливает зависимость бюджета Фонда от средств федерального бюджета;
- сбалансированность бюджета Фонда по распределительной составляющей обеспечена за счет средств федерального бюджета, передаваемых из федерального бюджета в бюджет Фонда, суммы трансфертов соответствуют показателям расходов федерального бюджета, установленным в проекте федерального закона "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов";
- Правительством Российской Федерации не утверждены методика расчета межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Фонда, принятие которой предусмотрено Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и методика определения стоимости одного пенсионного коэффициента, что нарушает положения Федерального закона "О страховых пенсиях".
Комитет считает возможным рекомендовать Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов".
Председатель комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.