Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к Заключению Счетной палаты
Российской Федерации
на проект федерального закона N 274618-7
"О федеральном бюджете на 2018 год и
на плановый период 2019 и 2020 годов"
Анализ соответствия проекта федерального закона N 274618-7 "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов", документов и материалов, представленных одновременно с ним, Бюджетному кодексу Российской Федерации и иным актам законодательства Российской Федерации, комментарии и предложения Счетной палаты Российской Федерации
N п/п |
Текст проекта федерального закона N 274618-7 "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" |
Комментарии и предложения Счетной палаты Российской Федерации |
1 |
Статья 1. Основные характеристики федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов 1. Утвердить основные характеристики федерального бюджета на 2018 год, определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере 97 462,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего 4,0 процента (декабрь 2018 года к декабрю 2017 года): 1) прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета в сумме 15 257 805 147,7 тыс. рублей, в том числе прогнозируемый объем дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 527 572 503,7 тыс. рублей; |
В пункте 1 части 1 статьи 1 законопроекта предусматривается установить прогнозируемый на 2018 год объем дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета, что соответствует положениям пункта 2 статьи 199 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которому к основным характеристикам федерального бюджета относятся, в том числе прогнозируемый в очередном финансовом году и плановом периоде общий объем доходов с выделением прогнозируемого объема дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета. |
2 |
2. Утвердить основные характеристики федерального бюджета на 2019 год и на 2020 год, определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере соответственно 103 228,0 млрд. рублей и 110 237,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего соответственно 4,0 процента (декабрь 2019 года к декабрю 2018 года) и 4,0 процента (декабрь 2020 года к декабрю 2019 года): ... 2) общий объем расходов федерального бюджета на 2019 год в сумме 16 373 747 072,8 тыс. рублей и на 2020 год в сумме 17 155 263 149,4 тыс. рублей, в том числе условно утвержденные расходы в сумме 428 881 578,7 тыс. рублей; |
Законопроектом (пункт 2 части 2 статьи 1) объем условно утверждаемых расходов утвержден на 2020 год - второй год планового периода, что соответствует положениям части 3 статьи 3 Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 262-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части использования нефтегазовых доходов федерального бюджета", согласно которой при формировании проекта федерального закона о федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов общий объем условно утверждаемых расходов на первый год планового периода не утверждается, а на второй год планового периода утверждается в объеме не менее 2,5 процента общего объема расходов федерального бюджета на второй год планового периода. |
3 |
Статья 4. Особенности администрирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2018 году 1. Установить, что: 1) возврат суммы налога, подлежащей возмещению в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, подлежит отражению по коду классификации доходов бюджетов, предусмотренному для учета доходов от указанного налога; 2) уплата процентов, начисленных при нарушении срока возврата сумм излишне уплаченного или излишне взысканного налога (авансового платежа), сбора, соответствующих пеней и штрафов, и процентов, начисленных на суммы излишне взысканного налога, сбора, соответствующих пеней и штрафов, подлежит отражению по коду классификации доходов бюджетов, предусмотренному для учета доходов от указанного налога (авансового платежа), сбора, соответствующих пеней и штрафов, с применением отдельного кода подвида доходов; 3) уплата процентов, начисленных при нарушении срока возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных вывозных таможенных пошлин, соответствующих пеней, таможенных сборов, и процентов, начисленных на суммы излишне уплаченных или излишне взысканных вывозных таможенных пошлин, соответствующих пеней, таможенных сборов, подлежит отражению по коду классификации доходов бюджетов, предусмотренному для учета доходов от указанных вывозных таможенных пошлин, таможенных сборов, с применением отдельного кода подвида доходов; 4) уплата процентов, начисленных при нарушении срока возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных ввозных таможенных пошлин, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, соответствующих пеней, и процентов, начисленных на суммы излишне уплаченных или излишне взысканных ввозных таможенных пошлин, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, соответствующих пеней, подлежит отражению по коду классификации доходов бюджетов, предусмотренному для учета сумм, перечисляемых в федеральный бюджет после распределения ввозных таможенных пошлин, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, уплаченных на территории Российской Федерации, с применением отдельного кода подвида доходов; 5) авансовые платежи в счет будущих таможенных платежей и денежные залоги в обеспечение уплаты таможенных платежей, поступившие на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства, предназначенные для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, в полном объеме подлежат зачислению в доход федерального бюджета. 2. Установить, что факт уплаты обязательных платежей в случаях, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, государственным (муниципальным) учреждением, которому в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации открыт лицевой счет в территориальном органе Федерального казначейства (финансовом органе субъекта Российской Федерации или финансовом органе муниципального образования), подтверждается распоряжением о переводе денежных средств с отметкой соответствующего территориального органа Федерального казначейства (финансового органа субъекта Российской Федерации или финансового органа муниципального образования). |
Статья 4 законопроекта определяет особенности администрирования отдельных доходов федерального бюджета в 2018 году, Так, устанавливается порядок отражения в классификации доходов бюджетов возврат суммы налога, подлежащей возмещению в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации; определяется порядок уплаты процентов начисленных при нарушении сроков возврата сумм излишне уплаченного или излишне взысканного налога (авансового платежа), сбора, соответствующих пеней и штрафов, вывозных таможенных пошлин, соответствующих пеней, таможенных сборов, ввозных таможенных пошлин, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, соответствующих пеней, и процентов; порядок зачисления в доход федерального бюджета авансовых платежей в счет будущих таможенных платежей и денежных залогов в обеспечение уплаты таможенных платежей. Согласно пояснительной записке к законопроекту статья 4 определяет особенности администрирования отдельных доходов федерального бюджета, не урегулированные другими законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Представляется целесообразным рассмотреть вопрос об урегулировании указанных норм соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации. |
4 |
Статья 5. Особенности использования средств, получаемых отдельными юридическими лицами из федерального бюджета 1. Установить, что в случаях, предусмотренных настоящей статьей, территориальные органы Федерального казначейства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, осуществляют казначейское сопровождение средств в валюте Российской Федерации, указанных в части 2 (с учетом положений частей 3 и 4) настоящей статьи, включая остатки средств, предусмотренные частями 11 и 12 настоящей статьи, предоставление которых должно осуществляться с последующим подтверждением их использования в соответствии с условиями и (или) целями предоставления указанных средств (далее - целевые средства). При казначейском сопровождении целевых средств операции по зачислению и списанию целевых средств осуществляются на счетах, открытых территориальным органам Федерального казначейства в учреждениях Центрального банка Российской Федерации, и отражаются на лицевых счетах, открытых в установленном Федеральным казначейством порядке в территориальных органах Федерального казначейства юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. При казначейском сопровождении целевых средств, за исключением целевых средств, указанных в пункте 7 части 2 настоящей статьи, территориальными органами Федерального казначейства в установленном Министерством финансов Российской Федерации порядке осуществляется санкционирование расходов, источником финансового обеспечения которых являются целевые средства. 2. Установить, что казначейскому сопровождению подлежат следующие целевые средства: 1) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям) и бюджетные инвестиции юридическим лицам, предоставляемые в соответствии со статьей 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации; 2) взносы в уставные (складочные) капиталы юридических лиц (дочерних обществ юридических лиц), вклады в имущество юридических лиц (дочерних обществ юридических лиц), не увеличивающие их уставные (складочные) капиталы, источником финансового обеспечения которых являются субсидии и бюджетные инвестиции, указанные в пункте 1 настоящей части; 3) авансовые платежи по контрактам (договорам) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемым получателями субсидий и бюджетных инвестиций, указанных в пункте 1 настоящей части, а также получателями взносов (вкладов), указанных в пункте 2 настоящей части, с исполнителями по контрактам (договорам), источником финансового обеспечения которых являются такие субсидии, бюджетные инвестиции и взносы (вклады); 4) авансовые платежи по государственным контрактам о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг (за исключением государственных контрактов, заключаемых в целях реализации государственного оборонного заказа), заключаемым на сумму 100 000,0 тыс. рублей и более, а также авансовые платежи по контрактам (договорам) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемым исполнителями и соисполнителями в рамках исполнения указанных государственных контрактов; 5) расчеты по государственным контрактам о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определенным в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также расчеты по контрактам (договорам) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемым исполнителями и соисполнителями в рамках исполнения указанных государственных контрактов; 6) авансовые платежи по контрактам (договорам) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемым на сумму 100 000,0 тыс. рублей и более федеральными бюджетными и автономными учреждениями, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства, источником финансового обеспечения которых являются средства, поступающие им на указанные лицевые счета; 7) расчеты по государственным контрактам, заключаемым в целях реализации государственного оборонного заказа на сумму более 100,0 тыс. рублей, а также расчеты по контрактам (договорам), заключаемым в рамках исполнения указанных государственных контрактов на сумму более 100,0 тыс. рублей, за исключением средств, указанных в пункте 3 части 3 настоящей статьи (далее - средства государственного оборонного заказа); 8) авансовые платежи по государственным (муниципальным) контрактам о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемым на сумму 100 000,0 тыс. рублей и более государственными заказчиками для обеспечения государственных нужд субъекта Российской Федерации (муниципальными заказчиками для обеспечения муниципальных нужд), субсидии юридическим лицам, предоставляемые из бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), если источником финансового обеспечения расходных обязательств субъекта Российской Федерации (муниципального образования) являются субсидии, предоставляемые из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности); 9) авансовые платежи по контрактам (договорам) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемым исполнителями и соисполнителями в рамках исполнения государственных (муниципальных) контрактов (контрактов, договоров), договоров (соглашений) о предоставлении субсидий, указанных в пунктах 3, 6, и 8 настоящей части; 10) средства, получаемые юридическими лицами по государственным контрактам (контрактам, договорам, соглашениям) в случаях, установленных Правительством Российской Федерации. 3. Положения части 2 настоящей статьи не распространяются на средства: 1) предоставляемые из федерального бюджета: банкам и государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)"; юридическим лицам в порядке возмещения недополученных доходов или возмещения фактически понесенных затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг; социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность, предусмотренную статьей 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", организациям кинематографии, региональным и муниципальным средствам массовой информации, а также политическим партиям в целях компенсации финансовых затрат по итогам их участия в выборах; юридическим лицам за заслуги перед государством в области науки и техники, образования, культуры, искусства и средств массовой информации (гранты, если условиями предоставления грантов не установлено требование о последующем подтверждении их использования в соответствии с условиями и (или) целями предоставления, гранты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, премии, стипендии и иные поощрения); 2) предоставляемые на основании государственных контрактов (контрактов, договоров, соглашений), заключаемых: в целях приобретения услуг связи, коммунальных услуг, электроэнергии, авиационных и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом, подписки на печатные издания, аренды, осуществления работ по переносу (переустройству, присоединению) принадлежащих юридическим лицам инженерных сетей, коммуникаций, сооружений в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности; в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, исполнение которых подлежит банковскому сопровождению; 3) предоставляемые для выполнения государственного оборонного заказа: проведение операций по которым осуществляется на отдельных счетах, открытых в уполномоченных банках в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе"; в целях обеспечения органов внешней разведки Российской Федерации средствами разведывательной деятельности; в целях обеспечения органов федеральной службы безопасности средствами контрразведывательной деятельности, борьбы с терроризмом; в целях обеспечения Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" товарами, работами, услугами по разработке, испытаниям, производству, разборке и утилизации ядерных боеприпасов и ядерных зарядов, обеспечению их надежности и безопасности на всех стадиях жизненного цикла, поддержанию базовых и критических технологий на всех стадиях жизненного цикла ядерных боеприпасов, ядерных зарядов, в том числе обеспечению ядерной и радиационной безопасности, формированию государственного запаса специального сырья и делящихся материалов; на основании государственных контрактов, контрактов (договоров), заключаемых в целях приобретения услуг связи, коммунальных услуг, электроэнергии, авиационных и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом, подписки на печатные издания, аренды, осуществления работ по переносу (переустройству, присоединению) принадлежащих юридическим лицам инженерных сетей, коммуникаций, сооружений в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности; на основании государственных контрактов, заключаемых с федеральными казенными учреждениями, исполняющими наказания в виде лишения свободы или содержания в дисциплинарной воинской части, в результате осуществления ими собственной производственной деятельности в целях исполнения требований уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации об обязательном привлечении осужденных к труду; на основании государственных контрактов, заключаемых с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в рамках исполнения государственного оборонного заказа; 4) по решению Правительства Российской Федерации, получаемые юридическими лицами в рамках исполнения договоров (соглашений) о предоставлении субсидий (бюджетных инвестиций). 4. Установить, что при казначейском сопровождении средств государственного оборонного заказа: 1) государственный заказчик по государственному контракту, заключаемому в рамках исполнения государственного оборонного заказа, обязан: уведомлять до заключения государственного контракта головного исполнителя о необходимости открытия в территориальном органе Федерального казначейства лицевого счета, предназначенного для учета операций по исполнению государственного контракта; указывать идентификатор государственного контракта в государственном контракте и платежных документах; направлять в территориальный орган Федерального казначейства уведомление о полном исполнении государственного контракта; 2) головной исполнитель, исполнитель по государственному контракту, контракту (договору), заключаемым в рамках исполнения государственного оборонного заказа, обязаны: открывать лицевые счета, указанные в абзаце втором пункта 1 настоящей части; соблюдать режим лицевых счетов, указанных в абзаце втором пункта 1 настоящей части; уведомлять до заключения контрактов (договоров) исполнителей о необходимости открытия в территориальном органе Федерального казначейства для каждого контракта (договора) лицевого счета, указанного в абзаце втором подпункта 1 настоящей части; указывать идентификатор государственного контракта в контрактах (договорах), заключаемых в рамках исполнения государственных контрактов, в платежных документах и документах, подтверждающих исполнение государственного контракта, контракта (договора); представлять по запросу территориального органа Федерального казначейства и Федеральной службы по финансовому мониторингу в течение пяти рабочих дней со дня получения указанного запроса информацию о каждом привлеченном исполнителе (идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет в налоговом органе); представлять в территориальный орган Федерального казначейства в течение десяти рабочих дней (после полного исполнения государственного контракта и получения соответствующего уведомления от государственного заказчика) заявление о закрытии лицевого счета. 5. При казначейском сопровождении средств государственного оборонного заказа в условия государственного контракта, контракта (договора), заключаемых в рамках исполнения государственного оборонного заказа, включаются: 1) положения о применении казначейского сопровождения средств при исполнении государственного контракта, контракта (договора); 2) положения, содержащиеся в абзацах втором - шестом подпункта 2 части 4 настоящей статьи; 3) положения о перечислении прибыли в размере, согласованном сторонами при заключении контракта (договора) и предусмотренном его условиями, после исполнения контракта (договора) и представления в территориальный орган Федерального казначейства акта приема-передачи товара (акта выполненных работ, оказанных услуг); 4) положения о перечислении головным исполнителем средств в согласованном государственным заказчиком размере, не превышающем размера прибыли, подлежащего применению государственным заказчиком в составе цены продукции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для определения начальной (максимальной) цены государственного контракта или цены государственного контракта, заключаемого с единственным головным исполнителем, в случае частичного исполнения головным исполнителем государственного контракта, если результатом такого частичного исполнения является принятая государственным заказчиком продукция. 6. При казначейском сопровождении средств государственного оборонного заказа Правительство Российской Федерации определяет: 1) режим лицевых счетов, указанных в абзаце втором пункта 1 части 4 настоящей статьи, и порядок осуществления контроля за его соблюдением, а также особенности закрытия таких лицевых счетов; 2) порядок санкционирования расходов, источником финансового обеспечения которых являются средства государственного оборонного заказа; 3) порядок приостановления открытия (отказа в открытии) лицевых счетов, указанных в абзаце втором пункта 1 части 4 настоящей статьи, по критериям, установленным Федеральным казначейством по согласованию с Федеральной службой по финансовому мониторингу; 4) порядок приостановления (отмены приостановления) операций по лицевым счетам, указанным в абзаце втором пункта 1 части 4 настоящей статьи, и отказа в проведении приостановленной операции территориальными органами Федерального казначейства по критериям, установленным Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой по финансовому мониторингу; 5) иные положения при казначейском сопровождении средств государственного оборонного заказа. 7. Установить, что при казначейском сопровождении субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям, а также субсидий государственным корпорациям, определенным решениями Правительства Российской Федерации) перечисление субсидий осуществляется в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам юридических лиц, источником финансового обеспечения которых являются эти субсидии. Операции по перечислению субсидий, указанных в абзаце первом настоящей части, осуществляются территориальными органами Федерального казначейства от имени получателя средств федерального бюджета в порядке, установленном Федеральным казначейством. 8. Установить, что территориальные органы Федерального казначейства осуществляют в установленном Правительством Российской Федерации порядке, указанном в части 1 настоящей статьи, на основании обращения финансового органа субъекта Российской Федерации (муниципального образования) казначейское сопровождение субсидий, предоставляемых из бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) юридическим лицам, крестьянским (фермерским) хозяйствам, индивидуальным предпринимателям, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, предоставляемые из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств указанных субъектов Российской Федерации по поддержке отраслей промышленности и сельского хозяйства. 9. Установить, что при казначейском сопровождении целевых средств, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, перечисление средств по оплате обязательств юридических лиц в пределах суммы, необходимой для оплаты фактически поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг (далее - казначейское обеспечение обязательств), осуществляется в соответствии с настоящей частью в отношении: 1) целевых средств, предоставляемых юридическим лицам на основании государственных контрактов, предметом которых является строительство (реконструкция) объектов государственной собственности Российской Федерации, включенных в федеральную адресную инвестиционную программу на 2018 год, а также контрактов (договоров), заключаемых в рамках их исполнения; 2) целевых средств, предоставляемых юридическим лицам на основании государственных контрактов, определенных правовыми актами федеральных органов государственной власти, осуществляющих бюджетные полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета, в отношении государственных контрактов, заключаемых ими и подведомственными им получателями средств федерального бюджета, а также контрактов (договоров), заключаемых в рамках их исполнения; 3) целевых средств, предоставляемых юридическим лицам на основании государственных контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении субсидий, определенных решениями Правительства Российской Федерации, а также контрактов (договоров), заключаемых в рамках их исполнения. 10. При казначейском сопровождении целевых средств, указанных в пунктах 1-3 части 9 настоящей статьи, условие о казначейском обеспечении обязательств включается в условия соответствующих государственных контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении субсидий, а также контрактов (договоров), заключаемых в рамках их исполнения. Казначейское обеспечение обязательств при казначейском сопровождении целевых средств осуществляется в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации. Федеральное казначейство устанавливает формы документов, применяемых при казначейском обеспечении обязательств при казначейском сопровождении целевых средств, и порядок их заполнения. Правительство Российской Федерации устанавливает случаи казначейского обеспечения обязательств при банковском сопровождении государственных контрактов, а также контрактов (договоров), заключаемых в рамках их исполнения. Условие о казначейском обеспечении обязательств включается в условия указанных государственных контрактов, а также контрактов (договоров), заключаемых в рамках их исполнения. Казначейское обеспечение обязательств при банковском сопровождении государственных контрактов осуществляется в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации. Центральный банк Российской Федерации и Федеральное казначейство устанавливают формы документов, применяемых при казначейском обеспечении обязательств при банковском сопровождении государственных контрактов, и порядок их заполнения. 11. Установить, что остатки бюджетных инвестиций и остатки субсидий (за исключением субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям) в валюте Российской Федерации, предоставленных из федерального бюджета в целях финансового обеспечения затрат юридических лиц, находящиеся на лицевых счетах, открытых юридическим лицам в территориальных органах Федерального казначейства, на счетах в Центральном банке Российской Федерации, в кредитных организациях, не использованные по состоянию на 1 января 2018 года, подлежат использованию этими юридическими лицами в соответствии с решениями, указанными в части 12 настоящей статьи, с внесением соответствующих изменений в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий и бюджетных инвестиций указанным юридическим лицам. 12. Установить, что главные распорядители средств федерального бюджета, предоставившие как получатели бюджетных средств из федерального бюджета средства, указанные в части 11 настоящей статьи, принимают до 1 мая 2018 года решение об использовании полностью или частично остатков указанных средств в установленном Правительством Российской Федерации порядке: 1) на цели, ранее установленные условиями предоставления целевых средств; 2) на иные цели, определенные настоящим Федеральным законом, с последующим сокращением бюджетных ассигнований на предоставление в 2018 году соответствующим юридическим лицам взносов в их уставные (складочные) капиталы. 13. Главные распорядители средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, не позднее тридцатого рабочего дня со дня поступления юридическим лицам средств в качестве возврата дебиторской задолженности, источником финансового обеспечения которых являются средства, указанные в части 11 настоящей статьи, и (или) остатки субсидий, предоставленных из федерального бюджета федеральным бюджетным или автономным учреждениям в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78 и статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, принимают решения об использовании указанных средств для достижения целей, установленных при их предоставлении. 14. При отсутствии решений, указанных в частях 12 и 13 настоящей статьи, по состоянию на 1 мая 2018 года или тридцатый рабочий день со дня поступления сумм возврата дебиторской задолженности остатки средств (за исключением остатков средств, источником образования которых являются бюджетные инвестиции) и средства от возврата дебиторской задолженности, указанные в частях 12 и 13 настоящей статьи, подлежат перечислению юридическими лицами в доходы федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. 15. В случае неисполнения юридическими лицами требования, установленного частью 14 настоящей статьи, территориальные органы Федерального казначейства перечисляют в доходы федерального бюджета остатки субсидий или средства от возврата дебиторской задолженности, находящиеся на лицевых счетах, открытых юридическим лицам в территориальных органах Федерального казначейства, в порядке и сроки, установленные Правительством Российской Федерации. 16. Счета, предназначенные для выдачи и внесения наличных денег и осуществления расчетов по отдельным операциям организациями, лицевые счета которым открыты в органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), подлежат открытию территориальными органами Федерального казначейства в банках, включенных в перечень банков, предусмотренный пунктом 3 статьи 74 Налогового кодекса Российской Федерации. |
1. Законопроект (часть 1 статьи 5) предусматривает распространение положений об осуществлении казначейского сопровождения на целевые средства, предоставляемые индивидуальным предпринимателям. Законопроект (часть 2 статьи 5) определяет перечень видов предоставляемых из федерального бюджета целевых средств, подлежащих казначейскому сопровождению. Данный перечень предусматривается дополнить по сравнению с утвержденным Федеральным законом от 19 декабря 2016 г. N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов". Так, законопроектом (пункты 5 и 7 части 2 статьи 5) предлагается включить в указанный перечень расчеты по государственным контрактам о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, определенным пунктом 2 части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также расчеты по контрактам (договорам) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемым исполнителями и соисполнителями в рамках исполнения указанных государственных контрактов; расчеты по государственным контрактам, заключаемым в целях реализации государственного оборонного заказа на сумму более 100,0 тыс. рублей, а также расчеты по контрактам (договорам), заключаемым в рамках исполнения указанных государственных контрактов. В указанный перечень предлагается также включить (пункт 8 части 2 статьи 5) авансовые платежи по государственным (муниципальным) контрактам о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемым на сумму 100 000,0 тыс. рублей и более государственными заказчиками для обеспечения государственных нужд субъекта Российской Федерации (муниципальными заказчиками для обеспечения муниципальных нужд), а также субсидии юридическим лицам, предоставляемые из бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), если источником финансового обеспечения расходных обязательств субъекта Российской Федерации (муниципального образования) являются субсидии, предоставляемые из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности). Согласно пояснительной записке к законопроекту данные нормы предлагаются с целью совершенствования механизма казначейского сопровождения и его распространения на средства, предоставленные из федерального бюджета, с учетом положительной практики применения казначейского сопровождения. Однако анализ законопроекта показывает на высокие риски недостижения обозначенной цели законопроекта. Так, нормы законопроекта о том, что казначейское сопровождение средств, предоставляемых из федерального бюджета на основании заключенных получателями средств федерального бюджета государственных контрактов, контрактов (договоров), осуществляется только в отношении расчетов по контрактам или только в отношении предусмотренных ими авансовых платежей, существенно и, как представляется, необоснованно сужают возможный перечень видов предоставляемых из федерального бюджета целевых средств, которые должны подлежать казначейскому сопровождению. По мнению Счетной палаты Российской Федерации, казначейское сопровождение целевых средств лишь на отдельных стадиях государственных контрактов, контрактов (договоров) в рамках их исполнения, соглашений о предоставлении субсидий и в других случаях предоставления целевых средств из федерального бюджета, в целом снижает потенциальную эффективность казначейского сопровождения. Также необходимо обратить внимание, что согласно плану мероприятий ("дорожной карте") по обеспечению поэтапного перехода к казначейскому сопровождению бюджетных средств (пункт 2.8) в федеральном законе о федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов предусматривалось установление перечня случаев осуществления казначейского сопровождения целевых средств, в том числе: государственных контрактов, заключаемых с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определенным пунктом 2 части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", и по контрактам (договорам), заключенным в рамках их исполнения в целом (в законопроекте (пункт 5 части второй - только расчеты по ним); контрактов (договоров), заключаемых федеральными бюджетными учреждениями за счет средств, поступающих им в соответствии с законодательством Российской Федерации, на сумму более 1000000,0 тыс. рублей и контрактов (договоров), заключенных в рамках их исполнения в целом (в законопроекте (пункт 6 части 2) - только авансовые платежи по ним); соглашений о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации или для последующего софинансирования расходных обязательств муниципальных образований, а также государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) и контрактов (договоров), заключенных в рамках их исполнения (в законопроекте отражения не нашло). Законопроектом (пункт 2 части 2 статьи 5) в указанный перечень предусматривается также включить только те вклады в имущество юридических лиц (дочерних обществ юридических лиц), которые не приводят к увеличению их уставных (складочных) капиталов, источником финансового обеспечения которых являются субсидии и бюджетные инвестиции, что необоснованно. Представляется, что отсутствие увеличения уставного (складочного) капитала в результате вкладов в имущество юридических лиц (дочерних обществ юридических лиц), источником финансового обеспечения которых являются субсидии и бюджетные инвестиции, само по себе не может исключить нецелевого или с задержками использования средств федерального бюджета, на исключение чего в том числе направлено казначейское сопровождение целевых средств. 2. Законопроект предлагает закрепить на законодательном уровне нормы о казначейском сопровождении средств, предоставляемых в рамках реализации государственного оборонного заказа. Согласно приложению N 1 к пояснительной записке к законопроекту это обусловлено необходимостью обеспечения контроля за расчетами по государственному оборонному заказу. Так, в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 5 законопроекта казначейскому сопровождению подлежат расчеты по государственным контрактам, заключаемым в целях реализации государственного оборонного заказа на сумму более 100,0 тыс. рублей, а также расчеты по контрактам (договорам), заключаемым в рамках исполнения указанных государственных контрактов на сумму более 100,0 тыс. рублей, за исключением средств, указанных в пункте 3 части 3 настоящей статьи (далее - средства государственного оборонного заказа); Вместе с тем одновременно законопроектом (пункт 3 части 3 статьи 5) предусматривается существенный перечень видов средств, предоставляемых для обеспечения государственного оборонного заказа, не подлежащих казначейскому сопровождению. Согласно обоснованиям, приведенным в приложении N 1 к пояснительной записке к законопроекту, данные случаи, в которых казначейское сопровождение не осуществляется в отношении средств, предоставляемых в рамках реализации государственного оборонного заказа, устанавливаются в связи с особенностями его реализации в целях обеспечения деятельности отдельных федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба, и Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом". Вместе с тем указанное значительное число изъятий из предлагаемой законопроектом нормы о казначейском сопровождении средств, представляемых в рамках реализации государственного оборонного заказа, существенно ограничивает ее действие и, как следствие, отразится на эффективности использования казначейского сопровождения целевых средств в рамках государственного оборонного заказа. Вопрос требует дополнительного обсуждения. Норма части 1 статьи 5 законопроекта, согласно которой при казначейском сопровождении расчетов по государственным контрактам, заключаемым в целях реализации государственного оборонного заказа, территориальными органами Федерального казначейства не осуществляется санкционирование расходов, источником которых являются указанные целевые средства, представляется необоснованной. 3. Законопроектом (части 4 - 6 статьи 5) предусматривается установить положения, регулирующие порядок осуществления казначейского сопровождения средств, представляемых юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в рамках государственного оборонного заказа. Так, законопроектом предусматривается установить обязанности государственного заказчика, головного исполнителя, исполнителя по государственному контракту, контракту (договору) в рамках государственного оборонного заказа, определить обязательные условия, подлежащие включению в указанные контракты, закрепляются положения о полномочиях Правительства Российской Федерации в части определения порядка казначейского сопровождения средств в рамках государственного оборонного заказа. Согласно пояснительной записке к законопроекту данные нормы предлагаются в целях реализации статьи 1529 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе". Вместе с тем представляется, что установление отдельных условий порядка осуществления казначейского сопровождения средств государственного оборонного заказа не относится к предмету правового регулирования федерального закона о федеральном бюджете. Полагали бы целесообразным рассмотреть вопрос о закреплении указанных норм в Федеральном законе "О государственном оборонном заказе" или в Бюджетном кодексе Российской Федерации в рамках подготавливаемых Правительством Российской Федерации комплексных изменений в части казначейского обслуживания и системы казначейских платежей. 4. Частью 7 статьи 5 законопроекта устанавливается, что при казначейском сопровождении субсидий юридическим лицам перечисление субсидий осуществляется в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам юридических лиц, источником финансового обеспечения которых являются данные субсидии, за исключением субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям, а также субсидий государственным корпорациям, определенным решениями Правительства Российской Федерации, что не соответствует положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации. Так, согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации (абзац второй пункта 7 статьи 78.3) предоставление субсидий государственным корпорациям осуществляется в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, изъятий из указанной нормы не установлено. 5. В целом представляется целесообразным закрепление в Бюджетном кодексе Российской Федерации норм о казначейском сопровождении целевых средств на постоянной основе. Полагаем, что указанные нормы законопроекта с учетом их уточнения согласно высказанным замечаниям могут быть закреплены в Бюджетном кодексе Российской Федерации в рамках подготавливаемых Правительством Российской Федерации комплексных изменений в части совершенствования казначейского обслуживания и системы казначейских платежей. 6. Частью 12 статьи 5 законопроекта предусматривается право главных распорядителей средств федерального бюджета в установленном Правительством Российской Федерации порядке принять решение об использовании остатков любых предоставленных из федерального бюджета отдельным юридическим лицам бюджетных инвестиций и субсидий (за исключением субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям). При этом в пункте 2 части 12 статьи 5 законопроекта предусматривается возможность использования указанных остатков на иные цели, определенные законопроектом, с последующим сокращением бюджетных ассигнований на предоставление в 2018 году соответствующим юридическим лицам только в части взносов в их уставные (складочные) капиталы, что, по мнению Счетной палаты Российской Федерации, требует уточнения. |
5 |
Статья 6. Бюджетные ассигнования федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов 8. Утвердить распределение бюджетных ассигнований на предоставление субсидий государственным корпорациям (компаниям), публично-правовым компаниям на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов согласно приложениям 21 и 22 (секретно) к настоящему Федеральному закону. |
Законопроектом (часть 8 статьи 6) предусматривается утвердить распределение бюджетных ассигнований на предоставление субсидий государственным корпорациям (компаниям), публично-правовым компаниям на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов. Данная норма предлагается в соответствии с положениями статьи 205 Бюджетного кодекса Российской, согласно положениям абзаца девятого пункта 2 которой (в редакции Федерального закона 18 июля 2017 г. N 178-ФЗ), предметом рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете во втором чтении является, в том числе, приложение к нему, устанавливающее бюджетных ассигнования на предоставление субсидий государственным корпорациям (компаниям), публично-правовым компаниям. |
|
13. Главные распорядители средств федерального бюджета в течение трех рабочих дней со дня заключения соглашения (договора) о предоставлении субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров (работ, услуг), бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся федеральными государственными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями, субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, бюджетам субъектов Российской Федерации обеспечивают формирование и представление информации и документов по каждому соглашению (договору) для включения в реестр соглашений (договоров), ведение которого осуществляется Федеральным казначейством в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации. Реестр соглашений (договоров) размещается на едином портале бюджетной системы Российской Федерации, доступ к которому обеспечивается в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". |
Частью 13 статьи 6 законопроекта предусматривается установить, что главные распорядители средств федерального бюджета обеспечивают включение информации и документов по каждому соглашению о предоставлении субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров (работ, услуг) в реестр соглашений, ведение которого осуществляется Федеральным казначейством. Полагаем целесообразным рассмотреть вопрос о закреплении положений о порядке формировании реестра соглашений (договоров) в Бюджетном кодексе Российской Федерации. |
|
16. Установить, что субсидии и бюджетные инвестиции из федерального бюджета предоставляются юридическим лицам, не являющимся федеральными государственными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями, при условии отсутствия у них просроченной задолженности по денежным обязательствам перед Российской Федерацией, определенным в статье 93.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, за исключением случаев, установленных Правительством Российской Федерации. Проверка соблюдения указанного условия осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. |
Часть 16 статьи 6 законопроекта предусматривает, что субсидии и бюджетные инвестиции предоставляются юридическим лицам, не являющимся федеральными государственными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями, при условии отсутствия у них просроченной задолженности по денежным обязательствам перед Российской Федерацией, определенным в статье 93.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, за исключением случаев, установленных Правительством Российской Федерации. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации условия предоставления субсидий и бюджетных инвестиций юридическим лицам устанавливаются Правительством Российской Федерации. Таким образом, следует дополнительно рассмотреть вопрос о необходимости включения данной нормы в федеральный закон о федеральном бюджете. В случае положительного решения ее необходимо скорректировать, предусмотрев, что у получателей субсидий и бюджетных инвестиций должна отсутствовать просроченная задолженность по возврату в бюджет бюджетной системы Российской Федерации, из которого планируется предоставление субсидии в соответствии с правовым актом, субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иная просроченная задолженность перед бюджетом бюджетной системы Российской Федерации, из которого планируется предоставление субсидии в соответствии с правовым актом (в случае, если такие требования предусмотрены правовым актом). |
6 |
Статья 10. Межбюджетные трансферты бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету города Байконура 2. Утвердить перечень субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, предоставляемых из федерального бюджета в целях софинансирования выполнения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов согласно приложению 32 к настоящему Федеральному закону. |
Законопроектом предлагается утвердить отдельным приложением перечень субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, предоставляемых из федерального бюджета в целях софинансирования выполнения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов Данная норма предлагается в соответствии с положениями статьи 205 Бюджетного кодекса Российской, согласно пункту 2 которой (в редакции Федерального закона от 18 июля 2017 г. N 178-ФЗ) предметом рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете во втором чтении является, в том числе, приложение к нему, устанавливающее перечень субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, предоставляемых из федерального бюджета в целях софинансирования выполнения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. |
7 |
Статья 15. Компенсационные выплаты по сбережениям граждан 1. Направить на осуществление компенсационных выплат гражданам Российской Федерации по вкладам в Сберегательном банке Российской Федерации, вкладам (взносам) в организациях государственного страхования (Публичное акционерное общество Страховая Компания "Росгосстрах" и общества системы Росгосстраха) и выкуп имеющихся в наличии у владельцев - граждан Российской Федерации Государственных казначейских обязательств СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР, являющихся гарантированными сбережениями в соответствии с Федеральным законом от 10 мая 1995 года N 73-ФЗ "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации", средства в 2018 году в сумме 5 500 000,0 тыс. рублей, в 2019 году в сумме 5 500 000,0 тыс. рублей и в 2020 году в сумме 5 500 000,0 тыс. рублей, предусмотренные настоящим Федеральным законом на погашение государственного внутреннего долга Российской Федерации. 2. В 2018 году гражданам Российской Федерации по 1945 год рождения включительно (в том числе наследникам, относящимся к указанной категории граждан) выплачивается компенсация в трехкратном размере остатка вкладов в Сберегательном банке Российской Федерации по состоянию на 20 июня 1991 года и вкладов (взносов) в организациях государственного страхования (Публичное акционерное общество Страховая Компания "Росгосстрах" и общества системы Росгосстраха) по состоянию на 1 января 1992 года (исходя из нарицательной стоимости денежных знаков в 1991 году). Размер трехкратной компенсации зависит от срока хранения вкладов (взносов) и уменьшается на сумму ранее полученной предварительной компенсации (компенсации) и дополнительной компенсации по вкладам (взносам). Гражданам Российской Федерации 1946 - 1991 годов рождения (в том числе наследникам, относящимся к указанной категории граждан) выплачивается компенсация в двукратном размере остатка вкладов в Сберегательном банке Российской Федерации по состоянию на 20 июня 1991 года и вкладов (взносов) в организациях государственного страхования (Публичное акционерное общество Страховая Компания "Росгосстрах" и общества системы Росгосстраха) по состоянию на 1 января 1992 года (исходя из нарицательной стоимости денежных знаков в 1991 году). Размер двукратной компенсации зависит от срока хранения вкладов (взносов) и уменьшается на сумму ранее полученной предварительной компенсации (компенсации) и дополнительной компенсации по вкладам (взносам). По вкладам в Сберегательном банке Российской Федерации, закрытым в период с 20 июня по 31 декабря 1991 года, компенсационные выплаты не осуществляются. 3. Наследникам, относящимся к указанным в части 2 настоящей статьи категориям граждан Российской Федерации, выплата компенсации в двукратном и трехкратном размерах остатков вкладов (взносов) осуществляется вне зависимости от возраста умершего владельца вкладов (взносов). При этом размер компенсационных выплат наследникам не уменьшается на сумму ранее полученной компенсации на оплату ритуальных услуг в размере до 6,0 тыс. рублей. 4. В случае смерти в 2001 - 2018 годах владельца вкладов в Сберегательном банке Российской Федерации по состоянию на 20 июня 1991 года и вкладов (взносов) в организациях государственного страхования (Публичное акционерное общество Страховая Компания "Росгосстрах" и общества системы Росгосстраха) по состоянию на 1 января 1992 года или лица, застрахованного по целевым вкладам (взносам) на детей, являвшегося на день смерти гражданином Российской Федерации, компенсация на оплату ритуальных услуг выплачивается наследникам либо физическим лицам, осуществившим оплату ритуальных услуг, в размере и на условиях, которые определены частями 5-7 статьи 117 Федерального закона от 19 декабря 2006 г. N 238-ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год". 5. По вкладам (взносам) граждан Российской Федерации, по которым ранее были произведены начисления и выплата компенсации в трехкратном (двукратном) размере остатка вкладов (взносов), предварительной компенсации (компенсации), дополнительной компенсации, компенсации на оплату ритуальных услуг в размере до 6,0 тыс. рублей, повторная выплата указанных компенсаций не осуществляется. 6. Выкуп через Публичное акционерное общество "Сбербанк России" Государственных казначейских обязательств СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР, размещение которых производилось на территории Российской Федерации до 1 января 1992 года и которые не погашены в предыдущие годы, осуществляется по желанию их владельцев - граждан Российской Федерации на условиях, определенных статьей 137 Федерального закона от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год". Утраченные Государственные казначейские обязательства СССР и сертификаты Сберегательного банка СССР, размещенные на территории Российской Федерации до 1 января 1992 года, выкупу не подлежат. 7. Порядок осуществления компенсационных выплат по вкладам (взносам) в соответствии с настоящей статьей определяется Правительством Российской Федерации. 8. Министерству финансов Российской Федерации продолжить погашение задолженности бывшего СССР перед физическими лицами - владельцами валютных счетов, открытых во Внешэкономбанке до 1 января 1992 года, на условиях, установленных пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 декабря 1992 года N 1565 "О мерах по урегулированию внутреннего валютного долга бывшего Союза ССР", за счет средств, предусмотренных по подразделу "Другие общегосударственные вопросы" раздела "Общегосударственные вопросы" классификации расходов бюджетов. |
Статья 15 законопроекта определяет особенности порядка осуществления в 2018 году компенсационных выплат отдельным категориям граждан. Принимая во внимание, что в соответствии с частью 7 данной статьи порядок осуществления компенсационных выплат по вкладам (взносам) определяется Правительством Российской Федерации, представляется целесообразным закрепить указанные нормы в нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации. |
8 |
Статья 18. Организации, выполняющие в 2018 году функции агентов Правительства Российской Федерации 1. Публичное акционерное общество "Сбербанк России" является агентом Правительства Российской Федерации по осуществлению следующих выплат (в случае, если данные выплаты не осуществляются через организации федеральной почтовой связи): 1) компенсаций в возмещение вреда гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий; 2) компенсаций членам семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти в связи с оплатой ими жилых помещений, коммунальных и других видов услуг; 3) выплат на проведение ремонта индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, потерявших кормильца; 4) ежемесячных пособий детям военнослужащих, принимавших непосредственное участие в борьбе с терроризмом на территории Северо-Кавказского региона и погибших (пропавших без вести) при выполнении обязанностей военной службы по призыву; 5) компенсационных выплат женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, уволенным в связи с ликвидацией организаций; 6) пособий и компенсаций членам семей погибших (умерших) военнослужащих (граждан, проходивших военные сборы, инвалидов вследствие военной травмы), а также лицам, уволенным с военной службы в связи с признанием их негодными к военной службе вследствие военной травмы; 7) пособий на проведение летнего оздоровительного отдыха детей отдельных категорий военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших), пропавших без вести, ставших инвалидами в связи с выполнением задач в условиях вооруженного конфликта немеждународного характера, а также в связи с выполнением задач в ходе контртеррористических операций; 8) единовременных пособий потерпевшим, свидетелям и иным участникам уголовного судопроизводства, в отношении которых в установленном порядке принято решение об осуществлении государственной защиты; 9) единовременных денежных компенсаций реабилитированным лицам. 2. Функции агента Правительства Российской Федерации осуществляются Публичным акционерным обществом "Сбербанк России" в соответствии с соглашениями, заключенными между Публичным акционерным обществом "Сбербанк России" и федеральными органами исполнительной власти, являющимися в соответствии с настоящим Федеральным законом главными распорядителями указанных в части 1 настоящей статьи бюджетных ассигнований. За выполнение функций агента Правительства Российской Федерации по осуществлению указанных в части 1 настоящей статьи выплат Публичному акционерному обществу "Сбербанк России" выплачивается вознаграждение, размер которого не должен превышать 0,5 процента суммы произведенных выплат. 3. Публичное акционерное общество "Сбербанк России" или иные банки, определенные Правительством Российской Федерации и соответствующие требованиям, установленным частью первой статьи 56 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках Национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", являются агентами Правительства Российской Федерации по осуществлению на территории Российской Федерации выплаты пенсий, пособий и компенсаций лицам, пенсионное обеспечение которых осуществляется в соответствии с указанным законом Российской Федерации, а также лицам, проходившим службу в таможенных органах, органах и организациях прокуратуры, следственных органах и учреждениях Следственного комитета Российской Федерации, и членам их семей. 4. Функции агентов Правительства Российской Федерации осуществляются Публичным акционерным обществом "Сбербанк России" или иными банками, указанными в части 3 настоящей статьи, в соответствии с соглашениями, заключенными между указанными банками и федеральными органами исполнительной власти или федеральными государственными органами, осуществляющими пенсионное обеспечение указанных в части 3 настоящей статьи лиц. Такие соглашения могут содержать положения об оказании указанными банками на платной основе дополнительных услуг, перечень этих услуг и размер вознаграждения, который не должен превышать 0,4 процента суммы пенсионных выплат. 5. По поручению Правительства Российской Федерации функции агентов Правительства Российской Федерации, в том числе по представлению интересов Российской Федерации в судах, могут выполнять следующие организации: 1) государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", акционерные общества "Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства", "Российский Сельскохозяйственный банк"- по вопросам обеспечения возврата (погашения) задолженности юридических лиц, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по денежным обязательствам перед Российской Федерацией (за исключением бюджетных кредитов, предоставляемых в соответствии с частью 1 статьи 11 настоящего Федерального закона), в том числе по вопросам ведения аналитического учета задолженности по денежным обязательствам перед Российской Федерацией; 2) государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" - по вопросам предоставления государственных гарантий Российской Федерации, сопровождения, администрирования и исполнения предоставленных государственных гарантий Российской Федерации, в том числе по вопросам ведения аналитического учета предоставленных государственных гарантий Российской Федерации, обязательств принципалов, их поручителей (гарантов) и иных лиц в связи с предоставлением и исполнением государственных гарантий Российской Федерации, анализа финансового состояния и взыскания задолженности указанных лиц; 3) акционерное общество "Росэксимбанк" - по вопросам обеспечения государственной поддержки экспорта промышленной продукции (товаров, работ, услуг) в рамках оказания государственной гарантийной поддержки (за исключением вопросов предоставления государственных гарантий Российской Федерации, сопровождения, администрирования и исполнения предоставленных государственных гарантий Российской Федерации); 4) открытое акционерное общество "Росагроснаб" и акционерное общество "Российский Сельскохозяйственный банк" - по вопросам обеспечения возврата задолженности по средствам федерального бюджета, предоставленным на обеспечение агропромышленного комплекса машиностроительной продукцией и племенным скотом, а также проведения реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей в соответствии с Федеральным законом от 9 июля 2002 г. N 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей"; 5) государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" - по вопросам учета, обслуживания и погашения (использования) государственного внешнего долга бывшего СССР и Российской Федерации (включая внутренний валютный долг бывшего СССР) и государственных кредитов, предоставленных бывшим СССР и Российской Федерацией иностранным заемщикам, а также по вопросам мониторинга проектов, реализуемых в Российской Федерации с участием международных финансовых организаций; 6) финансовые организации, отобранные в установленном порядке, - по вопросам размещения и обмена облигаций внутренних и внешних облигационных займов Российской Федерации; 7) государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" - по вопросам хранения сертификатов ценных бумаг и (или) учета прав и перехода прав на ценные бумаги, собственником которых является Российская Федерация. 6. За выполнение в 2018 году функций агентов Правительства Российской Федерации, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", акционерным обществам "Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства", "Росэксимбанк", "Российский Сельскохозяйственный банк" и открытому акционерному обществу "Росагроснаб" выплачивается вознаграждение в общей сумме до 788 148,0 тыс. рублей. Объем вознаграждения агентам Правительства Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации или уполномоченным им Министерством финансов Российской Федерации в пределах указанной суммы. 7. За выполнение в 2018 году функций агентов по размещению и обмену облигаций внутренних и внешних облигационных займов Российской Федерации финансовым организациям, отобранным в установленном порядке, выплачивается вознаграждение в общей сумме до 226 450,0 тыс. рублей. Оплата услуг по размещению облигаций внутренних и внешних облигационных займов Российской Федерации осуществляется за счет средств, привлеченных в результате размещения в 2018 году облигаций внутренних и внешних облигационных займов Российской Федерации, в соответствии с договорами, заключенными с указанными организациями, с отражением указанной операции в отчете об исполнении федерального бюджета. |
Согласно части 3 статьи 18 законопроекта публичное акционерное общество "Сбербанк России" или иные банки, определенные Правительством Российской Федерации и соответствующие требованиям, установленным частью первой статьи 56 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" (далее - Закон N 4468-1), являются агентами Правительства Российской Федерации по осуществлению на территории Российской Федерации выплаты пенсий, пособий и компенсаций лицам, пенсионное обеспечение которых осуществляется в соответствии с указанным Законом Российской Федерации. Вместе с тем согласно части первой статьи 56 Закона N 4468-1 выплата таких пенсий осуществляется через публичное акционерное общество "Сбербанк России". При этом согласно части пятой статьи 56 указанного Закона по решению соответствующего федерального органа исполнительной власти, федерального государственного органа, согласованному с Министерством финансов Российской Федерации, пенсии могут выплачиваться в ином порядке, чем это предусмотрено частью первой статьи 56 Закона N 4468-1. Изменение порядка выплаты пенсий в части наделения Правительства Российской Федерации полномочием по предоставлению функций по осуществлению указанных выплат иным банкам не корреспондируются со статьей 56 Закона N 4468-1, и в случае принятия законопроекта возникнет коллизия компетенций различных органов. |
9 |
Статья 19. Особенности обслуживания в 2018 году Центральным банком Российской Федерации и кредитными организациями отдельных счетов участников бюджетного процесса 1. Установить, что учреждения Центрального банка Российской Федерации и кредитные организации без взимания платы: 1) обслуживают счета, открытые Федеральному казначейству и его территориальным органам; 2) обслуживают счета, открытые финансовым органам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; 3) проводят операции по приему наличных денежных средств от организаций, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), и по обеспечению указанных организаций наличными денежными средствами; 4) оказывают услуги Федеральному казначейству и его территориальным органам по изготовлению на бумажном носителе копий электронных сообщений, содержащих распоряжения; 5) оказывают услуги по переводу денежных средств с применением телеграфной технологии территориальным органам Федерального казначейства. 2. Центральный банк Российской Федерации оказывает информационные услуги в платежной системе Банка России, а также услуги по передаче электронных сообщений по финансовым операциям Федеральному казначейству и его территориальным органам без взимания платы. 3. Установить, что Центральный банк Российской Федерации ежеквартально представляет в Федеральное казначейство информацию о счетах в валюте Российской Федерации, открытых в учреждениях Центрального банка Российской Федерации и кредитных организациях: 1) федеральным казенным учреждениям и федеральным бюджетным учреждениям; 2) финансовым органам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований для учета операций со средствами бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов; 3) получателям средств бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) для учета операций со средствами, поступающими в их временное распоряжение; 4) казенным учреждениям субъектов Российской Федерации (муниципальным казенным учреждениям) и бюджетным учреждениям субъектов Российской Федерации (муниципальным бюджетным учреждениям); 5) органам управления государственными внебюджетными фондами для учета средств бюджетов государственных внебюджетных фондов; 6) получателям средств бюджетов государственных внебюджетных фондов для учета средств, поступающих в их временное распоряжение. 4. При установлении факта незакрытия в учреждениях Центрального банка Российской Федерации и кредитных организациях открытых в нарушение законодательства Российской Федерации счетов, указанных в части 3 настоящей статьи, операции по ним подлежат приостановлению на основании направляемых в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации, Федеральным казначейством и его территориальными органами представлений о приостановлении операций. 5. Установить, что Публичное акционерное общество "Сбербанк России" и Банк ВТБ (публичное акционерное общество) обслуживают счета Федерального казначейства в иностранных валютах, открытые ему для проведения валютных операций со средствами федерального бюджета (средствами, предоставленными в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации из федерального бюджета), средствами бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, осуществляемых участниками бюджетного процесса, федеральными бюджетными и автономными учреждениями, государственными унитарными предприятиями и иными юридическими лицами, лицевые счета которым открыты в органах Федерального казначейства. |
Статьей 19 законопроекта устанавливаются особенности обслуживания в 2018 году Банком России и кредитными организациями счетов участников бюджетного процесса, обеспечения наличными средствами организаций, лицевые счета которым открыты в органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), а также предоставления Федеральному казначейству и его территориальным органам информационных услуг в платежной системе Банка России без взимания платы. Полагали бы целесообразным рассмотреть вопрос о закреплении указанных норм в Бюджетном кодексе Российской Федерации в рамках подготавливаемых Правительством Российской Федерации комплексных изменений в части казначейского обслуживания и системы казначейских платежей. |
10 |
Статья 21. Особенности исполнения федерального бюджета в 2018 году 1. Установить в соответствии с пунктом 3 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации, что основанием для внесения в 2018 году изменений в показатели сводной бюджетной росписи федерального бюджета является распределение зарезервированных в составе утвержденных статьей 6 настоящего Федерального закона: 5) бюджетных ассигнований на 2018 год в объеме 15 899 330,4 тыс. рублей, на 2019 год в объеме 19 854 216,0 тыс. рублей и на 2020 год в объеме 20 236 207,5 тыс. рублей, предусмотренных по подразделу "Другие общегосударственные вопросы" раздела "Общегосударственные вопросы" классификации расходов бюджета на реализацию решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации; 17) бюджетных ассигнований на 2018 год в объеме 2 387 791,2 тыс. рублей, на 2019 год в объеме 2 513 666,9 тыс. рублей и на 2020 год в объеме 2 513 66,9 тыс. рублей, предусмотренных по подразделу "Сельское хозяйство и рыболовство" раздела "Национальная экономика" классификации расходов бюджетов, на компенсацию сельскохозяйственным товаропроизводителям, обеспечившим в установленном порядке страховую защиту своих имущественных интересов, связанных с производством сельскохозяйственной продукции, ущерба, причиненного в результате чрезвычайных ситуаций природного характера на территориях субъектов Российской Федерации, по решениям Правительства Российской Федерации |
В соответствии с частью 1 статьи 21 законопроекта предусматривается 19 оснований для внесения изменений в показатели сводной бюджетной росписи федерального бюджета, связанных с распределением зарезервированных бюджетных ассигнований. В соответствии с требованиями статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в предусмотренных частью 1 статьи 21 законопроекта основаниях указаны объемы зарезервированных бюджетных ассигнований на 2018 год и каждый год планового периода, а также направления их использования. Вместе с тем в пункте 5 части 1 статьи 21 законопроекта, которым устанавливается возможность внесения изменений в показатели сводной бюджетной росписи федерального бюджета в случае распределения зарезервированных на 2018, 2019 и 2020 годы бюджетных ассигнований федерального бюджета в объеме 15 899,3 млн. рублей, 19 854,2 млн. рублей и 20 236,2 млн. рублей соответственно, предусмотренных по подразделу "Другие общегосударственные вопросы" раздела "Общегосударственные вопросы" классификации расходов бюджета на реализацию решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, направления использования указанных бюджетных ассигнований не определены. Пунктом 17 части 1 статьи 21 законопроекта предусматривается, что основанием для внесения в 2018 году изменений в показатели сводной бюджетной росписи федерального бюджета является распределение зарезервированных бюджетных ассигнований: на 2018 год - в объеме 2 387,8 млн. рублей, на 2019 год - в объеме 2 513,7 млн. рублей и на 2020 год - в объеме 2 513,7 млн. рублей, предусмотренных по подразделу "Сельское хозяйство и рыболовство" раздела "Национальная экономика" классификации расходов бюджетов, на компенсацию сельскохозяйственным товаропроизводителям, обеспечившим в установленном порядке страховую защиту своих имущественных интересов, связанных с производством сельскохозяйственной продукции, ущерба, причиненного в результате чрезвычайных ситуаций природного характера на территориях субъектов Российской Федерации, по решениям Правительства Российской Федерации. Следует отметить, что аналогичная норма пункта 11 части 1 статьи 21 Федерального закона N 415-ФЗ содержит положения о компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям также и в случае отсутствия страховой защиты имущественных интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые были установлены Федеральным законом от 1 июля 2017 г. N 157-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов". Так, предусматривается распределение зарезервированных бюджетных ассигнований на компенсацию сельскохозяйственным товаропроизводителям, обеспечившим в установленном порядке страховую защиту своих имущественных интересов, связанных с производством сельскохозяйственной продукции, ущерба, причиненного в результате чрезвычайных ситуаций природного характера на территориях субъектов Российской Федерации, по решениям Правительства Российской Федерации, а в случае отсутствия страховой защиты имущественных интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей - по отдельным решениям Правительства Российской Федерации, принятым на основании обращений высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации). В соответствии с данной нормой распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2017 г. N 1787-р Правительством Российской Федерации принято решение о возмещении ущерба, причиненного в результате чрезвычайных ситуаций природного характера в 2016 году на территориях субъектов Российской Федерации, чьи посевы сельскохозяйственных культур не были застрахованы, на общую сумму 1 323,6 млн. рублей. В законопроекте (пункт 11 части 1 статьи 21) положения о компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям в случае отсутствия страховой защиты имущественных интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей не предусмотрены. По предусматриваемым частью 1 статьи 21 законопроекта основаниям предполагается распределение зарезервированных средств (открытая часть): в 2018 году - в объеме 483,5 млрд. рублей, или 2,9% общего объема расходов федерального бюджета, в 2019 году - 574,3 млрд. рублей, или 3,5% общего объема расходов федерального бюджета, в 2019 году - 685,2 млрд. рублей, или 4% общего объема расходов федерального бюджета. Объемы резервирования, предусмотренные в проекте федерального бюджета на 2018 год, выше объемов резервных средств, предусмотренных на 2017 год проектом федерального закона "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" (369,9 млрд. рублей), на 30,7% и увеличиваются в 2019 году по сравнению с 2018 годом на 18,8%, в 2020 году по сравнению с 2019 годом - на 19,3%. Следует отметить, что проектом федерального закона N 270372-7 "О приостановлении действия отдельных положений статьи 94 Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлении особенностей исполнения федерального бюджета в 2018 году" (внесен в Государственную Думу 20 сентября 2017 года) (далее - проект федерального закона N 270372-7) предусматривается установить дополнительно к установленным статьей 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации временные основания, по которым в ходе исполнения федерального бюджета в 2018 году могут быть внесены изменения в показатели сводной бюджетной росписи федерального бюджета без внесения изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" в целях перераспределения бюджетных ассигнований. С учетом положений части 1 статьи 21 законопроекта, статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации, определившей 29 оснований, а также проекта федерального закона N 270372-7 в 2018 году может быть предусмотрено порядка 60 оснований для внесения изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета (в 2017 году - 60). |
11 |
|
Законопроект не содержит положений, устанавливающих условия реструктуризации обязательств (задолженности) по бюджетным кредитам в 2018 году и плановом периоде 2019 и 2020 годов. Разработка соответствующего акта Правительства Российской Федерации также не предусмотрена. Согласно положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации (пункт 10 статьи 93.2) условия реструктуризации обязательств (задолженности) по бюджетному кредиту устанавливаются соответствующими законами (решениями) о бюджете и принятыми в соответствии с ними актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации муниципального образования соответственно, которыми также определяется порядок проведения реструктуризации обязательств (задолженности) по бюджетному кредиту. На заседании президиума Государственного совета Российской Федерации 22 сентября 2017 года Президент Российской Федерации поручил Правительству Российской Федерации с 1 января 2018 года осуществление программы реструктуризации накопленных бюджетных кредитов. Полагаем целесообразным установить в законопроекте условия реструктуризации обязательств (задолженности) по бюджетным кредитам, а также предусмотреть соответствующие полномочия Правительства Российской Федерации. Следует также включить в представленный одновременно с законопроектом перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов", нормативный правовой акт Правительства Российской Федерации, определяющий условия и порядок реструктуризации обязательств (задолженности) по бюджетным кредитам. |
12 |
|
В расчетах доходов федерального бюджета на 2018 - 2020 годы учтены положения непринятых федеральных законов об изменении нормативов зачисления акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, а также пропорций распределения налога на прибыль при выполнении соглашений о разделе продукции. |
13 |
|
В составе документов и материалов к законопроекту представлен перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов". В связи с принятием законопроекта требуется подготовка 89 нормативных правовых актов, в том числе до начала финансового года предусматривается подготовка 56 нормативных правовых актов. Предусмотрена также подготовка нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации о внесении изменений в государственные программы Российской Федерации в целях приведения параметров их финансового обеспечения в соответствие с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" (срок до 30 марта 2018 года), при этом данные нормативные правовые акты в общее количество предусматриваемых к разработке актов не включены. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.