Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 28 сентября 2017 г. N 2-АПГ17-13
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Никифорова С.Б.
при секретаре Холодцовой Ю.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Мошанова Л.В. о признании недействующими отдельных положений решения Муниципального Собрания Кадуйского муниципального района Вологодской области от 23 ноября 2016 г. N 90 "Об утверждении ставок арендной платы и коэффициентов в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в собственности Кадуйского муниципального района Вологодской области, на 2017 год", по апелляционным жалобам Мошанова Л.В. и Муниципального Собрания Кадуйского муниципального района Вологодской области на решение Вологодского областного суда от 30 мая 2017 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя Муниципального собрания Кадуйского муниципального района Бережного С.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Мошанов Л.В., являющийся арендатором земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, из земель поселений с кадастровым номером ..., площадью 277 кв.м, расположенного в ... области, предназначенного под магазины, обратился в Вологодский областной суд с административным иском о признании недействующим решения Муниципального Собрания Кадуйского муниципального района Вологодской области от 23 ноября 2016 г. N 90 "Об утверждении ставок арендной платы и коэффициентов в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в собственности Кадуйского муниципального района Вологодской области, на 2017 год" в части установления ставки арендной платы за аренду земельных участков, расположенных в кадастровом квартале ... и предназначенных для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, в размере 343,8% от кадастровой стоимости земельного участка.
По мнению административного истца, ставка арендной платы в размере 343,8% от кадастровой стоимости земельного участка, установленная административным ответчиком, не отвечает принципам экономической обоснованности и предсказуемости расчета размера арендной платы, нарушает его права и законные интересы как арендатора муниципального имущества. Административный истец просил признать недействующим нормативный акт в оспариваемой части со дня его принятия.
Решением Вологодского областного суда от 30 мая 2017 г. признано недействующим решение Муниципального Собрания Кадуйского муниципального района Вологодской области от 23 ноября 2016 г. N 90 "Об утверждении ставок арендной платы и коэффициентов в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в собственности Кадуйского муниципального района Вологодской области, на 2017 год" в части установления ставки арендной платы за земельные участки, расположенные в кадастровом квартале ... и предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, в размере 343,8 % со дня вступления решения суда в законную силу.
Не согласившись с решением суда первой инстанции в части определения судом момента, с которого нормативный правовой акт признан недействующим, Мошанов Л.В. обратился в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, ссылаясь на то, что суд не указал обстоятельства и мотивы, послужившие основанием для такого вывода.
А также с апелляционной жалобой в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации обратилось Муниципальное Собрание Кадуйского муниципального района Вологодской области, которое полагает, что ставка арендной платы в размере 343,8%, оспоренная административным истцом, была утверждена на основании анализа данных, собранных в 2013 году. При этом с 2014 по 2017 г. размер ставки, применяемой в отношении Мошанова Л.В., не менялся, но в целях удобства публикации каждый год принималось отдельное решение об утверждении ставок арендной платы. С учетом того, что обстоятельства, в соответствии с которыми утверждалась ставка арендной платы, были предметом исследования и оценки судов, рассматривавших в 2015-2017 г. аналогичные административные дела с участием этих же лиц, эти обстоятельства не могли доказываться и оспариваться вновь в рамках настоящего дела.
Извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы Мошанов Л.В., представители администрации муниципального образования поселка ... Кадуйского муниципального района Вологодской области, Комитета по управлению имуществом Кадуйского муниципального района Вологодской области, прокуратуры Вологодской области не явились, о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя Муниципального собрания Кадуйского муниципального района, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 39.7 Земельного кодекса).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частности принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решение Муниципального Собрания Кадуйского муниципального района Вологодской области от 23 ноября 2016 г. N 90, которым утверждены ставки арендной платы и коэффициентов в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в собственности Кадуйского муниципального района Вологодской области, на 2017 г., принято уполномоченным органом в установленной форме, официально опубликовано и по этим основаниям не оспаривается.
Ставка арендной платы за аренду земельного участка, расположенного в кадастровом квартале ... и предназначенного для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, в размере 343,8% от кадастровой стоимости земельного участка была установлена в 2014 г., в дальнейшем пролонгировалась. На 2017 г. ставка арендной платы принята в том же размере.
Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 2 марта 2017 г. N 2-АПГ16-30 было отменено решение Вологодского областного суда от 25 октября 2016 г., принятое по административному делу по иску Мошанова Л.В., и вынесено новое решение о признании недействующим решения Муниципального Собрания Кадуйского муниципального района Вологодской области от 25 ноября 2015 г. N 123 "Об утверждении ставок арендной платы и коэффициентов в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в собственности Кадуйского муниципального района Вологодской области, на 2016 год" в части установления ставки арендной платы за земельные участки, расположенные в кадастровом квартале ... и предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, в размере 343,8% от кадастровой стоимости со дня вступления в силу определения.
Судебная коллегия установила, что в качестве мотива увеличения арендной ставки для земельных участков, предоставленных для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, с 12 до 343,8% от кадастровой стоимости таких участков послужило снижение поступления в местные бюджеты доходов от арендной платы по причине изменения кадастровой стоимости этого имущества в связи с введением в действие с 1 января 2013 г. приказа департамента имущественных отношений Вологодской области от 27 декабря 2012 г. N 206 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Вологодской области". При этом доказательств того, что уровень доходности предоставленного в аренду административному истцу земельного участка за период с 2012 по 2016 г. изменился, что позволило повысить ставку арендной платы с соблюдением баланса интересов арендодателя и арендатора, административным ответчиком в материалы дела не представлено. Также в материалах дела отсутствовали документы, свидетельствующие о том, что при принятии оспариваемого нормативного правового акта проводились анализ и оценка экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земель Кадуйского муниципального района Вологодской области, а установленные им ставки арендной платы имеют экономическое обоснование.
Ставки арендной платы и коэффициентов в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в собственности Кадуйского муниципального района Вологодской области, на 2017 г. определялись административным ответчиком при обстоятельствах, аналогичных ранее рассмотренному делу. В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие, что установленные на 2017 г. ставки арендной платы имеют экономическое обоснование.
Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 11 мая 2004 г. N 209-О выражена правовая позиция в отношении земельного налога, имеющего схожую правовую природу с арендной платой в силу положений статьи 65 Земельного кодекса, где указано, что плата за землю определяется не произвольно, а на основе анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка. Судебные органы, не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий, должны выявлять, проводились ли при принятии нормативного правового акта анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков (осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки платы за землю на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков).
Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.
Таким образом, экономическая обоснованность размера арендной платы предполагает учет не только объема планируемых поступлений в бюджет от сдачи имущества в аренду, но и анализ и оценку экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельного участка, а также оценку статуса арендатора, что обусловлено необходимостью соблюдения принципа необоснованных предпочтений и поддержки социально значимых видов деятельности.
С учетом установленных обстоятельств суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для признания нормативного правового акта в его оспариваемой части недействующим.
Довод административного ответчика, изложенный в апелляционной жалобе о нарушении судом положения части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации отклоняется.
В соответствии с указанной нормой обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Предметом оспаривания по делам, ранее рассмотренным судами Вологодской области и Верховным Судом Российской Федерации, являлись нормативные правовые акты, принятые Муниципальным Собранием Кадуйского муниципального района Вологодской области, которыми утверждены ставки арендной платы за земельные участки на предыдущие годы до 2017 г., в связи с чем в рассматриваемом деле исследованию подлежат обстоятельства, которые не были установлены судом по ранее рассмотренным делам.
В соответствии с пунктом 28 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Поскольку в силу части 1 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации последствием принятия судом решения о признании нормативного правового акта (его части) недействующим является невозможность применения его с указанной судом даты, а решение представительного органа в оспариваемой части применялось с момента его принятия, то суд первой инстанции обоснованно признал его недействующим с момента вступления решения суда в законную силу. Противоречий в этой части судебного акта правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 не обнаружено.
Обжалуемое судебное решение вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения суда в апелляционном порядке отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Вологодского областного суда от 30 мая 2017 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы Мошанова Л.В. и Муниципального Собрания Кадуйского муниципального района Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Никифоров С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 28 сентября 2017 г. N 2-АПГ17-13
Текст определения официально опубликован не был