Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 28 сентября 2017 года (протокол N 70, пункт 50) Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрен проект федерального закона N 217713-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" в части закрепления возможности предоставления в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг нескольких государственных (муниципальных) услуг посредством подачи заявителем единого заявления", внесенный Правительством Российской Федерации.
Законопроект, во-первых, предусматривает предоставление нескольких государственных и муниципальных услуг по единому комплексному запросу заявителя. Во-вторых, законопроектом регулируется порядок обжалования действий (бездействия) работников многофункциональных центров. В-третьих, предусматривается привлечение работников многофункциональных центров к ответственности, установленной законодательством для должностных лиц.
По данному законопроекту Комитет считает необходимым отметить следующее.
Введение возможности получения заявителями нескольких государственных и муниципальных услуг посредством подачи единого, комплексного запроса, безусловно, способствует дальнейшему развитию принципа "одного она" при предоставлении государственных и муниципальных услуг, создает более комфортные для лица условия получения публичных услуг. Особенно важно, что при этом обеспечивается самостоятельное, без участия лица межведомственное взаимодействие работников многофункционального центра с иными органами и организациями в целях получения необходимых документов от лица заявителя. Это выводит реализацию принципа "одного окна" на качественно иной уровень.
Проектом предусмотрено, что перечень федеральных государственных услуг, предоставляемых по комплексному запросу, утверждается актом Правительства Российской Федерации. В отношении региональных государственных и муниципальных услуг предусмотрено иное правило: согласно проекту, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации или муниципальным нормативным правовым актом соответственно утверждается перечень услуг, не предоставляемых по комплексному запросу. Такое законодательное решение вызывает вопросы. Полагаем, что при регулировании перечней услуг на всех уровнях публичной власти в целях предоставления их по комплексному запросу целесообразно использовать единый принцип: определять услуги, либо предоставляемые, либо, напротив, не предоставляемые в этом особом порядке. При этом принцип определения перечней услуг, предоставляемых по комплексному запросу, представляется более удобным, в том числе для заявителей. Во-первых, при определении услуг, предоставляемых по единому запросу, очевидно, будут формироваться блоки взаимосвязанных услуг, предоставление которых возможно по комплексному запросу (а не предоставление по комплексному запросу любого произвольного набора услуг по выбору гражданина). Во-вторых, наличие закрытого перечня услуг, предоставляемых по комплексному запросу, позволяет заявителям яснее понять, какого рода услуги они могут получить в этом порядке.
Что касается распространения на работников многофункциональных центров ответственности, установленной для должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления, то эта идея требует дополнительного обсуждения. Во всяком случае, как представляется, для ее реализации недостаточно внесения изменений в Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", а потребуется также внесение изменений в иные законодательные акты, в том числе в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
На законопроект поступило 53 отзыва из 44 субъектов Российской Федерации, 52 положительных и 1 отрицательный. При этом мнения законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации совпали в 9 случаях и в соответствии со статьей 26.4 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" 9 субъектов РФ высказались за принятие закона, ни один субъект Российской Федерации не высказался против принятия закона. Мнение 76 субъектов Российской Федерации не выражено.
На законопроект получены положительные отзывы Правового управления Государственной Думы, а также Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 217713-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" в части закрепления возможности предоставления в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг нескольких государственных (муниципальных) услуг посредством подачи заявителем единого заявления", внесенный Правительством Российской Федерации.
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.