Именем Российской Федерации
Резолютивная часть объявлена 14 сентября 2017 г.
Решение изготовлено в полном объеме 21 сентября 2017 г.
Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи Сизовой О.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сочневой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по заявлению: ФГБУ "Управление "Кубаньмелиоводхоз"
к ответчикам/заинтересованным лицам: ФАС России
третье лицо: 1) Министерство сельского хозяйства РФ, 2) ООО "Торг - Сервис".
о признании незаконным Решение по делу N К-652/17 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок от 29.05.2017 г.
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, извещен;
от ответчика: Волохов Б.С. (удостов., дов. N ИА/26913/17 от 19.04.2017 г.);
от третьего лица: не явился, извещен;
установил:
ФГБУ "Управление "Кубаньмелиоводхоз" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением, в котором просит признать незаконным Решение ФАС России по делу N К-652/17 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок от 29.05.2017 г.
Представители заявителя и 3-го лица, извещенные надлежащим образом о дате, месте, времени проведения судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
В обоснование заявленных требований ФГБУ "Управление "Кубаньмелиоводхоз" ссылается на то, что вынесенное решение ФАС России нарушает законные права и интересы Заказчика, в связи с указанием на нарушение статей 50, 53 Закона о контрактной системе, в то время, как данные положения Закона, по утверждению заявителя были выполнены Заказчиком при составлении конкурсной документации и соответствуют требованиям действующего законодательства.
Ответчик по заявлению возражает, ссылаясь на законность, обоснованность оспариваемого акта.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей заявителя и 3-го лица в соответствии со ст.ст. 123, 156 АПК РФ.
Выслушав представителя ответчика, рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Как следует из представленных материалов, в Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба ООО "Торг-Сервис" на действия Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Заказчика), ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Краснодарскому краю" (далее - Уполномоченного органа) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Единой комиссией Конкурса.
По мнению ООО "Торг-Сервис" в Конкурсной документации ненадлежащем образом установлен порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по нестоимостным критериям; в Конкурсной документации ненадлежащем образом установлена инструкция по заполнению заявки на участие в Конкурсе, не позволяющая надлежащим образом заполнить заявку на участие в Конкурсе.
Рассмотрев жалобу ООО "Торг-Сервис" на действия Заказчика, и Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, единой комиссией Уполномоченного органа (далее - Единая комиссия) открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по организации и проведению строительного контроля по объекту: "Реконструкция противопаводковой системы обвалования рек Кубани и Протоки с подготовительными работами по очистке русел рек Кубани и Протоки (2-я очередь), Краснодарский край" (остаточные работы) (номер извещения 0318100043317000032) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), Комиссия ФАС России признала жалобу ООО "Торг-Сервис" обоснованной; признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения пунктов 4, 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе; признать в действиях Единой комиссии нарушения частей 5, 12 статьи 53 Закона о контрактной системе; указала на необходимость выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Единой комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
Не согласившись с указанным решением ФГБУ "Управление "Кубаньмелиоводхоз" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд исходит из следующего.
Как следует из представленных материалов, в соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя): извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 28.04.2017; способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс; начальная (максимальная) цена контракта - 4 556 348 рублей; дата окончания заявок на участие в конкурсе - 22.05.2017; на участие в Конкурсе подано 5 заявок от участников закупки, признанные соответствующими требованиям Конкурсной документации; победителем Конкурса признано ООО "Центр-Проект" (далее - Победитель) с предложением о цене контракта 3 645 078 рублей.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе. В силу пункта 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе, предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе, конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе, на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила). Согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В Конкурсной документации установлены критерии "Цена Государственного контракта (цена единицы работ)", "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (далее - Критерий N 1), "Квалификация Участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий N 2), с соответствующими значениями значимости 60%, 10%, 30%, а также коэффициентами значимостей 0,6; 0,1; 0,3.
В разделе 10 Конкурсной документации предусмотрен Критерий N 1, который содержит показатель: "Соответствие описания оказываемых услуг, их количественных и качественных характеристик (предложения о качестве услуг" (далее - Показатель N 1), в рамках которого установлен порядок оценки заявок на участие в Конкурсе в форме таблицы, содержащая две графы: графа 5 "Документы, подтверждающие квалификацию участника", графа 6 "Формула расчета количества баллов и (или) шкала оценки или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения".
Согласно положениями Конкурсной документации в графе 5 Документы, подтверждающие квалификацию участника" таблицы указано следующее. "Развернутое описание предложения о качестве оказываемых услуг в соответствии с описанием объекта закупки, в том числе: описание последовательности и порядка оказания услуг, с детализацией организационно-технических предложений, в том числе описание контролируемых параметров, объемов, систем и методов контроля качества (входной, операционный, /очный, геодезический и лабораторный) каждого вида строительно-монтажных работ, приведенных в Ведомости объемов работ (Приложение N2 к Техническому заданию); описания порядка проведения лабораторных испытаний каждого вида строительно-монтажных работ, приведенных в Ведомости объемов (Приложение к Техническому заданию), использование научных подходов, полнота учета технических требований, в соответствии с описанием объекта закупки, применяемые методы и способы оказания услуг, описание применяемой в организации системы контроля качества".
Учитывая изложенное, порядок оценки заявок по Показателю N 1, не содержит предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке Конкурсной комиссией и соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по указанному показателю, в частности, не представляется возможным однозначным образом определить какие именно сведения подлежат оценке Единой комиссией для присвоения максимального количества 100 баллов: "участником полностью учтены требования и технология оказания услуг, приведенных", "представлено подробное описание и порядок оказания услуг", "проработаны организационно-технические предложения и методология оказания услуг", "детальное описание системы контроля качества, применяемой в организации" и др. Также, инструкция по заполнению заявки на участие в Конкурсе не позволяет надлежащим образом определить какими положениями таблицы по Критерию N 1 следует руководствоваться при заполнении заявок на участие в Конкурсе.
Кроме того, Конкурсная документация содержит, в том числе следующие разделы: Раздел 1 "Информационная карта"; Раздел 10 "Порядок и критерии оценки заявок участников закупки, показатели таких критериев и величины их значимостей"; Раздел 11 "Требования к содержанию, к форме и составу заявки на участие в открытом конкурсе"; Раздел 12 "Инструкция по заполнению заявки на участие в открытом конкурсе".
Согласно Разделу 12 указано, что в предложении участника в отношении объекта закупки (таблица 1 Раздела 11 "Требования к содержанию, к форме и составу заявки на участие в открытом конкурсе") указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, если такие требования предъявляются в Разделе 2 "Описание объекта закупки" конкурсной документации (техническое задание). Предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки должно соответствовать установленным заказчиком требованиям.
Кроме того, техническое задание Конкурсной документации содержит, в том числе приложение N 2 "Ведомости объемов работ", в отношении которого участнику закупки в своей заявке на участие в Конкурсе требуется описать объект закупки.
В связи с изложенным, суд соглашается с выводами Комиссия о том, что положениями Конкурсной документации не определен порядок указания сведений, представляемых в качестве предложения в отношении объекта закупки, а также при указании в заявке сведений, представляемых для целей оценки по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", поскольку Единая комиссия присваивает 100 баллов заявкам участников Конкурса в случае предоставления всей информации, указание которых предусмотрено Конкурсной документацией. Согласно требованиям Закона о контрактной системе, заявка не соответствующая требованиям документации о закупке подлежит отклонению и не подлежит оценке конкурсной комиссией.
Также Конкурсная документация содержит противоречивые сведения в отношении предмета оценки по Критерию N 2, выразившиеся в следующем.
В разделе 11 установлено порядок оценки заявок по Критерию N 2, в рамках которого оценивается "Количество исполненных муниципальных и (или) государственных контрактов, на осуществление строительного контроля за выполнением работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, на сумму не менее 100% от начальной максимальной) цены контракта настоящего конкурса за период с 2015 по 2016 гг"
Вместе с тем, в разделе 10 указано, что по Критерию N 2 оценке подлежит "Количество исполненных муниципальных и (или) государственных контрактов, на осуществление строительного контроля за выполнением работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту берегоукрепительных (берегозащитных) сооружений рек или выполнением руслорегулирующих (руслоочистительных) работ на реках, на сумму не менее 100% от начальной (максимальной) цены контракта настоящего конкурса за период с 2015 по 2016 гг.".
На основании изложенного, инструкция по заполнению заявки на участие в Конкурсе по Критерию N 2 не позволяет определить какие именно сведения подлежат представлению (заполнению) участником закупки в составе своей заявки и подлежат оценке Единой комиссией: сведения указанные в разделе 11 или разделе 10 Конкурсной документации.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, не установивших надлежащим образом порядок оценки заявки на участие в Конкурсе, инструкцию по заполнению заявки на участие в Конкурсе, нарушают требования пунктов 4, 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
Кроме того, согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 24.05.2017 N ПРО 1 (далее - Протокол рассмотрения заявок) участникам закупки, занявшим первое и второе места соответственно: ООО "Центр Проект" (74,56 баллов), ООО "Прогресс Строй" (73 балла) по Критерию N 1 присвоено 30 баллов и 3 балла соответственно.
Учитывая изложенное, отсутствие надлежащего порядка оценки заявок, в том числе по Критерию N 1, повлекло неправомерное присвоение соответствующего количества баллов участникам закупки.
Таким образом, действия Единой комиссии нарушают часть 5 статьи 53 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 12 статьи 53 Закона о контрактной системе, к протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие прилагается предусмотренное пунктом 2 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, наименование страны происхождения товара с размещением в единой информационной системе не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола.
Согласно представленному представителями Уполномоченного органа Протоколу рассмотрения заявок, Единой комиссией не приложены к указанному протоколу предложения участников открытого конкурса в отношении объекта закупки.
Таким образом, действия Единой комиссии при составлении Протокола рассмотрения заявок нарушают часть 12 статьи 53 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, ФАС России в оспариваемом решении законно и обоснованно признало жалобу ООО "Торг-Сервис" обоснованной, признало в действиях в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения пунктов 4, 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе; признать в действиях Единой комиссии нарушения частей 5, 12 статьи 53 Закона о контрактной системе; указала на необходимость выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Единой комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом изложенного, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения требований заявителя.
Расходы по госпошлине возлагаются на заявителя, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 4, 8, 9, 16, 29, 65, 67, 68, 71, 75, 110, 123, 156, 159, 167-170, 176, 198, 200, 201 АПК РФ, суд решил:
Проверив на соответствие действующему законодательству, в удовлетворении заявленных требований ФГБУ "Управление "Кубаньмелиоводхоз" полностью отказать.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца с момента его принятия.
Судья |
О.В. Сизова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 21 сентября 2017 г. N А40-119345/2017-84-1059
Текст решения официально опубликован не был