Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 796109-6 "О внесении изменений в статью 56 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации",
внесенному депутатами Государственной Думы В.А. Крупенниковым, членом Совета Федерации Е.Б. Мизулиной и другими
(повторно, первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Законопроектом предлагается проводить искусственное прерывание беременности только в медицинских организациях государственной системы здравоохранения (статья 1 законопроекта).
В соответствии с частью 5 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) пациент имеет право на профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям. Соблюдение медицинскими организациями, в том числе и индивидуальными предпринимателями, лицензионных требований контролируется в рамках осуществления государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
Таким образом, фактический запрет на проведение искусственного прерывания беременности в медицинских организациях муниципальной и частной систем здравоохранения требует дополнительного обоснования.
Законопроектом ограничивается право женщины на бесплатное проведение искусственного прерывания беременности "наличием медицинских показаний". Данное положение противоречит части 6 статьи 35 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (в том числе и в редакции будущего федерального закона), в которой перечислены случаи оказания медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования (в частности, аборт), и эти случаи не обусловлены какими-либо дополнительными причинами. Более того, критерий "наличие медицинских показаний" не имеет смысла при обсуждении вопроса оказания медицинской услуги и последующего медицинского вмешательства, имея в виду, что такого рода услуги оказываются именно при наличии медицинских показаний.
При внесении изменений в часть 1 статьи 3.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) (пункт 1 статьи 2 проекта) следует учесть действующую редакцию данной части.
Проектом предлагается установить административную ответственность за проведение медицинским работником искусственного прерывания беременности вне медицинской организации государственной системы здравоохранения (часть 3 статьи 6.32 Кодекса (пункт 2 статьи 2 проекта). Редакция диспозиции части 3 нуждается в уточнении, поскольку допускает ее двоякое толкование - проведение искусственного прерывания беременности за пределами медицинской организации государственной системы здравоохранения либо осуществление указанных действий медицинскими работниками, работающими в иных медицинских организациях, не входящих в государственную систему здравоохранения. Учитывая содержание проектируемой части 9 статьи 56 Федерального закона (статья 1 законопроекта), в диспозиции части 3 статьи 6.32 Кодекса, административная ответственность должна наступать за противоправные действия, совершенные медицинскими работниками, работающими в медицинских организациях, не входящих в государственную систему здравоохранения. Соответственно, диспозицию проектируемой части 3 следует изложить в иной редакции.
Учитывая, что в санкции проектируемой части 3 статьи 6.32 Кодекса предусмотрено назначение альтернативного приостановления деятельности, данную часть следует указать в части 2 статьи 23.1 Кодекса.
Обращаем внимание, что согласно статье 1.1 Федерального закона от 30 декабря 2001 года N 196-ФЗ "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" внесение изменений в Кодекс, а также приостановление действия его положений или признание таких положений утратившими силу осуществляется отдельными федеральными законами. Положения, предусматривающие внесение изменений в Кодекс, приостановление действия его положений или признание таких положений утратившими силу, не могут быть включены в тексты федеральных законов, изменяющих другие законодательные акты Российской Федерации, приостанавливающих их действие или признающих их утратившими силу либо содержащих самостоятельный предмет правового регулирования.
С учетом замечаний по статье 1 законопроекта пункт 1 статьи 3 законопроекта следует исключить.
Кроме того, проектируемое положение, предлагаемое в пункте 2 статьи 3 законопроекта, требует дополнительного пояснения. В силу изменяемой части 7 статьи 36 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" территориальная программа обязательного медицинского страхования может включать в себя перечень страховых случаев, видов и условий оказания медицинской помощи в дополнение к установленным базовой программой обязательного медицинского страхования и, следовательно, какие-либо ограничение возможны только применительно к видам и условиям оказания медицинской помощи дополнительным по отношению к базовой программе обязательного медицинского страхования. При этом все эти виды и условия оговариваются в самой территориальной программе обязательного медицинского страхования, а не в федеральном законе.
Начальник управления |
Е.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.