Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 14 сентября 2017 г. N 03-05-03-02/58806
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение и по вопросу уплаты земельного налога несовершеннолетними гражданами сообщает следующее.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
На основании статьи 17 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) способность иметь гражданские права и нести обязанности (гражданская правоспособность) признается в равной мере за всеми гражданами. Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью.
Пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) определено, что налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено указанным пунктом статьи 388 Налогового кодекса.
Таким образом, физические лица, признаваемые налогоплательщиками земельного налога, вне зависимости от возраста обязаны уплачивать земельный налог в отношении принадлежащих им земельных участков.
Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Уплата налога может быть произведена за налогоплательщика иным лицом.
Статьей 26 Налогового кодекса определено, что налогоплательщик может участвовать в отношениях регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного и уполномоченного представителя.
Пунктом 2 статьи 27 Налогового кодекса предусмотрено, что законными представителями налогоплательщика - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Так, несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет совершают сделки с письменного согласия своих законных представителей - родителей, усыновителей или попечителя, а за несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет (малолетних), сделки могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны за исключением тех сделок, которые эти лица вправе совершать самостоятельно (пункты 1 и 2 статей 26 и 28 Гражданского кодекса).
В этой связи, родители как законные представители несовершеннолетних детей, имеющих в собственности имущество, подлежащее налогообложению, осуществляют правомочия по управлению данным имуществом, в том числе и исполняют обязанности по уплате налогов.
Одновременно отмечаем, что согласно статье 15 Налогового кодекса земельный налог относится к местным налогам.
На основании статьи 387 главы 31 "Земельный налог" Налогового кодекса земельный налог устанавливается Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований и указанных субъектах Российской Федерации.
Статьей 395 Налогового кодекса определен перечень категорий налогоплательщиков, которые освобождаются от уплаты земельного налога. Такая категория налогоплательщиков как несовершеннолетние граждане в данный перечень не включена.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 2 статьи 387 Налогового кодекса представительным органам муниципальных образований (законодательным (представительным) органам государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) предоставлено право устанавливать налоговые льготы по земельному налогу, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
Учитывая изложенное, вопросы, связанные с освобождением от уплаты земельного налога, должны решаться не на федеральном, а на местном уровне представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которых введен земельный налог.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.