Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 11 октября 2017 г. N 03-07-13/1/66402
Вопрос: В апреле наша организация принимала участие в выставке на территории Казахстана, организатором выставки была Казахская компания.
Отношения между странами регулируются Протоколом "О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе) (Астана, 29 мая 2014 г.)"
1. Наша точка зрения.
Участие в выставке - это реклама наших товаров. Местом реализации рекламных услуг является страна покупателя, то есть РФ (ст. 29. п. 4). Казахстанская компания должны выставить услуги без НДС, мы должны выступить налоговым агентом по НДС, то есть уплатить НДС на территории РФ.
2. Точка зрения Казахстанской компании.
Основной услугой для них является предоставление оборудованной площади в выставочном павильоне, то есть оказание услуг по представлению в пользование недвижимого имущества, местом реализации таких услуг признается Казахстан (ст. 29 п. 1.).
Реклама - услуга вспомогательного характера. Местом реализации вспомогательных услуг также признается территория Казахстана, то есть место реализации основных услуг.
Казахстанская компания выставляет с/ф на сумму 283 343,37 в том числе НДС 12% 30 358,22 руб.
1). Можем ли мы принять точку зрения Казахстанской стороны, то есть считать местом реализации услуги территорию Казахстана?
Если да, то НДС 12% в размере 30 358,22 руб. относим на стоимость услуги.
2). Если местом реализации услуги является РФ, то мы должны были уплатить в бюджет РФ НДС в размере 283 343,37 / 1,18 * 0,18 = 43 221,87 руб. и удержать этот НДС из вознаграждения казахстанской стороне. В данной ситуации мы уплатили НДС из собственных средств. Можем ли мы возместить уплаченный НДС?
Ответ: Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо о применении налога на добавленную стоимость в отношении услуг по организации выставок, оказываемых казахстанской организацией российской организации, и сообщает.
Применение налога на добавленную стоимость при выполнении работ (оказании услуг) между хозяйствующими субъектами государств - членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) осуществляется в порядке, предусмотренном Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее - Протокол), являющимся приложением N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.
На основании положений пунктов 1 и 28 Протокола взимание налога на добавленную стоимость при выполнении работ, оказании услуг производится в соответствии с налоговым законодательством государства - члена ЕАЭС, территория которого признается местом реализации работ, услуг.
Пунктом 2 Протокола определено, что к рекламным услугам относятся услуги по созданию, распространению и размещению информации, предназначенной для неопределенного круга лиц и признанной формировать или поддерживать интерес к физическому или юридическому лицу, товарам, товарным знакам, работам, услугам, с помощью любых средств и в любой форме.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 29 Протокола местом реализации рекламных услуг, оказываемых налогоплательщику государства - члена ЕАЭС, признается территория этого государства.
Таким образом, местом реализации услуг по организации выставок с целью размещения информации, указанной в пункте 2 Протокола, оказываемых казахстанской организацией российской организации, признается территория Российской Федерации и такие услуги подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в соответствии с нормами Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Статьей 161 Кодекса установлено, что при реализации иностранным лицом, не состоящим на учете в российских налоговых органах, услуг, местом реализации которых является территория Российской Федерации, налог на добавленную стоимость исчисляется и уплачивается в бюджетную систему Российской Федерации налоговым агентом, приобретающим данные услуги у иностранного лица. В связи с этим российская организация, приобретающая оказываемые казахстанской организацией услуги по организации выставок, является налоговым агентом, обязанным исчислить и уплатить в бюджет Российской Федерации налог на добавленную стоимость по таким операциям. При этом российская организация имеет право на вычет указанных сумм налога в порядке, предусмотренном статьями 171 и 172 Кодекса.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
О.Ф. Цибизова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.