Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 27 октября 2017 г. N 03-07-08/70554
Вопрос: Акционерное общество (далее - Банк) просит дать разъяснения по вопросу исполнения Банком функции налогового агента по НДС на основании п. 10 ст. 174.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Банк планирует заключить договор интернет-эквайринга с иностранной компанией (далее - Продавец), по условиям которого Банк в соответствии с правилами платежных систем осуществляет комплекс действий по переводу безналичных денежных средств от покупателей, совершивших покупку в интернет-магазине Продавца с использованием платежных карт, Продавцу:
- обеспечивает круглосуточную авторизацию и процессинг операций в информационных системах Банка и процессингового центра, совершенных через интернет-магазин Продавца в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с использованием реквизитов карт;
- осуществляет расчеты с Продавцом по операциям.
Согласно п. 1 ст. 174.2 НК РФ (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 244-ФЗ) объектом налогообложения НДС признается оказание услуг через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" с использованием информационных технологий.
В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации услуг признается территория Российской Федерации в отношении физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, приобретающего услуги, указанные в п. 1 ст. 174.2 НК РФ, если выполняется хотя бы одно из указанных ниже условий:
- местом жительства покупателя является Российская Федерация;
- место нахождения банка, в котором открыт счет, используемый покупателем для оплаты услуг, или оператора электронных денежных средств, через которого осуществляется покупателем оплата услуг - на территории Российской Федерации;
- сетевой адрес покупателя, использованный при приобретении услуг, зарегистрирован в Российской Федерации;
- международный код страны телефонного номера, используемого для приобретения или оплаты услуг, присвоен Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ст. 174.2 НК РФ иностранные организации, оказывающие физическим лицам услуги в электронной форме, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, производят исчисление и уплату налога, если обязанность по уплате налога в отношении операций по реализации указанных услуг не возложена на налогового агента. При этом на основании п. 10 указанной статьи НК РФ налоговыми агентами признаются российские организации - посредники, состоящие на учете в налоговых органах и осуществляющие предпринимательскую деятельность с участием в расчетах непосредственно с покупателем на основании договоров поручения, комиссии, агентских или иных аналогичных договоров с иностранными организациями, оказывающими такие услуги. Указанные налоговые агенты производят исчисление и уплату налога в порядке, предусмотренном НК РФ (п. 5 ст. 161 НК РФ).
По мнению Банка и с учетом положений п.п. 4, 9 ст. 5 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (в ред. Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ), п. 1.9 "Положения об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием" (утв. Банком России 24.12.2004 N 266-П) действия, совершаемые Банком в рамках исполнения договора интернет-эквайринга, являются банковскими операциями по переводу электронных денежных средств от покупателей Продавцу и не являются посреднически операциями между покупателями и Продавцом в смысле, придаваемом п. 10 ст. 174.2 НК РФ.
Учитывая вышеизложенное, в рамках исполнения договора интернет-эквайринга Банк не должен признаваться налоговым агентом по НДС на основании п. 5 ст. 161, п. 10 ст. 174.2 НК РФ.
Просим подтвердить указанную позицию Банка.
Ответ: В связи с письмом по вопросу исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость в качестве налогового агента российским банком, осуществляющим по договору интернет-эквайринга, заключенному с иностранной компанией, перевод безналичных денежных средств от российских физических лиц за оказанные им этой компанией услуги в электронной форме через сеть "Интернет", Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен статьей 148 Кодекса.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 148 Кодекса, если покупатель осуществляет деятельность на территории Российской Федерации и приобретает услуги, указанные в пункте 1 статьи 174.2 Кодекса, местом реализации таких услуг является территория Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 174.2 Кодекса иностранные организации, оказывающие физическим лицам услуги в электронной форме, указанные в пункте 1 данной статьи, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, производят исчисление и уплату налога, если обязанность по уплате налога в отношении операций по реализации указанных услуг не возложена в соответствии с данной статьей на налогового агента.
На основании пункта 10 статьи 174.2 Кодекса при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме, указанных в пункте 1 статьи 174.2 Кодекса, местом реализации которых признается территория Российской Федерации (за исключением оказания услуг через обособленное подразделение иностранной организации, расположенное на территории Российской Федерации), налоговыми агентами признаются российские организации, индивидуальные предприниматели или обособленные подразделения иностранных организаций, расположенные на территории Российской Федерации, - посредники, состоящие на учете в налоговых органах и осуществляющие предпринимательскую деятельность с участием в расчетах непосредственно с покупателем на основании договоров поручения, комиссии, агентских или иных аналогичных договоров с иностранными организациями, оказывающими такие услуги.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что договор интернет-эквайринга не относится к договорам поручения, комиссии, агентским или иным аналогичным договорам, российский банк не является налоговым агентом иностранной организации и, соответственно, исчислять и уплачивать налог на добавленную стоимость в качестве налогового агента не должен.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
О.Ф. Цибизова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.