Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 27 октября 2017 г. N 03-07-08/70578
Вопрос: ООО обращается с просьбой дать разъяснения о применении подпункта 4 пункта 1 статьи 148 НК РФ, действующего с 01.01.2017 в отношении услуг, указанных в пункте 1 статьи 174.2 НК РФ.
Признается ли местом осуществления деятельности покупателя территория иностранного государства в отношении физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, приобретающего услуги, указанные в пункте 1 статьи 174.2 НК РФ (а именно: предоставление прав на использование аудиовизуальных произведений через сеть "Интернет", в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним для просмотра через сеть "Интернет"), в случае, если по некоторым условиям, перечисленным в пп. 4. п. 1. ст. 148 НК РФ, информация отсутствует по независящим причинам, а именно
1) информация по месту жительства покупателя не доступна,
2) информация по месту нахождения банка, в котором открыт счет, используемый покупателем для оплаты услуг, или оператора электронных денежных средств, через которого осуществляется покупателем оплата услуг, не доступна,
3) международный код страны телефонного номера, используемого для приобретения или оплаты услуг, не используется.
Следующее условие выполняется:
1) сетевой адрес покупателя, использованный при приобретении услуг, зарегистрирован в иностранном государстве.
Ответ: В связи с письмом по вопросу применения налога на добавленную стоимость при оказании иностранной организацией услуг в электронной форме российскому физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен статьей 148 Кодекса.
Так, согласно абзацу двенадцатому подпункта 4 пункта 1 статьи 148 и пункту 1 статьи 174.2 Кодекса местом реализации услуг, оказываемых иностранной организацией в электронной форме, признается территория Российской Федерации, если покупатель таких услуг осуществляет деятельность на территории Российской Федерации.
При этом указанным подпунктом 4 пункта 1 статьи 148 Кодекса предусмотрено, что в отношении физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, приобретающего у иностранной организации услуги в электронной форме, местом осуществления деятельности покупателя признается территория Российской Федерации в случае, если выполняется хотя бы одно из следующих условий:
местом жительства покупателя является Российская Федерация;
место нахождения банка, в котором открыт счет, используемый покупателем для оплаты услуг, или оператора электронных денежных средств, через которого осуществляется покупателем оплата услуг, - на территории Российской Федерации;
сетевой адрес покупателя, использованный при приобретении услуг, зарегистрирован в Российской Федерации;
международный код страны телефонного номера, используемого для приобретения или оплаты услуг, присвоен Российской Федерации.
Учитывая изложенное, в случае, если покупателем оказываемых иностранной организацией услуг в электронной форме является физическое лицо, сетевой адрес которого зарегистрирован в иностранном государстве, а другая вышеуказанная информация не доступна, местом реализации таких услуг территория Российской Федерации не признается и, соответственно, эти услуги налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации не облагаются.
Одновременно сообщается, что мнение, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое мнение имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
О.Ф. Цибизова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.