Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 25 октября 2017 г. N 03-04-05/69956
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращения об обложении налогом на доходы физических лиц доходов, полученных в результате мены имущества, находившегося в собственности налогоплательщика менее трёх лет, и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.
Пунктом 1 статьи 210 Кодекса установлено, что при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьёй 212 Кодекса.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 208 Кодекса для целей главы 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса к доходам от источников в Российской Федерации относятся, в частности, доходы от реализации недвижимого и иного имущества, находящегося в Российской Федерации, и принадлежащего физическому лицу.
Особого определения термина "реализация" в главе 23 Кодекса не содержится.
В связи с этим для целей налога на доходы физических лиц термин "реализация" понимается в том смысле, который ему придан статьёй 39 Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Кодекса реализацией товаров, работ или услуг признается, в частности, передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу. При этом товаром согласно пункту 3 статьи 38 Кодекса признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.
Таким образом, передача одного товара в обмен на другой является реализацией товара.
Поскольку при совершении мены обе стороны договора передают один товар в обмен на другой, каждая из сторон реализует свой товар. Соответственно, для целей налогообложения мену следует рассматривать как две встречные операции по реализации товара в рамках одной сделки с оплатой в натуральной форме.
Аналогичный подход к мене товаров используется в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс).
Так, статьёй 567 Гражданского кодекса определено, что к договору мены применяются соответственно правила о купле-продаже, если это не противоречит правшам главы 31 Гражданского кодекса и существу мены. При этом каждая из сторон признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен.
Для целей налогообложения доход, получаемый каждой стороной договора мены, определяется исходя из стоимости обмениваемого имущества. Если при обмене имущества одной из сторон договора мены в соответствии с пунктом 2 статьи 568 Гражданского кодекса была получена оплата разницы в ценах обмениваемых товаров, сумма полученной оплаты в денежной форме также включается в доход, учитываемый при определении налоговой базы.
Экономический результат мены одного имущества на другое эквивалентен продаже одного имущества (например, гаража) и приобретению на вырученные средства (за минусом установленных налогов) другого гаража с доплатой или без неё.
При этом при продаже имущества (в том числе мене) налогоплательщик вправе получить в установленном порядке имущественный налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 1 пункта 1 статьи 220 Кодекса.
Обращаем внимание, что в соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 34.2 Кодекса Министерство финансов Российской Федерации даёт письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в пределах своей компетенции в течение двух месяцев со дня поступления соответствующего запроса.
Одновременно сообщается, что письма Департамента не содержат правовых норм, не конкретизируют нормативные предписания и не являются нормативными правовыми актами. Письменные разъяснения Департамента по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться иными трактовками норм законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Заместитель директора Департамента |
Р.А. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.