Решение Верховного Суда РФ от 27 сентября 2017 г. N АКПИ17-714
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе
председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.
судей Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г., Назаровой А.М.
при секретаре Поляковой К.А.
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Будылина Николая Владимировича о признании частично недействующим пункта 4 Положения об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 1997 г. N 1425, установил:
согласно пункту 4 Положения об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 1997 г. N 1425 (далее - Постановление), бесплатно информация в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей природной среды общего назначения предоставляется органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Другим получателям информации информация в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей природной среды общего назначения предоставляется за плату в размерах, возмещающих расходы на ее подготовку, копирование и передачу по информационно-телекоммуникационным сетям, включая сеть Интернет, и сетям почтовой связи.
Гражданин Будылин Н.В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании частично недействующим пункта 4 Положения, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта не соответствуют статьям 6, 6.1 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", статье 15 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, нарушая принцип равноправия сторон перед судом и права адвокатов на сбор сведений, необходимых для оказания юридической помощи своим клиентам, в том числе при участии в делах по назначению органов предварительного расследования, суда.
Как указывает административный истец, он является адвокатом. В целях оказания квалифицированной юридической помощи гражданину Г. по уголовному делу, рассматриваемому в Сыктывкарском городском суде Республики Коми, адвокат обратился в Центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Республики Коми - филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Северное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (далее - Коми ЦГМС) с адвокатским запросом о предоставлении сведений о погоде в г. Сыктывкаре, с 25 по 28 февраля 2017 г. В ответ на адвокатский запрос от Коми ЦГМС поступил счет N 271 от 5 июня 2017 г., согласно которому данные сведения предоставляются за плату.
Административный истец Будылин Н.В. извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации (поручение от 1 сентября 2017 г. N СП-П9-5793).
Представитель Правительства Российской Федерации Сорокин И.А. возражал против удовлетворения заявленных требований и пояснил суду, что оспариваемый нормативный правовой акт издан в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствует действующему законодательству и не нарушает прав административного истца.
Выслушав сообщение судьи-докладчика Романенкова Н.С., объяснения представителя Правительства Российской Федерации Сорокина И.А., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Оспариваемый нормативный правовой акт принят Правительством Российской Федерации во исполнение пункта 4 статьи 13 Федерального закона от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации", действовавшего на момент его издания, в соответствии с которым перечень информационных услуг, предоставляемых пользователям из государственных информационных ресурсов бесплатно или за плату, не возмещающую в полном размере расходы на услуги, устанавливает Правительство Российской Федерации.
Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 24 ноября 1997 г., N 47, "Российской газете" 2 декабря 1997 г.
В соответствии с Федеральным законом от 19 июля 1998 г. N 113-ФЗ "О гидрометеорологической службе" отношения, возникающие при сборе, обработке, хранении, предоставлении и распространении информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении и при использовании их гидрометеорологической службой, регулируются законодательством Российской Федерации в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования, а также законодательством Российской Федерации в области информации, информационных технологий и защиты информации (статья 2).
Обеспечение органов государственной власти, Вооруженных Сил Российской Федерации, а также населения информацией о фактическом и прогнозируемом состоянии окружающей среды, ее загрязнении в силу статьи 5 названного Федерального закона осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях в соответствии с утверждаемым Правительством Российской Федерации положением о государственных услугах в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды.
Положение регулирует вопросы предоставления Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) информационных услуг получателям информации независимо от их организационно-правовой формы.
В пункте 4 Положения поименованы органы, которым информация в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей природной среды общего назначения предоставляется бесплатно, а также указано, что другим получателям информации она предоставляется за плату в размерах, возмещающих расходы на ее подготовку, копирование и передачу.
Регулируя отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" называет виды информации, которая предоставляется гражданам и организациям бесплатно, а именно: о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещенная такими органами в информационно-телекоммуникационных сетях; затрагивающая права и установленные законодательством Российской Федерации обязанности заинтересованного лица; иная установленная законом информация (часть 8 статьи 8).
Доводы административного истца о том, что пункт 4 Положения ограничивает право адвоката на безвозмездное получение информации в области гидрометеорологии и нарушает принцип равноправия сторон, являются несостоятельными.
Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" предусматривает, что полномочия адвоката, участвующего в качестве представителя доверителя в конституционном, гражданском и административном судопроизводстве, а также в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях, регламентируются соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации. Адвокат вправе собирать и представлять документы, которые могут быть признаны доказательствами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (статья 6).
Адвокат собирает сведения, необходимые для оказания юридической помощи, посредством направления адвокатского запроса в органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации, которые в установленном порядке обязаны выдать адвокату запрошенные им документы или их копии. При этом федеральный законодатель не устанавливает льготы по бесплатному предоставлению информации на основании адвокатского запроса.
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, регулируя вопросы уголовного судопроизводства, в части 4 статьи 15 устанавливает принцип равноправия сторон обвинения и защиты перед судом, тогда как оспариваемые положения нормативного правового акта регулируют вопросы предоставления информационных услуг и не могут рассматриваться как нарушающие права стороны защиты в уголовном процессе. В части 1 статьи 131 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что процессуальными издержками являются связанные с производством по уголовному делу расходы, которые возмещаются за счет средств федерального бюджета либо средств участников уголовного судопроизводства.
Согласно разъяснению постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. N 42 "О практике применения судами законодательства о процессуальных издержках по уголовным делам" к иным расходам, понесенным в ходе производства по уголовному делу, относятся, в частности, расходы, непосредственно связанные с собиранием и исследованием доказательств.
Административный истец вправе компенсировать понесенные расходы на получение запрашиваемой информации в установленном порядке.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:
в удовлетворении административного искового заявления Будылина Николая Владимировича о признании частично недействующим пункта 4 Положения об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 1997 г. N 1425, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья |
Н.С. Романенков |
Судьи Верховного Суда Российской Федерации |
Ю.Г. Иваненко |
|
А.М. Назарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 27 сентября 2017 г. N АКПИ17-714
Текст решения официально опубликован не был