Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "А Строй" (далее - Заявитель) на действия ФГАОУ ВО "Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева" (далее - Уполномоченный орган), Министерства образования и науки Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Аукционной комиссией ФГАОУ ВО "Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева" (далее - Аукционная комиссия), ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству объекта "Общежитие федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П. Королева (национальный исследовательский университет)" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0342100017717000001) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа, неправомерно установившими в документации об Аукционе требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, конкретных показателей результатов испытаний, а также компонентного состава товаров.
Представители Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 23.08.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 247 460 761,95 рубль;
4) на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущено 3 участника закупки;
6) дата проведения Аукциона - 13.10.2017;
1. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
На заседании Комиссии установлено, что в ряде пунктов таблицы "Требования к материалам, используемым в ходе выполнения работ" технической части документации об Аукционе установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели технологических процессов изготовления указанных товаров, результаты испытаний, такие, например, как по позиции 22 "Раствор готовый кладочный, цементно-известковый" водоудерживающая способность растворных смесей должна быть не менее 90 процентов, расход цемента на 1м3 песка в растворах не должен быть менее 100 кг, известковое вяжущее должно быть в виде: известкового молока или известкового теста или гидратной извести (пушонки), норма подвижности по погружению конуса, см, свыше 4 до 14, крупность зерен заполнителя должна быть, мм, не более 5, известковое молоко должно иметь плотность не менее 1200 кг/м и содержать извести не менее 30 % по массе, растворная смесь не должна содержать золы-уноса более 20 % массы цемента, известковое тесто должно иметь температуру не ниже 5 °С, удельная эффективная активность естественных радионуклидов Аэфф материалов, применяемых для приготовления растворных смесей, не должна превышать 740 Бк/кг, при подогреве заполнителей их температура должна быть не выше, °С, 60; 167 "Шпатлевка водно-дисперсионная". Время высыхания до ст. 3 при (20,0 + 0,5) °С Не более 2 часа Массовая доля нелетучих веществ не менее 60 % Плотность состава 1,5-1,8 г/см? Усадка Не более 2% Максимальный слой без растрескивания 1 мм Морозостойкость состава при минус (20 +2) °С Не менее 5 циклов рН шпатлевки 7,5-9,5. Условия при работе: Температура воздуха - не ниже плюс 8°С, относительная влажность воздуха - не более 80%; 191 "Смесь сухая для заделки швов" должна быть влагостойкая. Внешний вид - однородный порошок, влажность, % по массе, не более 0,8, Водопоглащение, % по массе, не более 5, прочность на сжатие, МПа, не менее 3, Марка по морозостойкости, не менее F 100, Адгезия к бетону, МПа, не менее 0,2" и другие.
Комиссия приходит к выводу, что документация об Аукционе устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, сведения о результатах испытаний таких товаров, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, не установивших в документации об Аукционе надлежащие требования к товарам, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку по указанным основаниям заявки участников закупки не отклонены.
Вместе с тем, при проведении внеплановой проверки Комиссией выявлены следующие нарушения.
2. Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 23 приложения 2 технического задания документации об Аукционе установлены следующие требования к параметрам товара: "Раствор готовый отделочный должен быть тяжелый, цементно-известковый, марка по подвижности Пк3, норма подвижности по погружению конуса, см, 8 до 12 Прочность растворов на сжатие в проектном возрасте М100. ГОСТ 28013-98".
Согласно пояснениям представителя Уполномоченного органа, отсутствие в документации об Аукционе, слова "от" в значении показателя к товару в пункте 23 приложения 2 технического задания документации об Аукционе является технической ошибкой.
Изучив документацию об Аукционе, Комиссия установила, что требования к материалам и заполнению участниками закупки информации о характеристиках товаров содержат противоречия (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).
Пунктом 42 приложения 2 технического задания документации об Аукционе установлены следующие требования к параметрам товара: "Горячекатаная арматурная сталь гладкая класса А-I, диаметр должен быть 8 миллиметров, площадью поперечного сечения стержня не менее 0,503 см2, ГОСТ 5781-82".
В соответствии с таблицей 1 ГОСТ 5781-82, при диаметре стержня - 8 мм, площадь поперечного сечения стержня - 0,503 см2.
Таким образом, наличие слов "не менее" перед значением площади поперечного сечения позволяет участнику закупки указать площадь поперечного сечения стержня, которое будет соответствовать техническому заданию документации об Аукционе, но не соответствовать требованиям ГОСТ 5781-82, что вводит участников закупки в заблуждение.
Кроме того, пунктом 76 приложения 2 технического задания документации об Аукционе установлены следующие требования к параметрам товара: "Железобетонная плита из тяжелого бетона, устанавливаемая горизонтально, многопустотные, вид: параллелепипед с воздушными каналами по всей длине изделия, 76 приложения 2 технического задания документации об Аукционе позволяют проводить сквозь них инженерные коммуникации, армируется напряженными термическим способом арматурными сетками и каркасами с круглыми пустотами: продольная напрягаемая арматура из стали АтVт и Вр-I, класс бетона многопустотной плиты ПК по прочности на сжатие В15-20 (М200), длина 5080мм, ширина 1490мм, высота 220мм, марка бетона многопустотной плиты по морозостойкости F50- F300, по водопроницаемости не ниже W2, расчетная нагрузка в кН/м2, 8, наличие бетонных вкладышей, толщина бетонного слоя до арматуры сверху плиты не менее 20 мм, , вес не более 2425кг, глубина опирания панелей должна быть не менее 90 мм, все элементы должны быть обработаны антикоррозионными составами, предельное отклонение от линейного размера: по длине и ширине плиты, мм, 10, по толщине плиты, мм, 5, в бетоне изделий не допускаются трещины, за исключением усадочных и других поверхностных технологических трещин, которые должны быть не более, мм, 0,2, монтажные петли должны быть очищены от наплывов бетона, раствора, на лицевых поверхностях изделий должны отсутствовать жировые и ржавые пятна ГОСТ 12767-94".
При этом, ГОСТ 12767-94 не содержит положений, регламентирующих требования к изготовлению товара, с указанными в пункте 76 приложения 2 технического задания документации об Аукционе характеристиками, что подтвердил представитель Уполномоченного органа, указав, что ГОСТ 12767-94 содержит ссылки на иные стандарты, которые содержат требования к указанному товару, в связи с чем Комиссия приходит к выводу, что установление в документации об Аукционе требования в пункте 76 приложения 2 технического задания документации об Аукционе о соответствии товара ГОСТ 12767-94 вводит участников закупки в заблуждение.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших требования к закупаемому товару, ограничивающее количество участников закупки, не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку по указанным основаниям заявки участников закупки не отклонены.
3. Пунктом 150 приложения 2 технического задания документации об Аукционе установлены следующие требования к параметрам товара: "Сетка стальная плетеная должна быть диаметром 1,4мм, одинарная, с квадратными ячейками 12мм, не обработанная, 1 группы точности. Ширина сеток должна быть 1000 или 1500 мм. Каждая спираль должна состоять из одной проволоки, смежные спирали должны быть вплетены друг в друга всеми витками без пропусков, в сетке не должно быть перевернутых спиралей. Концы спиралей с обеих сторон сетки должны быть обрезаны и каждый конец в месте соединения должен быть загнут к своей спирали. Масса не более 2,18кг/м2. ГОСТ 9336-80".
На заседании Комиссии установлено, что ГОСТ 9336-80 является действующим.
При этом, изучив документацию об Аукционе, Комиссия установила, что техническое задание документации об Аукционе содержит указания о необходимости соответствия товаров ГОСТам, действие которых завершено (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).
Пунктом 25 приложения 2 технического задания документации об Аукционе установлены следующие требования к параметрам товара: "Гравий керамзитовый должен быть марки по насыпной плотности не менее 400, фракции 10-20, марка по прочности не менее П50. ГОСТ 9757-90".
На заседании Комиссии установлено, что ГОСТ 9757-90 не действует и заменен на ГОСТ 32496-2013.
Пунктом 143 приложения 2 технического задания документации об Аукционе установлены следующие требования к параметрам товара: "Кирпич силикатный одинарный, пустотелый, размером 250х120х65 мм, группа по теплотехническим характеристикам малоэффективный (обыкновенный), вес не должен быть более 4кг, морозостойкость, циклов, не менее 25, марка должна быть 125, продукция должна относится к первому классу радиационного качества, ГОСТ 379-95".
На заседании Комиссии установлено, что ГОСТ 379-95 не действует и заменен на ГОСТ 379-2015.
Кроме того, изучив документацию об Аукционе, Комиссия установила, что инструкция по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе документации об Аукционе, содержит, в том числе следующее положение: "В случае ссылки в документации об электронном аукционе на отменный или замененный на момент размещения заказа ГОСТ, участник закупки предоставляет в первой части заявки, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленными в Приложении N 2 к Техническому заданию требованиям к конкретным показателям товара, используемого в ходе выполнения работ".
Наличие в инструкции по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе документации об Аукционе положения, которое по мнению Комиссии, вводит участников закупки в заблуждение, наряду с установлением Заказчиком, Уполномоченным органом в техническом задании документации об Аукционе требований о соответствии товаров, используемых при выполнении работ, недействующим ГОСТам, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку по указанным основаниям заявки участников закупки не отклонены.
4. В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией об Аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике Аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016
N 372-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 01.07.2017 не допускается осуществление предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, по осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на основании выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
В соответствии с частью 4 статьи 55.17 ГрК РФ предоставление сведений, содержащихся в реестре членов саморегулируемых организаций, осуществляется по запросам заинтересованных лиц в виде выписок из реестра в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.
Вместе с тем, согласно пункту 19 "Требования, предъявляемые к участникам аукциона" информационной карты документации об Аукционе установлено следующее требование о предоставлении в составе заявки: "Выписка из реестра членов СРО по форме, которая утверждена Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58. Выписка должна быть выдана не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе".
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что указанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "А Строй" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 64, пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать, в связи с тем, что предписание об устранении указанных нарушений выдано на основании решения от 12.10.2017 по делу N К-1329/17.
4. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 12.10.2017 по делу N К-1329/17 должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.