Aviation turbine fuels. Determination of lubricity by the ball-on-cylinder lubricity evaluator (BOCLE)
МКС 75.160.20
Дата введения - 1 июля 2018 г.
Введен впервые
Предисловие
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила, рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 Подготовлен Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 31 "Нефтяные топлива и смазочные материалы", Открытым акционерным обществом "Всероссийский научно-исследовательский институт по переработке нефти" (ОАО "ВНИИ НП") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 5
2 Внесен Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии
3 Принят Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 22 ноября 2016 г. N 93-П)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 |
Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97 |
Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Армения |
AM |
Минэкономики Республики Армения |
Беларусь |
BY |
Госстандарт Республики Беларусь |
Грузия |
GE |
Грузстандарт |
Киргизия |
KG |
Кыргызстандарт |
Россия |
RU |
Росстандарт |
Таджикистан |
TJ |
Таджикстандарт |
Узбекистан |
UZ |
Узстандарт |
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 4 апреля 2017 г. N 239-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33906-2016 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2018 г.
5 Настоящий стандарт идентичен стандарту ASTM D 5001-10 (2014) "Стандартный метод определения смазывающей способности авиационного турбинного топлива на аппарате шар-цилиндр (BOCLE)" ["Standard test method for measurement of lubricity of aviation turbine fuels by the ball-on-cylinder lubricity evaluator (BOCLE)", IDT].
Стандарт разработан подкомитетом D02.J0.04 Additives and electrical properties (Присадки и электрические характеристики) совместного Технического комитета по стандартизации ASTM D02 Petroleum products, liquid fuels and lubricants (Нефтепродукты, жидкие топлива и смазочные материалы).
Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного стандарта ASTM для приведения в соответствие с ГОСТ 1.5 (подраздел 3.6).
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных стандартов соответствующие им межгосударственные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА
6 Введен впервые
1 Область применения
1.1 Настоящий стандарт распространяется на авиационные топлива для газотурбинных двигателей и устанавливает метод оценки характеристик износа при трении стальных поверхностей в условиях граничной смазки на аппарате шар-цилиндр (BOCLE).
1.1.1 Настоящий метод может быть выполнен двумя способами: с использованием полуавтоматического аппарата и полностью автоматического аппарата. Для проведения испытаний можно использовать любой из двух аппаратов.
1.2 Значения, установленные в единицах СИ, считают стандартными. Единицы других систем в стандарт не включены.
1.3 В настоящем стандарте не предусмотрено рассмотрение всех вопросов обеспечения безопасности, связанных с его использованием. Пользователь настоящего стандарта несет ответственность за установление соответствующих правил по технике безопасности и охране здоровья, а также определяет целесообразность применения законодательных ограничений перед его использованием.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
2.1 Стандарты ASTM 1):
ASTM D 4306, Practice for aviation fuel sample containers for tests affected by trace contamination (Практика испытаний пробоотборников для авиационных топлив на присутствие следов загрязнений)
ASTM D 6708, Practice for statistical assessment and improvement of expected agreement between two test methods that purport to measure the same property of a material (Практика статистической оценки и улучшения предполагаемой согласованности между двумя методами испытания, использующимися для измерения одного и того же свойства материала)
2.2 Военная спецификация 2)
MIL-l-25017, Inhibitor, corrosion/lubricity improver, fuel soluble (Ингибитор, коррозия/присадка, улучшающая смазывающие свойства, растворимая в топливе)
2.3 Стандарт Американского института железа и стали 3)
AISI Е-52100, Chromium alloy steel (Хромированные легированные стали)
2.4 Стандарт ISO 4)
ISO 3290-1:2008, Rolling bearings - Balls - Part 1: Steel balls (Роликовые подшипники. Шарики. Часть 1. Стальные шарики) 5)
2.5 Стандарт Общества автомобильных инженеров (Society of Automotive Engineers) 6)
SAE 8720, Steel (Сталь)
3 Термины, определения и обозначения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями и обозначения:
3.1 Термины и определения
3.1.1 смазывающая способность (lubricity): Свойство жидкости сводить к минимуму трение между поверхностями и их повреждение при относительном перемещении этих поверхностей под нагрузкой.
3.1.1.1 Пояснение - В настоящем методе смазывающую способность жидкости определяют пятном износа (мм), получаемым на нагруженном неподвижном шарике при контакте с вращающимся цилиндрическим испытательным кольцом, смоченным жидкостью, в точно установленных и контролируемых условиях.
3.1.2 пятно износа (wear scar): Для жидких топлив - это средний диаметр, изношенной и истертой в определенных условиях площади поверхности испытательного шарика, измеряемый в двух заданных направлениях.
3.1.2.1 Пояснение - Пятно износа, полученное по настоящему методу, часто называют "пятно износа по BOCLE".
3.2 Обозначения
3.2.1 BOCLE - аппарат шар-цилиндр для определения смазывающей способности.
3.2.2 HRC - твердость по Роквеллу, шкала С.
3.2.3 WSD - диаметр пятна износа.
4 Сущность метода
4.1 Помещают испытуемую жидкость в испытательный резервуар, в котором поддерживают относительную влажность атмосферного воздуха, равную 10 %. Закрепляют неподвижно стальной шарик в вертикальном зажимном устройстве и прижимают к аксиально закрепленному цилиндрическому стальному кольцу с помощью прилагаемой нагрузки. Испытательное кольцо, частично погруженное в резервуар с испытуемой жидкостью, вращается с фиксированной скоростью. Этот технический прием позволяет поддерживать кольцо в смоченном состоянии и постоянно переносить испытуемую жидкость в пространство между поверхностями шар-цилиндр. На испытательном шарике образуется пятно износа, которое является мерой смазывающей способности авиационного топлива. Калибровка и стандартизация диаметра пятна износа WSD приведены в разделе 10.
5 Назначение и применение
5.1 Износ из-за избыточного трения, в результате которого сокращается срок службы деталей двигателя, таких как топливные насосы и топливные регуляторы, иногда объясняют недостаточной смазывающей способностью авиационного топлива.
5.2 Соотношение результатов испытаний с разрушением деталей авиационной топливной системы из-за износа было продемонстрировано для некоторых комбинаций топливо/детали, где граничная смазка является фактором, влияющим на работу деталей системы.
5.3 Процедура определения пятна износа, образующегося при испытании на аппарате BOCLE, чувствительна к загрязнению испытуемых жидкостей и материалов, присутствию кислорода и воды в атмосфере и температуре испытания. Результаты измерения смазывающей способности (пятна износа) также чувствительны к следам загрязнений, внесенным при отборе проб и хранении. Следует использовать пробоотборники, исследованные по ASTM D 4306.
5.4 Метод испытаний BOCLE не является прямым отражением эксплуатационных условий работы деталей двигателя. Например, ряд топлив с высоким содержанием некоторых серосодержащих соединений может показывать аномальные результаты испытаний.
6 Аппаратура
6.1 Подробное описание полуавтоматического аппарата BOCLE приведено в приложении А1, описание полностью автоматического аппарата - в приложении А2.
6.2 Микроскоп со 100-кратным увеличением, обеспечивающий измерение пятна износа на шарике с точностью до 0,01 мм.
6.3 Требования к условиям проведения испытаний приведены в таблице 1.
Таблица 1 - Стандартные рабочие условия
Наименование показателя |
Значение |
Объем жидкости, см 3 |
50,0 1,0 |
Температура жидкости, °С |
25 1 |
Относительная влажность кондиционированного воздуха при температуре (25 1) °С, % Скорость пропускания воздуха в течение 15 мин, дм 3/мин, при предварительной обработке жидкости: |
10,0 0,2 |
через жидкость |
0,50 |
над жидкостью |
3,3 |
Условия испытания жидкости: |
|
скорость пропускания воздуха над жидкостью, дм 3/мин |
3,8 |
прикладываемая нагрузка, г |
1000 1; 500 1 |
частота вращения цилиндра, об/мин |
240 1 |
продолжительность испытания, мин |
30,0 0,1 |
6.4 Очищающая ванна
Очищающая ванна - бесшовный резервуар из нержавеющей стали вместимостью 1,9 дм 3, с потребляемой мощностью 40 Вт.
7 Материалы и реактивы
7.1 Испытательное кольцо
Испытательное кольцо из стали марки SAE 8720 твердостью по шкале С Роквелла (HRC) от 58 до 62, с поверхностью, обработанной до шероховатости, среднеквадратичное значение которой - от 0,56 до 0,71 мкм 9). Размеры кольца приведены на рисунке 1.
7.2 Испытательные шарики
Шарики из хромированной стали по AISI N° Е-52100, класса 5-10, диаметром 12,7 мм. Описание шариков приведено в ISO 3290-1. Твердость должна быть в диапазоне от 64 до 66 HRC, более узком диапазоне, чем предусмотрено в ISO.
7.3 Дополнительное оборудование
Подробное описание дополнительного оборудования, характерного для каждого способа, приведено в приложениях А1 и А2.
Материал - специальная модифицированная сталь AISI 8720 твердостью 58-62 HRC по шкале С Роквелла, с чистотой обработки поверхности 0,56-0,71 мкм (22-28 микродюймов).
Рисунок 1 - Испытательное кольцо для определения смазывающей способности на аппарате шар-цилиндр
7.4 Сжатый воздух
Сжатый воздух, содержащий не более 0,1 ppm углеводородов и не более 50 ppm воды [Предупреждение - Сжатый газ под высоким давлением. В присутствии воспламеняющихся материалов используют с чрезвычайной осторожностью, т.к. температуры самовозгорания большинства органических соединений в воздухе значительно снижаются с повышением давления (см. А3.1, приложение A3)].
7.5 Эксикатор
Эксикатор с поглотителем влаги без индикатора для хранения испытательных колец, шариков и металлических деталей.
7.6 Перчатки
Чистые безворсовые хлопковые перчатки одноразового использования.
7.7 Очищающий материал
Легкая безворсовая ткань, не содержащая углеводородов, одноразового использования.
7.8 Изооктан (2,2,4-триметилпентан)
Изооктан квалификации ч. д. а., с массовой долей основного вещества не менее 95 % [Предупреждение - Чрезвычайно воспламеняющийся. Вреден для здоровья при вдыхании. Пары могут приводить к быстрому распространению пламени (см. А3.2, приложение A3)].
7.9 Изопропиловый спирт
Изопропиловый спирт квалификации х. ч. [Предупреждение - Воспламеняемый (см. А3.3)].
7.10 Ацетон
Ацетон ч. д. а. [Предупреждение - Чрезвычайно воспламеняемый. Пары могут воспламеняться (см. А3.4)].
7.11 Эталонные жидкости
7.11.1 Жидкость А
Смесь, содержащая 30 мг/кг специального растворимого в топливе ингибитора коррозии - присадки, улучшающей смазывающую способность, соответствующей MIL-I-25017 10), в жидкости В [Предупреждение - Воспламеняемая. Пары вредны (см. A3.5)].
7.11.2 Жидкость В
Растворитель на основе узкой изопарафиновой фракции [Предупреждение - Воспламеняем. Пары вредны (см. А3.5) 11).
7.11.3 Эталонные жидкости следует хранить в емкостях с эпоксидным покрытием или бутылках из боросиликатного стекла с крышками, оснащенными прокладками из алюминиевой фольги или политетрафторэтилена (PTFE). Бутылки из боросиликатного стекла следует хранить в темном месте.
8 Отбор проб, испытуемые образцы и детали аппаратуры
8.1 Очистка аппаратуры и комплектующих деталей
8.1.1 Новые испытательные кольца (в состоянии поставки)
8.1.1.1 Испытательные кольца следует предварительно вручную очистить от защитного покрытия очищающим материалом или бумажными салфетками, пропитанными изооктаном.
8.1.1.2 Предварительно очищенные кольца помещают в чистый стакан вместимостью 500 см 3. Наливают в стакан смесь изооктана (2,2,4-триметилпентан) и изопропилового спирта в соотношении 1:1 по объему таким образом, чтобы испытательные кольца были полностью покрыты растворителем.
8.1.1.3 Помещают стакан в ультразвуковую ванну на 15 мин.
8.1.1.4 Перемещают испытательные кольца в чистый стакан, наливают свежий растворитель и повторяют процедуру ультразвуковой очистки по 8.1.1.3.
8.1.1.5 Перемещают чистые испытательные кольца, используя чистые пинцеты или одноразовые перчатки. Испытательные кольца вынимают из стакана, промывают изооктаном, сушат и ополаскивают ацетоном.
Примечание 1 - Для сушки можно использовать струю сжатого воздуха давлением от 140 до 210 кПа.
8.1.1.6 Сухие кольца хранят в эксикаторе.
8.1.2 Новые испытательные шарики
8.1.2.1 Помещают шарики в стакан вместимостью 300 см 3. Наливают в стакан смесь изооктана и изопропилового спирта в соотношении 1:1 по объему таким образом, чтобы шарики были полностью покрыты очищающим растворителем.
Примечание 2 - За одну процедуру можно обработать приблизительно пятидневное количество шариков.
8.1.2.2 Помещают стакан с шариками в ультразвуковую ванну на 15 мин.
8.1.2.3 Повторяют очистку по 8.1.2.2, используя чистый стакан и свежий растворитель.
8.1.2.4 Удаляют шарики, промывают изооктаном, затем сушат и промывают ацетоном.
8.1.2.5 Сухие шарики хранят в эксикаторе.
8.1.3 Резервуар, крышка резервуара, зажим для шарика, запорное кольцо
Комплект оправки (способ А - полуавтоматический), комплект испытательного кольца (способ В - полностью автоматический) и другие детали, непосредственно контактирующие с испытуемым топливом, приведены в приложениях А1 и А2.
8.1.3.1 Промывают детали изооктаном.
8.1.3.2 Очищают в ультразвуковой ванне смесью изооктана и изопропилового спирта в соотношении 1:1 по объему в течение 5 мин.
8.1.3.3 Вынимают из очистителя и промывают изооктаном, затем сушат и промывают ацетоном.
8.1.3.4 Хранят детали в эксикаторе до использования.
8.1.4 Металлические детали
8.1.4.1 Все металлические детали и инструменты, которые могут контактировать с испытуемой жидкостью, должны быть тщательно очищены промыванием в изооктане и протерты очищающей тканью.
8.1.4.2 Хранят детали в эксикаторе до использования.
8.1.5 После испытания
8.1.5.1 Удаляют резервуар и испытательное кольцо.
8.1.5.2 Разбирают все детали аппарата и очищают 5 мин в ультразвуковой ванне в смеси изооктана и изопропилового спирта в соотношении 1:1 по объему. Промывают изооктаном, сушат и промывают ацетоном. Вновь собирают все детали.
8.1.5.3 Все детали аппарата сушат и хранят в эксикаторе.
Примечание 3 - При испытании одной и той же жидкости можно очищать резервуар вручную. Резервуар промывают изооктаном. Протирают одноразовым очищающим материалом для удаления остатка топлива, продуктов разложения и продуктов износа, образующихся при испытании. Снова промывают резервуар изооктаном. Сушат, на завершающей стадии промывают ацетоном и снова сушат.
8.1.5.4 Хранят детали в эксикаторе до использования.
8.1.5.5 При применении полуавтоматического аппарата (способ А) следят за тем, чтобы во время процедуры очистки была тщательно промыта и высушена трубка аэрации топлива. Хранят детали в эксикаторе до использования.
9 Подготовка аппаратуры
9.1 Для подготовки аппаратуры следуют рекомендациям, изложенным в приложении А1 - для полуавтоматического способа и приложении А2 - для полностью автоматического способа.
10 Калибровка и стандартизация
10.1 Перед каждым испытанием визуально проверяют испытательные шарики. Отбраковывают шарики, имеющие углубления, коррозию или другие дефекты поверхности.
10.2 Эталонные жидкости
10.2.1 Проводят три испытания на каждой новой партии эталонных жидкостей в соответствии с разделом 11, используя испытательное кольцо, предварительно стандартизованное испытанием эталонной жидкости.
10.2.2 Повторяют три испытания, если диаметры пятна износа отличаются более чем на 0,04 мм для эталонной жидкости А или более чем на 0,08 мм - для эталонной жидкости В.
10.2.3 Эталонную жидкость бракуют, если значения диаметра пятна износа, полученные в условиях по 10.2.1, при повторных испытаниях снова отличаются более чем на значения по 10.2.2.
10.2.4 Вычисляют среднеарифметическое значение пятна износа трех результатов испытаний, которые находятся в пределах значений по 10.2.2, для соответствующей эталонной жидкости.
10.2.5 Сравнивают средние результаты со следующими значениями эталонных жидкостей:
- среднеарифметическое значение WSD для эталонной жидкости А - 0,56 мм;
- среднеарифметическое значение WSD для эталонной жидкости В - 0,85 мм.
10.3 Калибровка испытательных колец
10.3.1 Каждое новое кольцо испытывают с эталонной жидкостью А в соответствии с разделом 11.
10.3.2 Кольцо считают пригодным для проведения испытаний, если полученное значение WSD отличается от значения WSD для эталонной жидкости А, приведенного в 10.2.5, не более чем на 0,04 мм.
10.3.3 Повторяют испытание, если полученное значение WSD отличается от значения WSD для эталонной жидкости А, приведенного в 10.2.5, более чем на 0,04 мм.
10.3.4 Бракуют кольцо, если два значения WSD, полученные по 10.3.1 и 10.3.3 отличаются друг от друга более чем на 0,04 мм или если оба значения WSD отличаются от значения WSD для эталонной жидкости А, приведенного в 10.2.5, более чем на 0,04 мм.
10.3.5 Испытывают каждое новое кольцо с эталонной жидкостью В, как указано в разделе 11.
10.3.6 Кольцо считают пригодным для проведения испытания, если полученное значение WSD отличается от значения WSD для эталонной жидкости В, приведенного в 10.2.5, не более чем на 0,08 мм.
10.3.7 Повторяют испытание, если полученное значение WSD отличается от значения WSD для эталонной жидкости В, приведенного в 10.2.5, более чем на 0,08 мм.
10.3.8 Бракуют кольцо, если два значения WSD, полученные в 10.3.5 и 10.3.7 отличаются друг от друга более чем на 0,08 мм или если оба значения отличаются от значения WSD для эталонной жидкости В по 10.2.5 более чем на 0,08 мм.
Примечание 4 - Результаты испытаний на аппарате BOCLE очень чувствительны к загрязнению эталонных жидкостей, шариков и металлических деталей.
11 Проведение испытаний
11.1 Процедура испытаний с использованием полуавтоматического аппарата приведена в приложении А1.
11.2 Процедура испытаний с использованием полностью автоматического аппарата приведена в приложении А2.
12 Вычисления и оформление результатов испытаний
12.1 Измерение пятна износа
12.1.1 Включают осветительную систему микроскопа и помещают шарик под микроскоп со 100-кратным увеличением.
12.1.2 Фокусируют микроскоп и регулируют предметный столик таким образом, чтобы пятно износа находилось в центре поля зрения.
12.1.3 Совмещают пятно износа с разделительной точкой числовой шкалы механического ступенчатого регулятора или визирной линии сетки окулярной шкалы. Измеряют максимальный диаметр с точностью до 0,01 мм. При этом следят, чтобы измерения включали наиболее удаленный от центра край пятна (т.е. всю область пятна износа). Проводят измерение для минимального диаметра. Записывают результаты в протокол испытаний. Типичные пятна износа и точки измерений приведены на рисунке 2.
1 - минимальный диаметр; 2 - максимальный диаметр
Рисунок 2 - Типичные пятна износа и определение размера
12.1.4 Регистрируют состояние пятна износа, если оно отличается от пятна износа эталонного стандартного испытания, оно бывает окрашено продуктами разложения, может иметь необычные частицы или рисунок пятна износа, фрикционную коррозию и т.д. и включать частицы, присутствующие в резервуаре.
12.2 Вычисление пятна износа
12.2.1 Вычисляют диаметр пятна износа WSD, мм, по формуле
,
(1)
где М - максимальный диаметр, мм;
N - минимальный диаметр, мм.
13 Протокол испытаний
13.1 Записывают следующую информацию.
13.1.1 Диаметр пятна износа по 12.2 с точностью до 0,01 мм.
13.1.2 Описание поверхности пятна износа.
13.1.3 Отклонения от стандартных условий: испытательной нагрузки, относительной влажности, температуры топлива и т.д. (см. рисунок 3).
Рисунок 3 - Форма записи данных
14 Прецизионность и смещение 12)
14.1 Прецизионность (см. рисунок 4)
Прецизионность настоящего метода, установленную статистической обработкой результатов межлабораторных исследований, используют для оценки приемлемости результатов испытаний с 95 %-ной доверительной вероятностью 12), 13). В межлабораторном исследовании участвовали 8 лабораторий, проводивших испытания 10 проб топлива, с использованием полуавтоматического и полностью автоматического аппаратов.
14.2 Повторяемость r
Расхождение результатов двух последовательных испытаний, полученных одним и тем же оператором на одной и той же аппаратуре при постоянных рабочих условиях на идентичном испытуемом материале в течение длительного времени при нормальном и правильном выполнении метода, может превышать следующие значения только в одном случае из 20:
полуавтоматический аппарат, мм 0,08311 X 1,5832
полностью автоматический аппарат, мм 0,08580 X 2,5083,
где X - среднеарифметическое значение диаметра пятна износа, мм.
Диаметр пятна износа, мм
1 - полуавтоматический аппарат; 2 - полностью автоматический аппарат
Рисунок 4 - Прецизионность метода
14.3 Воспроизводимость R
Расхождение результатов двух единичных и независимых испытаний, полученными разными операторами, работающими в разных лабораториях, на идентичном материале в течение длительного времени при нормальном и правильном выполнении метода, может превышать следующие значения только в одном случае из 20:
полуавтоматический аппарат, мм 0,1178 X 1,5832
полностью автоматический аппарат, мм 0,09857 Х 2,5083,
где X - среднеарифметическое значение диаметра пятна износа, мм.
14.4 В соответствии с ASTM D 6708 отсутствует статистически значимое смещение между полуавтоматическим и полностью автоматическим методами испытаний.
14.5 Смещение
Настоящий метод не имеет смещения, т.к. смазывающая способность не является основным измеряемым свойством жидкости.
------------------------------
1)Уточнить ссылки на стандарты АСТМ можно на сайте АСТМ www.astm.org или в службе поддержки клиентов АСТМ: service@astm.org. В информационном томе ежегодного сборника стандартов (Annual Book of ASTM Standards) следует обращаться к сводке стандартов ежегодного сборника стандартов на странице сайта.
2)Доступен в Standardization Documents Order Desk, DODSSP, Bldg. 4, Section D, 700 Robbins Ave., Philadelphia, PA 19111-5098, http://www.dodssp.daps.mil.
3)Доступен в American Iron and Steel Institute (AISI), 1140 Connecticut Ave., NW, Suite 705, Washington, DC 20036, http://www.steel.org.
4)Доступен в International Organization for Standardization (ISO), 1, ch. De la Voie-Creuse, Case postale 56, CH-1211, Geneva 20, Switzerland, http://www.iso.ch.
5)Действует ISO 3290-1:2014, Rolling bearing - Balls - Part 1: Steel balls (Роликовые подшипники. Шарики. Часть 1. Стальные шарики). Однако для однозначного соблюдения требований настоящего стандарта, выраженного в датированной ссылке, рекомендуется использовать только указанное в этой ссылке издание.
6)Доступен в Society of Automotive Engineers (SAE), 400 Commonwealth Dr., Warrendale, PA 15096-0001, http://www.sae.org.
7)Единственного известного изготовителя в настоящее время можно найти в Catalog No. 31-16-99 from Bausch and Lomb, Inc., Bausch & Lomb World Headquarters, One Bausch & Lomb Place, Rochester, NY 14604-2701. Сертификат прослеживаемости можно получить в National Institute of Standards and Technology.
8)Единственным известным подходящим микроскопом в настоящее время является Microscope part number ABSMIC from PCS Instruments, 78 Stanley Gardens, London, W3 7SZ, U.K. Сертификат прослеживаемости можно получить в National Institute of Standards and Technology.
9)Единственным известным изготовителем колец в настоящее время является (для полуавтоматического метода) Test Rings Part No. F25061, Falex Corp., 2055 Comprehensive Drive, Aurora, IL 60505 и (для полностью автоматического метода) Test Rings, Part No. ABSRING, PCS Instruments, 78 Stanley Gardens, London, W3 7SZ, U.K.
10)Единственной известной присадкой в настоящее время является DCI-4AAdditive, Innospec Fuel Specialties, 8375 SouthWillow Street, Littleton, CO 80124.
11)Единственным известным поставщиком ISOPAR M Solvent, в настоящее время является Exxon Company, USA, P.O. Box 2180, Houston, TX 77001.
12)Подтверждающие данные можно получить в ASTM International Headquarters при запросе исследовательского отчета RR:D02-1639. Для определения прецизионности было использовано оборудование (см. RR: D02-1639): для полуавтоматического метода - приборы BOCLE, ВОС 100, изготовленные Inter Av, Inc., Р.О. Box 792 228, San Antonio, TX 78279; для полностью автоматического метода - автоматическая система BOCLE, ABS, изготовленная PCS Instruments, 78 Stanley Gardens, London, WS, 7SZ, UK). Никаких статистически значимых расхождений при использовании указанного оборудования не обнаружено.
13)Подтверждающие данные можно получить в ASTM International Headquarters при запросе исследовательского отчета RR:D02-1256.
14)Единственным известным изготовителем аппаратуры в настоящее время является ВОС 100 BOCLE units, InterAv, Inc., P.O. Box 792228, San Antonio, TX 78279. BOC 100. Можно использовать другие приборы, имеющие конструкцию по ASTM, 100 Barr Harbor Drive, West Conshohocken, PA, соответствующие требованиям к проведению испытаний, приведенным в таблице 1, в соответствии с процедурой Руководства 32 по поставкам оборудования, их допуска (внесения в список) и замены методов комитета D 02 ASTM.
15)Единственным источником поставки аппаратуры, известным комитету в настоящее время, является Automated BOCLE System(ABS), изготовляемая PCS lnstrument, 78 Stanley Gardens, London, W3, 7SZ, UK. Другие приборы, изготовленные по схемам, имеющиеся в ASTM, 10 Barr Harbor Drive West Conshohocken, PA, отвечающие требованиям к испытаниям, указанным в таблице 1, в соответствии с процедурой пункта 3.2 Руководства по поставкам оборудования листингу, замены методов ASTM Комитета Д02 и практике, приемлемы. Эти приборы могут иметь разные рабочие процедуры.
------------------------------
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Межгосударственный стандарт ГОСТ 33906-2016 "Топлива авиационные для газотурбинных двигателей. Определение смазывающей способности на аппарате шар-цилиндр (BOCLE)" (введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 4 апреля 2017 г. N 239-ст)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Стандартинформ, Москва, 2017 г.
Дата введения - 1 июля 2018 г.