Railway overhead contact line. Technical requirements and control methods
Дата введения - 1 августа 2017 г.
Введен впервые
Предисловие
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 Разработан Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта" (ОАО "ВНИИЖТ")
2 Внесен Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 524 "Железнодорожный транспорт"
3 Принят Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 22 ноября 2016 г. N 93-П)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166)004-97 |
Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97 |
Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Армения |
AM |
Минэкономики Республики Армения |
Беларусь |
BY |
Госстандарт Республики Беларусь |
Казахстан |
KZ |
Госстандарт Республики Казахстан |
Киргизия |
KG |
Кыргызстандарт |
Россия |
RU |
Росстандарт |
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 января 2017 г. N 4-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33944-2016 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 августа 2017 г.
5 Введен впервые
6 Настоящий стандарт может быть применен на добровольной основе для соблюдения требований технических регламентов таможенного союза: ТР ТС 002/2011 "О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта" и ТР ТС 0003/2011 "О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта"
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер технического регламента следует читать как ТР ТС 003/2011
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на железнодорожную контактную подвеску (далее - контактная подвеска) и устанавливает технические требования и методы контроля к контактным подвескам для систем электроснабжения на постоянном токе напряжением 3 кВ и переменном токе напряжением 25 кВ, предназначенным для обеспечения токосъема железнодорожного электроподвижного состава.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 839-80 Провода неизолированные для воздушных линий электропередачи. Технические условия
ГОСТ 2584-86 Провода контактные из меди и ее сплавов. Для электрифицированных железных дорог. Технические условия*
ГОСТ 7502-98 Рулетки измерительные металлические. Технические условия
ГОСТ 16504-81 Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения
ГОСТ 32679-2014 Контактная сеть железной дороги. Технические требования и методы контроля
ГОСТ 32895-2014 Электрификация и электроснабжение железных дорог. Термины и определения
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 16504 и ГОСТ 32895, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 натяжение контактного провода: Сила, приложенная вдоль продольной оси контактного провода.
3.2 натяжение несущего троса: Сила, приложенная вдоль продольной оси несущего троса.
3.3 скорость распространения волны в контактной подвеске: Скорость движения волны в контактной подвеске, вызванная поперечным импульсом, воздействующим на контактный провод.
3.4 удельная масса контактного провода или несущего троса: Масса одного метра провода либо троса без арматуры контактной сети.
3.5 допустимый ток: Наибольшее значение тока, протекающего по проводу тяговой сети, при котором температура нагрева провода не превышает допустимого значения.
4 Классификация
4.1 Контактные подвески по способу крепления контактного провода подразделяют:
- простые;
- цепные;
- жесткие.
4.2 Простые контактные подвески по способу компенсации подразделяют:
- компенсированные;
- некомпенсированные.
4.3 Цепные контактные подвески по способу компенсации подразделяют:
- компенсированные;
- некомпенсированные;
- полукомпенсированные.
4.4 Цепные контактные подвески по конструктивному исполнению подразделяют:
- с простыми и смещенными опорными струнами;
- с рессорным тросом;
- ромбовидные;
- пространственно-ромбовидные;
- равноэластичные (все конструкции контактной подвески с дополнительными элементами для выравнивания эластичности).
4.5 Цепные контактные подвески с простыми, смещенными опорными струнами и с рессорным тросом различают по способу расположения струн:
- вертикальные;
- косые;
- полукосые.
5 Технические требования
5.1 Статические показатели
Статические показатели контактных подвесок должны соответствовать значениям, указанным в таблице 1.
Таблица 1 - Статические показатели контактных подвесок
Наименование показателя |
Значение показателя для участков со скоростями движения |
|||||||||
до 120 км/ч |
от 120 до 200 км/ч |
св. 200 км/ч |
||||||||
Высота подвеса контактного провода, мм |
не менее |
Напряжение 25 кВ, переменный ток |
5570* |
|||||||
Напряжение 3 кВ, постоянный ток |
5500* |
|||||||||
не более |
Напряжение 25 кВ, переменный ток |
6800 |
6500 |
6200 |
||||||
Напряжение 3 кВ, постоянный ток | ||||||||||
Уклон контактного провода, |
4 |
2 |
1 |
|||||||
Изменение уклонов контактного провода в смежных пролетах, |
2 |
1 |
0,5 |
|||||||
Стрела провеса контактного провода при температуре окружающего воздуха плюс 5°С, м |
От 0 до 0,05 |
|||||||||
Эластичность в пролете, мм/Н |
Напряжение 3 кВ, постоянный ток |
От 0,1 до 0,5 |
||||||||
Напряжение 25 кВ, переменный ток |
От 0,2 до 0,8 |
|||||||||
Коэффициент неравномерности эластичности цепной контактной подвески в пролете |
С рессорным тросом, не более |
1,8 |
1,5 |
1,4 |
||||||
Без рессорного троса, не более |
3,0 |
2,8 |
2,3 |
|||||||
Равноэластичной, не более |
1,05 |
|||||||||
* Наименьшее значение высоты контактного провода в соответствии с ГОСТ 32679. |
5.2 Динамические показатели
Динамические показатели контактных подвесок должны соответствовать значениям, указанным в таблице 2.
Таблица 2 - Динамические показатели контактных подвесок
Наименование показателя |
Контактная подвеска |
Значение показателя |
||
до 120 км/ч |
от 120 до 200 км/ч |
св. 200 км/ч |
||
Отношение скорости подвижного состава контактной подвеске |
Напряжение 3 кВ, постоянный ток |
75 |
80 |
85 |
Напряжение 25 кВ, переменный ток |
70 |
70 |
80 |
5.3 Конструктивные показатели
Конструктивные показатели контактных подвесок должны соответствовать значениям, указанным в таблице 3.
Таблица 3 - Конструктивные показатели контактных подвесок
Наименование показателя |
Значение показателя для участков со скоростями движения |
||
до 120 км/ч |
от 120 до 200 км/ч |
св. 200 км/ч |
|
Длина пролета, м, не более |
65 |
65 |
70 |
Разница длин двух соседних пролетов, %, не более |
30 |
30 |
20 |
Длина струны в середине пролета, м, не менее |
0,3 |
||
Конструктивная высота подвески, м |
От 0,8 до 2,4 |
||
Расстояние между двумя соседними струнами на одном контактном проводе, м |
От 5 до 10 |
||
Длина анкерного участка, м, не более |
1600 |
1400 |
|
Величина зигзага контактного провода, м, не более: на прямых на кривых |
0,4 |
||
0,5 | |||
Контактный провод и несущий трос должны иметь отдельные компенсаторы для всего диапазона скоростей движения, за исключением участков со скоростью движения до 70 км/ч |
6 Гарантии изготовителя
После ввода в эксплуатацию изготовитель гарантирует безотказную работу контактной подвески в течение пяти лет.
7 Методы контроля
7.1 Общие требования к методам контроля
7.1.1 Измерения должны быть проведены при температуре окружающего воздуха в диапазоне от минус 15°С до 30°С, скорости ветра не более 15 м/с, без осадков если используются неавтоматизированные средства измерения.
Измерения проводят при любых климатических условиях, если используют автоматизированные измерения с помощью (ИВК ВИКС) измерительно-вычислительного комплекса вагона-лаборатории испытаний контактной сети или другим измерительным средством, позволяющим проводить измерения с такой же точностью.
7.1.2 При испытаниях применяют поверенные средства измерения с диапазоном измерения, классом точности и допускаемой погрешностью, указанными в таблице 4.
Таблица 4 - Средства измерений, применяемые при испытаниях
Проверяемый параметр |
Диапазон измеряемой величины |
Средства измерения |
||
тип |
класс точности |
предел допускаемой погрешности |
||
Линейные размеры, мм |
0 - 100 |
Линейка |
- |
|
0 - 10000 |
Рулетка |
|
|
|
0 - 10000 |
ИВК ВИКС |
|
|
|
Линейные размеры, м |
0 - 100 |
Рулетка |
3 |
- |
Сила, кН |
0,02 - 0,30 |
Динамометр |
2 |
- |
5,0 - 50,0 | ||||
Скорость воздушного потока (ветра), м/с |
1 - 25 |
Анемометр |
- |
|
Температура, °С |
От -50 до +50 |
Термометр |
- |
|
7.1.3 Дополнительно к измеряемым параметрам в протоколе испытаний должны быть указаны:
- эксплуатационные условия (тип контактной подвески, серия, тип и номер тяговой единицы, скорость движения диагностического вагона при измерениях, тип токоприемников, используемых на подвижном составе, тип измерительных токоприемников и расстояние между всеми поднятыми на диагностическом подвижном составе токоприемниками);
- условия окружающей среды (температура, скорость ветра, наличие и толщина стенки гололеда).
7.2 Проверка статических показателей (5.1)
7.2.1 Проверку высоты подвеса контактного провода, уклона контактного провода, разницы уклона контактного провода в смежных пролетах и стрелы провеса контактного провода проводят с помощью ИВК ВИКС или другим измерительным средством, позволяющим проводить измерения с такой же точностью, а также, для проверки перечисленных параметров, определять высоту контактного провода в любой точке способом, приведенным ниже.
К контактному проводу подвешивают отвес как показано на рисунке 1. На рельсы перпендикулярно оси пути прикладывают линейку (тип ШД) так, чтобы отвес слегка касался боковой поверхности линейки. С помощью брускового уровня, установленного на линейку, определяют угол возвышения рельсов . С помощью рулетки измеряют длину отвеса с/от нижней поверхности контактного провода до точки пересечения отвеса с нижней поверхностью линейки на рельсах. Высоту контактного провода Н рассчитывают по формуле
.
(1)
Высота подвеса контактного провода должна соответствовать значениям, указанным в таблице 1.
Рисунок 1
7.2.2 Проверку эластичности контактной подвески в пролете проводят с помощью рулетки и динамометра. Эластичность определяют, как отношение перемещения контактного провода к силе, приложенной к контактному проводу вертикально вверх.
Измерения проводят в диапазоне от 30 до 50 мм от струнового или фиксаторного зажима. Рядом с зажимом вертикально на твердом основании закрепляют линейку или рулетку. Вертикально вверх в месте измерения прикладывают силу через динамометр. Производят запись величины перемещения провода S, мм, при силе F, равной 50 и 100 Н.
Эластичность в точке измерения рассчитывают по формуле
,
(2)
Определяют среднее значение величины эластичности при этих двух значениях приложенной силы.
Среднее значение величины эластичности определяют для трех точек: под опорой, под первой простой струной и в середине пролета.
Полученные значения эластичности контактной подвески в пролете должны соответствовать диапазону, указанному в таблице 1.
7.2.3 Для о
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Межгосударственный стандарт ГОСТ 33944-2016 "Подвеска железной дороги контактная. Технические требования и методы" (введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 января 2017 г. N 4-ст)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Стандартинформ, Москва, 2017 г.
Дата введения - 1 августа 2017 г.