Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 12 октября 2017 г. N 9-АПГ17-18
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Борисовой Л.В.
при секретаре Сметаниной Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению акционерного общества "Оборонэнерго" о признании недействующим решения Региональной службы по тарифам Нижегородской области от 19 декабря 2014 г. N 60/120 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между открытым акционерным обществом "Оборонэнерго", г. Москва, и публичным акционерным обществом "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья", г. Нижний Новгород" (в редакции решения Региональной службы по тарифам Нижегородской области от 20 декабря 2016 г. N 53/27), по апелляционной жалобе акционерного общества "Оборонэнерго" на решение Нижегородского областного суда от 24 мая 2017 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя акционерного общества "Оборонэнерго" Лазарева А.В., представителя публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" Попова Н.В., представителя Региональной службы по тарифам Нижегородской области Уткина И.Е., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
акционерное общество "Оборонэнерго" (далее - АО "Оборонэнерго", общество) обратилось в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим решения Региональной службы по тарифам Нижегородской области от 19 декабря 2014 г. N 60/120 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между открытым акционерным обществом "Оборонэнерго", г. Москва, и публичным акционерным обществом "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья", г. Нижний Новгород" (в редакции решения Региональной службы по тарифам Нижегородской области от 20 декабря 2016 г. N 53/27).
Решением Нижегородского областного суда от 24 мая 2017 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, АО "Оборонэнерго" обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и неполное выяснение судом первой инстанции всех обстоятельств дела и принять новое решение об удовлетворении заявленного требования.
Относительно апелляционной жалобы Региональная служба по тарифам Нижегородской области, публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" (далее - ПАО "МРСК Центра и Приволжья"), прокуратура Нижегородской области представили возражения.
В судебное заседание представители Федеральной антимонопольной службы, Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области, прокуратуры Нижегородской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав объяснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике).
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 данного федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Региональная служба по тарифам Нижегородской области (далее - Служба по тарифам) является исполнительным органом государственной власти Нижегородской области, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов), в том числе на электрическую энергию (мощность) в соответствии с Положением о Региональной службе по тарифам Нижегородской области, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 15 мая 2006 г. N 171.
Службой по тарифам решением от 19 декабря 2014 г. N 60/120 установлены и введены в действие на период регулирования с 1 января 2015 г. по 31 декабря 2019 г. включительно индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между АО "Оборонэнерго" и ПАО "МРСК "Центра и Приволжья", установлены необходимая валовая выручка АО "Оборонэнерго" на период регулирования с 1 января 2015 г. по 31 декабря 2019 г. включительно, долгосрочные параметры регулирования.
В соответствии с приложением 2 к названному решению (в действующей редакции) необходимая валовая выручка АО "Оборонэнерго" без учета оплаты потерь на 2017 год составляет 77 337,87 тыс. руб.
Решениями Службы по тарифам от 25 сентября 2015 г. N 31/2, от 18 декабря 2015 г. N 50/27, от 20 декабря 2016 г. N 53/27 в решение органа регулирования от 19 декабря 2014 г. N 60/120 внесены изменения.
Решение Службы по тарифам от 19 декабря 2014 г. N 60/120, а также вышеуказанные нормативные правовые акты о внесении в него изменений официально опубликованы и включены в Реестр нормативных правовых актов органов исполнительной власти Нижегородской области.
Общество полагает, что при расчете необходимой валовой выручки на 2017 год Службой по тарифам из состава неподконтрольных расходов необоснованно исключены затраты по статье "Налог на прибыль" в размере 3 340,05 тыс. руб.
Разрешая вопрос о соответствии оспариваемого административным истцом решения нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходил из следующего.
Согласно пункту 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов) подлежат государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках.
Во исполнение пункта 1 статьи 23 Закона об электроэнергетике Правительством Российской Федерации принято постановление от 29 декабря 2011 г. N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", которым утверждены Основы ценообразования (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования цен (тарифов).
Согласно пункту 7 Основ ценообразования при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
В силу пункта 20 Основ ценообразования в необходимую валовую выручку включается величина налога на прибыль организаций по регулируемому виду деятельности, сформированная по данным бухгалтерского учета за последний истекший период.
При установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии учитывается величина налога на прибыль организаций, которая относится по данным раздельного учета к деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии и осуществлению технологического присоединения к электрическим сетям.
Для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, которые не являются основным видом их деятельности, распределение величины суммы налога на прибыль организаций между регулируемыми и нерегулируемыми видами деятельности производится согласно учетной политике, принятой в организации.
При установлении платы за технологическое присоединение к электрическим сетям не учитывается налог на прибыль организаций.
В пункте 11 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 г. N 98-э (далее - Методические указания N 98-э), приведена формула расчета необходимой валовой выручки в части содержания электрических сетей на базовый (первый) и i-й год долгосрочного периода регулирования, в которой учитываются неподконтрольные расходы, определяемые методом экономически обоснованных расходов, включающие в себя, в том числе оплату налогов на прибыль, имущество и иных налогов (в соответствии с пунктами 20 и 28 Основ ценообразования).
Как установлено судом и следует из материалов дела, АО "Оборонэнерго" является сетевой организацией, осуществляющей услуги по передаче электрической энергии на территории Нижегородской области.
Для целей тарифного регулирования общество 29 апреля 2016 г. обратилось в орган регулирования с предложением о проведении корректировки необходимой валовой выручки на 2017 год (третий год долгосрочного регулирования) и установлении ее в размере 90 086,63 тыс. руб.
Государственное регулирование деятельности общества в долгосрочном периоде 2015-2019 годов осуществляется с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
По результатам рассмотрения представленных документов Службой по тарифам 11 ноября 2016 г. составлено экспертное заключение N в-307 и 16 декабря 2016 г. дополнительное экспертное заключение N в-1010.
АО "Оборонэнерго" письмом от 19 декабря 2016 г. N ВЛГ/030/3607 представило в орган регулирования особое мнение, в котором выразило свое несогласие по поводу исключения из состава необходимой валовой выручки затрат по статье "Налог на прибыль" в сумме 3 340,05 тыс. руб., а также об исключении при расчете корректировки неподконтрольных расходов исходя из фактических значений указанного параметра, налога на прибыть в сумме 3 011,14 тыс. руб.
Специалисты органа регулирования, проанализировав прилагаемые к особому мнению документы, в том числе копию декларации по налогу на прибыль за 2015 год, расчет величины налога на прибыль общества за 2015 год, карточку счета 68.04.1 филиала "Волго-Вятский" АО "Оборонэнерго" за 2015 год, учли в составе неподконтрольных расходов на 2017 год затраты общества на уплату налога на прибыль в размере 3 011,14 тыс. руб. в порядке пункта 20 Основ ценообразования и пункта 11 Методических указаний N 98-э, что подтверждается протоколом заседания Правления Службы по тарифам от 20 декабря 2016 г. N 53.
С учетом произведенной корректировки в решение органа регулирования от 19 декабря 2014 г. N 60/120 были внесены изменения, согласно которым приложения 1 и 2 изложены в новой редакции в части индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между АО "Оборонэнерго" и ПАО "МРСК Центра и Приволжья" на 1 и 2 полугодия 2017 года, а также в части размера необходимой валовой выручки на 2017 год, который стал составлять 77 337,87 тыс. руб.
Документального подтверждения предлагаемой к включению в необходимую валовую выручку организации на 2017 год суммы затрат по налогу на прибыль в размере 3 340,05 тыс. руб. ни в материалы тарифного дела, ни в ходе судебного разбирательства обществом не представлено.
При таких обстоятельствах Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о правомерном расчете Службой по тарифам заявленных тарифов на электроэнергию и соответствии оспариваемого нормативного правового акта нормам действующего законодательства.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Нижегородского областного суда от 24 мая 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Оборонэнерго" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Борисова Л.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 12 октября 2017 г. N 9-АПГ17-18
Текст определения официально опубликован не был