Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 12 октября 2017 г. N 67-АПГ17-7
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Борисовой Л.В.
при секретаре Сметаниной Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Смаколина Вадима Александровича о признании не действующим решения Совета депутатов города Новосибирска от 22 октября 2014 г. N 1199 "О внесении изменений в решение Совета депутатов города Новосибирска от 24 июня 2009 г. N 1288 "О правилах землепользования и застройки города Новосибирска"
по апелляционным жалобам мэра города Новосибирска и Совета депутатов города Новосибирска на решение Новосибирского областного суда от 6 июня 2017 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения представителя Совета депутатов города Новосибирска Звягиной Ж.А., поддержавшего доводы апелляционных жалоб, возражения представителей Смаколина В.А. по доверенности Кухарчука А.Г., Борисовой Е.С., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда является законным и обоснованным, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
муниципальное образование город Новосибирск наделено статусом городского округа (статья 2 Закона Новосибирской области от 2 июня 2004 г. N 200-ОЗ "О статусе и границах муниципальных образований Новосибирской области").
Решением Совета депутатов города Новосибирска от 26 декабря 2007 г. N 82 утверждён Генеральный план застройки города Новосибирска (далее также - Генеральный план города Новосибирска).
Решением Совета депутатов города Новосибирска от 24 июня 2009 г. N 1288 утверждены Правила землепользования и застройки города Новосибирска.
В дальнейшем решением Совета депутатов города Новосибирска от 22 октября 2014 г. N 1199 "О внесении изменений в решение Совета депутатов Новосибирская от 24 июня 2009 г. N 1288 "О правилах землепользования и застройки города Новосибирска" (далее - Решение N 1199) внесены изменения в приложение 2 Правил землепользования и застройки города Новосибирска, в том числе и в графическую часть, согласно которым ранее установленная территориальная зона в отношении земельных участков с кадастровыми номерами ... и ..., расположенных на ..., - зона делового, общественного и коммерческого назначения (ОД-1) изменена на зону озеленения (Р-2) в границах территории согласно приложению 140, содержащему фрагмент карты градостроительного зонирования территории города Новосибирска (пункт 1.2.139 Решения N 1199).
Гражданин Смаколин В.А. обратился в Новосибирский областной суд с уточнённым административным исковым заявлением о признании не действующим данного нормативного правового акта в указанной части, как противоречащего положениям пункта 3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ), Генерального плана города Новосибирска и нарушающим его права на использование земельных участков в соответствии с их назначением.
Решением Новосибирского областного суда от 6 июня 2017 г. административное исковое заявление удовлетворено.
В апелляционных жалобах представители административных ответчиков: мэра города Новосибирска и Совета депутатов города Новосибирска, просят решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления. По мнению подателей жалоб, судом допущены нарушения норм процессуального права, выразившиеся в принятии решения о правах и обязанностях лица, не привлечённого к участию в деле, - Общероссийской общественной организации "Всероссийское общество охраны природы", выступившей с инициативой внесения оспариваемых изменений в Правила землепользования и застройки города Новосибирска. Также полагают, что оспариваемая норма не может нарушать прав административного истца, поскольку она направлена на сохранение и развитие территории озеленения - приоритетное направление развития города, закрепленное Генеральным планом города Новосибирска. Выводы суда о том, что оспариваемое решение создаёт препятствия для использования спорных земельных участков, являются ошибочными, поскольку один из земельных участков находится в 50-метровой санитарно-защитной зоне торгового комплекса, в которой не допускается размещать жилую и иную застройку.
Относительно доводов, изложенных в апелляционных жалобах, Смаколиным В.А. и прокуратурой Новосибирской области представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалоб в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Согласно пункту 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктам 1 и 3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 24 и части 1 статьи 32 ГрК РФ утверждение генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительным органом местного самоуправления городского округа принимаются муниципальные правовые акты.
Принятие оспариваемого нормативного правового акта компетентным органом с соблюдением процедуры его принятия установлено судом, подтверждается материалами дела, и по этим основаниям решение Совета депутатов города Новосибирска не обжалуется.
В силу части 3 статьи 9 ГрК РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Пунктом 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ предусмотрено, что при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются в том числе с учётом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа.
Частью 3 статьи 9, частями 9 и 10 статьи 31, пунктом 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ закреплён принцип первичности генерального плана городского округа как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.
Из системного толкования положений пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, части 15 статьи 35 ГрК РФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесённой к функциональным зонам.
С учётом приведённых норм федерального законодательства Судебная коллегия находит правильным вывод суда первой инстанции о том, что отнесение спорных земельных участков к зоне озеленения (Р-2) осуществлено без учёта Генерального плана города Новосибирска, согласно которому названный земельный участок расположен в функциональной зоне общественно-делового использования, и тем самым нарушает требования градостроительного законодательства.
Доводы апелляционных жалоб о том, что оспариваемая норма не может нарушать прав административного истца, подлежат отклонению, так как отнесение земельного участка к территориальной зоне озеленения не позволяет его использовать в соответствии с законно установленными параметрами для разрешённого использования этого земельного участка.
Доводы апелляционной жалобы Совета депутатов о наличии 50-метровой санитарной зоны не опровергают выводы суда, не влияют на законность и обоснованность решения.
Также не может быть принят во внимание и довод апелляционных жалоб о нарушении судом норм процессуального права, выразившегося в принятии решения о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле - Общероссийской общественной организации "Всероссийское общество охраны природы", выступившей с инициативой внесения оспариваемых изменений в Правила землепользования и застройки города Новосибирска. Решение суда первой инстанции никаких обязанностей на данную организацию не возлагает, вопросы о его правах не разрешает, поэтому отсутствует основание для отмены решения суда, предусмотренное пунктом 4 части 1 статьи 310 КАС РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Новосибирского областного суда от 6 июня 2017 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы мэра города Новосибирска и Совета депутатов города Новосибирска без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Борисова Л.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 12 октября 2017 г. N 67-АПГ17-7
Текст определения официально опубликован не был