Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 28 сентября 2017 г. N 5-АПГ17-80
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Горчаковой Е.В. и Калининой Л.А.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе правительства Москвы на решение Московского городского суда от 24 мая 2017 года, которым удовлетворен административный иск открытого акционерного общества "Центрсток" об оспаривании пунктов 2129 и 2924 Перечня объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного постановлением правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., объяснение представителя правительства Москвы Федотова П.С., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражение против удовлетворения апелляционной жалобы представителя открытого акционерного общества "Центрсток" Филимонова И.С., а также заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
28 ноября 2014 года правительством Москвы издано постановление N 700-ПП, пунктом 1.1 которого утвержден перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций".
Указанное постановление опубликовано 28 ноября 2014 года на официальном сайте правительства Москвы mos.ru и 2 декабря 2014 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 67.
Постановлением правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП в пункте 1.1 постановления правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП исключены слова "на 2015 год и последующие налоговые периоды". Вышеназванный перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2016 года.
Постановление правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП опубликовано 27 ноября 2015 года на официальном сайте правительства Москвы mos.ru и 1 декабря 2015 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 67.
В названный перечень объектов недвижимого имущества, действующий с 1 января 2016 года, под пунктами 2129 и 2924 включены здание с кадастровым номером 77:04:0002003:1050 по адресу: город Москва, улица Газгольдерная, дом 10"А", строение 10, а также здание с кадастровым номером 77:04:0002003:1065 по адресу: город Москва, Газгольдерная улица, дом 10"А", строение 4, принадлежащие на праве собственности открытому акционерному обществу "Центрсток", которое обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением о признании указанных норм недействующими с 1 января 2016 года.
По мнению заявителя, данные здания не относятся к объектам недвижимого имущества, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статье 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций". Включение данных зданий в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества возлагает на заявителя обязанность по уплате налога на имущество организаций в завышенном размере.
Решением Московского городского суда от 24 мая 2017 года административный иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе правительство Москвы просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
Относительно доводов апелляционной жалобы открытым акционерным обществом "Центрсток" и прокурором, участвующим в административном деле, представлены письменные возражения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда правильным и оснований для его отмены не находит.
Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции пришел к выводу, что здания не отвечают признакам административно-делового и (или) торгового центров по смыслу пунктов 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пунктов 1, 2 статьи 1.1 Закона города Москвы "О налоге на имущество организаций".
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с выводами суда первой инстанции согласна.
Согласно пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Согласно пункту 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Законом города Москвы "О налоге на имущество организаций" в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации на территории города Москвы установлен налог на имущество организаций, определены ставка налога на имущество организаций, порядок и сроки уплаты налога на имущество организаций, налоговые льготы, а также особенности определения налоговой базы. Статьей 1.1. данного закона установлены особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, согласно пунктам 1 и 2 которой налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 3000 кв.метров и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 2000 кв.метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из материалов административного дела следует, что здания, принадлежащие административному истцу, включены в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества по виду разрешенного использования земельного участка, на котором они расположены, то есть по критериям, предусмотренным подпунктом 1 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 1.1 Закона города Москвы "О налоге на имущество организаций".
Порядок установления вида разрешенного использования земельного участка в городе Москве установлен в постановлении Правительства города Москвы от 28 апреля 2009 года N 363-ПП "О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков в городе Москве".
Пунктом 3.2 данного постановления предусмотрено, что разрешенное использование данного участка указывается в соответствии с классификацией, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов", на основании градостроительного плана, а при его отсутствии - на основании фактического использования такого земельного участка.
Названными Методическими указаниями определены виды разрешенного использования земельных участков, в том числе: земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5); земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7); земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9); земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии (1.2.17).
Как видно из материалов административного дела, открытое акционерное общество "Центрсток" является собственником здания с кадастровым номером 77:04:0002003:1050 по адресу: город Москва, улица Газгольдерная, дом 10"А", строение 10, а также здания с кадастровым номером 77:04:0002003:1065 по адресу: город Москва, Газгольдерная улица, дом 10"А", строение 4, которые находятся на земельном участке с кадастровым номером 77:04:0002003:3, имеющим вид разрешенного использования "эксплуатация складских и административных строений", что подтверждается копиями кадастровых выписок о земельном участке от 24 декабря 2012 года и от 12 мая 2017 года, а также сведениями публичной кадастровой карты, находящейся в открытом доступе.
Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка нельзя признать совпадающим с видами разрешенного использования земельных участков, которые предполагают расположение на них объектов недвижимого имущества, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Следовательно, формулировка "для эксплуатации административных строений", содержащаяся в определении вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположены объекты административного истца, вопреки доводам апелляционной жалобы со ссылкой на Свод правил СП 118.13330.2012 "Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009" (таблица В.1 приложения В "Перечень основных функционально-типологических групп зданий и сооружений и помещений общественного назначения"), а также Общероссийские классификаторы продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), ОК 034-2007 (КПЕС 2002) (группировки 41.20.40, 45.21.14), не предполагает безусловное отнесение названных объектов к административно-деловому центру.
Согласно актам обследования от 5 августа 2015 года N 9045993 и N 9045993/1, составленным государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы, здания фактически не используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, 100 процентов площадей зданий используется под склады (не связанные с торговлей), которые, как следует из пояснений административного истца в суде первой инстанции, предоставляются в аренду третьим лицам.
В соответствии с уставом открытого акционерного общества "Центрсток" основными видами его деятельности являются снабженческо-сбытовая, расфасовка, упаковка, переработка пищевой и масложировой продукции, услуги по хранению (складские услуги).
При таких обстоятельствах, установленных при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что здания с кадастровыми номерами 77:04:0002003:1065 и 77:04:0002003:1050 в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества включены быть не могли, поскольку находятся на земельном участке, вид разрешенного использования которого не предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, а также для использования в целях делового, административного и коммерческого назначения не предназначены и фактически в этих целях не используется.
Таким образом, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию административного ответчика в суде первой инстанции, основаны на неверном толковании норм материального права, поэтому служить поводом для отмены состоявшегося решения суда не могут.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Московского городского суда от 24 мая 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу правительства Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Калинина Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 28 сентября 2017 г. N 5-АПГ17-80
Текст определения официально опубликован не был