Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 5 октября 2017 г. N 127-АПГ17-5
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Меркулова В.П.
при секретаре Холодцовой Ю.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества "Крымморгидрострой" о признании недействующим постановления Совета Министров Республики Крым от 12 ноября 2014 г. N 450 "О плате за земельные участки, которые расположены на территории Республики Крым" по апелляционной жалобе акционерного общества "Крымморгидрострой" на решение Верховного Суда Республики Крым от 13 июня 2017 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения представителя Совета Министров Республики Крым по доверенности Тихончук С.Г., представителя администрации г. Керчи по доверенности Дудникова В.Ю., представителя Министерства земельных и имущественных отношений Республики Крым по доверенности Шароватовой Ю.В., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что решение суда является законным и обоснованным, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Совет Министров Республики Крым 12 ноября 2014 г. принял постановление N 450 "О плате за земельные участки, которые расположены на территории Республики Крым" (далее - Постановление N 450).
Пунктом 1 Постановления N 450 утверждена нормативная цена 1 кв.м земель населённых пунктов Республики Крым согласно приложению 1. В строке 945 приложения 1 к Постановлению N 450 нормативная цена 1 кв.м земель городского округа Керчь (код вида разрешённого использования земельных участков 1.0-1.18, 2.0-2.7.1, 6.1, 6.8, 7.0-7.5, 13.1-13.3) составляет 752,98 руб.
Акционерное общество "Крымморгидрострой" (далее также - Общество, АО "КМГС") обратилось в Верховный Суд Республики Крым с административным исковым заявлением о признании Постановления N 450 не действующим в части установления нормативной цены 1 кв.м земельного участка в г. Керчи в размере 752,98 руб. за 1 кв.м.
Решением Верховного Суда Республики Крым от 13 июня 2017 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе акционерное общество "Крымморгидрострой" просит решение суда первой инстанции отменить в связи с несоответствием выводов суда материалам дела и неправильным применением норм материального права. По мнению подателя жалобы, оспариваемые положения противоречат постановлению Правительства Российской Федерации от 15 марта 1997 г. N 319 "О порядке определения нормативной цены земли", рыночная стоимость земельного участка, расположенного в г. Керчи, определённая независимым оценщиком по заданию Общества, значительно ниже нормативной цены земельных участков, установленной приложением 1 к Постановлению N 450. Тем самым нарушаются права административного истца, поскольку на административного истца возложена обязанность уплачивать арендные платежи в завышенном размере.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Советом Министров Республики Крым и прокурором, участвующим в деле, представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Правильно применяя положения Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ), Конституции Республики Крым, Закона Республики Крым от 31 июля 2014 г. N 38-3PK "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон N 38-3PK), суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что Постановление N 450 принято уполномоченным органом государственной власти Республики Крым в пределах полномочий, с соблюдением требований, предъявляемых к форме принимаемого нормативного правового акта и порядку его принятия, подписания и официального опубликования.
Законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено указным федеральным конституционным законом (часть 1 статьи 23 Закона N 6-ФКЗ).
Понятие нормативной цены земли приведено в Законе Российской Федерации от 11 октября 1991 г. N 1738-I "О плате за землю", согласно которому нормативная цена земли - показатель, характеризующий стоимость участка определённого качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчётный срок окупаемости (статья 25). Этой же нормой установлено, что порядок определения нормативной цены земли устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 15 марта 1997 г. N 319 "О порядке определения нормативной цены земли" (далее - Постановление N 319) нормативная цена земли применяется в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и ежегодно определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для земель различного целевого назначения по оценочным зонам, административным районам, поселениям или их группам. Предложения об оценочном зонировании территории субъекта Российской Федерации и о нормативной цене земли по указанным зонам представляются комитетами по земельным ресурсам и землеустройству (пункт 1).
Статьёй 11 Закона N 38-3PK установлено, что порядок определения нормативной цены земли в отношении земельных участков устанавливается Советом Министров Республики Крым. При этом в силу положений части 1 данной статьи нормативная денежная оценка земель, установленная на территории Республики Крым до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ, до 1 января года, следующего за годом утверждения, в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Республики Крым, считается нормативной ценой земли и является основой для определения нормативной цены земли в отношении таких земельных участков.
Основанием для обращения административного истца в суд послужил отчёт о рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 90:19010102:313, расположенного в г. Керчи, ул. Танкистов, 4.
Оценив представленное доказательство, суд сделал обоснованный вывод, что отчёт не может служить доказательством нарушения пункта 3 Постановления N 319, согласно которому нормативная цена земли, установленная в соответствии с пунктами 1 и 2 названного постановления, не должна превышать 75% уровня рыночной цены на типичные земельные участки соответствующего целевого назначения, поскольку устанавливает рыночную стоимость конкретного, а не типичного земельного участка.
Проанализировав положения приведённого выше федерального и регионального законодательства и сопоставив их с положениями оспариваемого нормативного правового акта, определив фактические обстоятельства и оценив имеющиеся в деле доказательства, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Крым от 13 июня 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Крымморгидрострой" без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Меркулов В.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 5 октября 2017 г. N 127-АПГ17-5
Текст определения официально опубликован не был