Методические рекомендации
по разработке и реализации мероприятий по организации дорожного движения
"Методы успокоения движения"
(одобрено Научно-техническим советом открытого акционерного общества "Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта" (протокол N 2 от 25 апреля 2017 г.), Секцией "Государственная политика в области автомобильного и городского пассажирского транспорта" Научно-технического совета Министерства транспорта Российской Федерации (протокол N 54 от 09 декабря 2016 г.))
1. Настоящее Методическое руководство по организации дорожного движения. Методы "успокоения движения" (далее - Методическое руководство) предназначено для использования органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия и функции в сфере организации дорожного движения на территории субъекта Российской Федерации.
2. В настоящем Методическом руководстве используются термины и определения в значениях, установленных законодательством Российской Федерации, документами технического регулирования и рекомендательными документами Министерства транспорта Российской Федерации. Документы технического регулирования приведены в Приложении 1 к настоящему Методическому руководству.
3. Целью применения методов успокоения движения является снижение числа конфликтных ситуаций в дорожном движении, предотвращение ДТП и снижение тяжести их последствий за счет изменения скоростных режимов движения.
4. Успокоение движения достигается инженерно-реконструктивными средствами, дополняемыми различными методами управления скоростью движения транспортных средств (далее - ТС). При создании зон успокоения ликвидируют транзитное движение, для чего в границах зон сквозные улицы перепрофилируют в тупиковые, петлевые, кольцевые и т.д. Дополнительно рекомендуется введение ограничения скорости движения, что позволяет резко сократить число конфликтов между транспортом и пешеходами, а также регламентации паркования.
5. При проектировании зон успокоения благоустройство улиц и дизайн их пространства рассматриваются как средства влияния на режим движения транспортных средств. Транспортное обеспечение указанных зон следует реализовать с помощью городского пассажирского транспорта, получающего приоритет движения. Возможно сочетание, например, пешеходного и трамвайного движения, пешеходного движения и автобусных (троллейбусных) маршрутов.
6. Организация пространства улиц должно обеспечивать приоритет движения пешеходов и велосипедистов и стимулировать снижение скорости движения транспортных средств. При этом на городские дороги возлагается обслуживание внутригородских транзитных потоков и, соответственно, на них перераспределяются основные объемы транспортной работы. Таким образом, зоны успокоения усиливают дифференциацию элементов УДС по выполняемым функциям, режимам и скорости движения.
7. Классификация методов успокоения движения осуществлена исходя из формы и уровня их реализации, социально-технического назначения, способа влияния на процесс изменения скоростного режима движения (таблица 1).
8. Рекомендуемые методы успокоения движения приводятся в приложениях 2-8 к настоящему Методическому руководству.
Таблица 1
Классификация методов успокоения движения
Классификационный признак |
Группа методов |
|
Форма реализации |
Конструктивные |
|
Административные | ||
Экономические | ||
Уровень реализации |
Локальные |
|
Линейные | ||
Сетевые | ||
Назначение |
Снижение объёмов движения |
|
Обеспечение безопасности движения пешеходов и велосипедистов | ||
Увеличение скорости сообщения транспортных средств общего пользования | ||
Снижение количества дорожно-транспортных происшествий | ||
Снижение уровня выбросов и шума | ||
Обеспечение привлекательности городского пассажирского общественного транспорта | ||
Снижение зависимости городских жителей от использования личного автомобиля | ||
Способ воздействия на транспортный поток (транспортное средство) |
Прямые |
Остановка |
Ограничение скорости движения | ||
Изменение дорожных условий | ||
Изменение направления движения, специальное информационное воздействие на водителя | ||
Изменение приоритетных условий движения (проезда) | ||
Изменение траектории движения | ||
Ограничение движения (въезда), запрещение движения (въезда) | ||
Косвенные |
Взимание платы за проезд |
|
Ограничение времени пребывания в зоне (на стоянке) |
Литература
Поздняков М.Н. Исследование закономерностей движения пешеходов и функциональных особенностей пешеходных пространств (тезисы)//Авиамашиностроение и транспорт Сибири: тезисы докл. IV всероссийской научно-технической конф. (Иркутск, 10-12 апреля 2014 г.). - Иркутск, 2014. С. 386-393
Бутузова (Куприянова) А.Б., Лыткина А.А. Технические и планировочные приемы успокоения движения//Вестник Иркутского государственного технического университета. 2014. N 6 (89). С. 138-142.
Гончаров И.С. Интеграция велотранспорта в городскую среду. Вестник ТГУ, т. 14, вып. 2, 2009.
Енин Д.В. Город равных возможностей: доступная пешеходная инфраструктура. - Воронеж, 2011. - 180 с.
Задера В. Искусство гуманитарной политики//Твоя дорога, N 1, 2011. С. 24
Капский Д.В., Ларин О.Н. Эффективность применения искусственных неровностей типа "спящий полицейский" в зоне нерегулируемых пешеходных переходов. Транспорт: наука, техника, управление. 2014. N 11. С. 30-33.
Клинковштейн Г.И., Афанасьев М.Б. Организация дорожного движения. - М: Транспорт, 2001. - 247 с.
Куприянова А.Б., Михайлов А.Ю. К вопросу об успокоении движения в центрах крупных городов//Вестник Иркутского государственного технического университета. 2011. N 6 (53). С. 65-69.
Куприянова А.Б., Михайлов А.Ю. Методы успокоения движения. Депонированная рукопись N 821-В2009 24.12.2009.
Лагерев Р.Ю., Зедгенизова А.Н. Современная мировая практика ограничения скорости движения в городах. Вестник Иркутского государственного технического университета. 2010. N 6 (46). С. 153-157.
Липницкий А.С. Исследование эффективности применения мини-колец и компактных колец при организации дорожного движения. Вестник Иркутского государственного технического университета. 2009. N 3 (39). С. 57-61.
Поздняков М.Н. Галкина Г.А. Закономерности формирования пешеходных потоков на территориях пешеходных пространств//Форум "Безопасность, дорога, дети: практика, опыт, перспективы и технологии" [Текст]: материалы форума, 26 марта 2015 г., г. Ростов-на-Дону/НОУН-ПО "Учебный центр "Легион". - Новочеркасск: Лик, 2015.
Поздняков М.Н. Колесников B.C. Совершенствование транспортного обслуживания и организации движения на территории жилой застройки//Известия Волгоградского государственного технического университета, 2014, Т. 7 N 1. С. - 82-86
Поздняков М.Н. Мирончук А.А. Классификация видов (категорий) пешеходов и структура пешеходных потоков (тезисы)//Организация и безопасность дорожного движения в крупных городах: тезисы докл. 11-й Международной научно-практической конф. (Санкт-Петербург, 18-20 сент. 2014 г.). - Санкт-Петербург, 2014. С. 182-188
Поздняков М.Н. Организация движения на кольцевых пересечениях: учебное пособие. - Ростов н/Д: Рост. гос. строит. ун-т, 2010. - 132 с.
Поздняков М.Н. Совершенствование классификации маломобильных пешеходов (тезисы)//Строительство-2014: тезисы докл. Международной научно-практической конф. (Ростов-на-Дону, декабрь 2014 г.). - Ростов-на-Дону, 2014.
Поздняков М.Н. Совершенствование методики оценки условий движения пешеходов. Инженерный вестник Дона. 2012. Т. 22. N 4-1 (22). С. 151.
Поздняков М.Н. Исследование скорости движения пешеходов. Инженерный вестник Дона. 2013. Т. 25. N 2 (25). С. 143.
Поздняков М.Н., Волошкина Е.А. Ограничение доступа к территориям пешеходных пространств//Форум "Безопасность, дорога, дети: практика, опыт, перспективы и технологии" [Текст]: материалы форума, 26 марта 2015 г., г. Ростов-на-Дону//НОУН-ПО "Учебный центр "Легион". - Новочеркасск: Лик, 2015. С. 160-163.
Поздняков М.Н., Волошкина Е.А. Совершенствование методов демпфирования скорости движения автомобилей//Форум "Безопасность, дорога, дети: практика, опыт, перспективы и технологии" [Текст]: материалы форума, 26 марта 2015 г., г. Ростов-на-Дону/НОУН-ПО "Учебный центр "Легион". - Новочеркасск: Лик, 2015. С. 157-160.
Поздняков М.Н., Волошкина Е.А. Совершенствование методов успокоения движения посредством изменения эффективной ширины проезжей части//Проблемы качества и эксплуатации автотранспортных средств: Организация автомобильных перевозок и безопасность дорожного движения [Текст]: материалы IX междунар. заочн. науч.-техн. конф. 15 апреля 2015 г., Пенза/- Пенза: ПГУАС, 2015. С. 248-256.
Поздняков М.Н., Волошкина Е.А. Управление доступом к территориям пешеходных пространств//Проблемы качества и эксплуатации автотранспортных средств: Организация автомобильных перевозок и безопасность дорожного движения [Текст]: материалы IX междунар. заочн. науч.-техн. конф. 15 апреля 2015 г., Пенза/-Пенза: ПГУАС, 2015. С. 257-264.
Чернецов М.В., Девятов М.М. Классификация методов геометрического и визуального воздействия искривлений прямолинейных участков дорог и улиц населенных пунктов//Вестник Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета. Серия: Строительство и архитектура. 2004. N 4. С. 76-80.
Чикалина С.Л. К вопросу о безопасности пешеходов на нерегулируемых пешеходных переходах//Вестник Иркутского государственного технического университета. 2011. N 11 (58). С. 156-158.
Чикалина С.Л. Методика выделения границ зон успокоения движения и мест размещения пешеходных зон в центральной части г. Иркутска. Вестник Иркутского государственного технического университета. 2007. N 2-2 (30). С. 11-13.
Чикалина С.Л. Разработка методики обоснования размещения пешеходных зон и границ зон успокоения движения: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук/Волгоградский государственный технический университет. Волгоград, 2007
Чикалина С.Л., Фадеев Д.С., Прокофьева О.С. Практика формирования пешеходных зон в центрах крупных городов//Вестник Иркутского государственного технического университета. 2013. N 7 (78). С. 100-104.
Чикалина С.Л., Чикалин Е.Н. Методика применения многомерного статистического анализа для разработки функциональной классификации улиц центров крупных городов//Вестник Иркутского государственного технического университета. 2011. N 1 (48). С. 123-127.
Юшков В.С. Европейский, западный и российский опыт использования шумовых полос [Текст]/B.C. Юшков, В.И. Кычкин//Молодой ученый. - 2014. - N 21. - С. 253-255.
Appleyard B.S. Planning safe routes to school//Planning. 2003. T. 69. N 5. С. 34.
Crouse D.W. Traffic calming: A social issue//Bulletin of Science, Technology and Society. 2004. T. 24. N 2. C. 138-144.
Dawn P. Guegan, Peter T. Martin and Wayne D. Cottrell: Prioritizing Traffic Calming Projects Using the Analytic Hierarchy Process. Murray, Utah 2000. - 26 p.
Debacker M., Harshman R. Concrete measures help manage traffic//Concrete Products. 2001. T. 104. N 10. С. 32L.
Ewing R. Legal status of traffic calming//Transportation Quarterly. 2003. T. 57. N 2. С. 11.
Grammenos F., Tasker-Brown J. Residential Street Pattern Design for Healthy Liveable Communities. http://www.greenroofs.ca/nua/ip/ip02.htm
Knapp K.K. Traffic-Calming Basics. Civil Engineering. 2000. T. 70. N 1. С 46.
Kohlhammer, Stutgart-Berlin-Koln, 1995. - 224 s.
Langdon Ph. Calming rural roads//Planning. 2003. T. 69. N 5. С 30.
Mohan D. Road safety in less-motorized environments: future concerns.//International Journal of Epidemiology. 2002. T. 31. N 3. C. 527.
Nije K., Talens H. Traffic Calming: Implementation of a philosophy. Institute of Transportation Engineers//ITE Journal. 2001. T. 71. N 3. C. 34.
PIARC: Urban road design and architecture/Reference : 10.08.B, Routes/Roads special issue 11-1995. - P. 51 - 126.
PIARC: XXth Wold Road Congress. Montreal, 3-9 September./Transportation and Urban Space Planning./National Reports. 20.22.E - 1995. - 487 p.
Prinz D. Stadtebau: Band 1: Stadte bauliches Entwerfen. Verlag W.
Sobngwi-Tambekou J., Bhatti J., Kounga G., Salmi L.-R., Lagarde E. Road traffic crashes on the road section, Cameroon//Accident Analysis & Prevention. 2010. T. 42. N 2. С. 422-426.
Strong C., Ye Z. Spillover effects of yield-to-pedestrian channelizing devices//Safety Science. 2010. T. 48. N 3. С. 342-347.
Waters H.R., Hyder A.A., Phillips T.L. Economic evaluation of interventions to reduce road traffic injuries - a review of the literature with applications to low and middie-income countries. Asia-Pacific Journal of Public Health. 2004. T. 16. N 1. C. 23-31.
Womble J.E., Bretherton M. Jr. Traffic calming design standards for new residential streets: a proactive approach. Institute of Transportation Engineers//ITE Journal. 2003. T. 73. N 3. С 50.
http://www.cityoflondon.gov.uk/living environment/sustainability/transport.
http://www.fhwa.dot.gov/environment/caImsite.htm.
http://www.fhwa.dot.gov/environment/tcalm.
http://www.nyc.gov/html/dot/html/sidewalks/pedestrian_projects.shtml .
http://www.planning.wa.gov.au/publications/liveable/LNTMG.pdf.
http://www.trafficcalming.org.
Liveableneighbourhoods. Edition 2, 2000. A Western Australian government sustainable cities initiative http://www.planning.wa.gov.au/publications/liveable/LN_ed2.pdf.
Liveable Neighbourhoods. Street Layout, Design and Traffic Management Guidelines. Western Australian Planning Commission. JUNE 2000 - 59 p.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические рекомендации по разработке и реализации мероприятий по организации дорожного движения. Методы успокоения движения (согласовано Минтрансом России 2 июля 2017 г.)
Текст методических рекомендаций официально опубликован не был