Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 7
Организация жилых зон
1. Условия применения и технические параметры
1.1. Данный метод следует применять на селитебной территории города, в которой преобладает УДС местного значения, а именно: проезды внутри кварталов, подъездные пути к группам или отдельно стоящим жилым зданиям, предприятиям, учреждениям и общественным центрам местного значения.
При соответствующем технико-экономическом обосновании территория может включать в себя улицы в жилой застройке, улицы и дороги в научно-производственных, промышленных и коммунально-складских зонах, по которым осуществляется транспортная связь в пределах городского микрорайона.
1.2. Зональный принцип применения метода "жилая зона" требует строгого установления границ территории, на которой действуют особые правила дорожного движения (Рисунки 7.1-7.5).
1.3. Для применения метода "жилая зона" необходимы следующие условия:
- относительная обособленность района внедрения метода, что выражается отсутствием транспортных связей городского или районного значения, проходящих через зону;
- отсутствие заметного влияния зоны на характер транспортных связей на прилегающей к ней территории;
- отсутствие крупных центров тяготения транспортных потоков в пределах самой зоны.
Такими границами могут быть магистральные улицы и дороги, улицы в жилой застройке, естественные и искусственные рубежи (реки, каналы, водоемы, зеленые насаждения, железные дороги и др.).
1.4. Система проездов в жилых районах обеспечивает возможность подъезда автотранспорта с магистральных улиц к объектам, расположенным в этих районах в пределах межмагистральной территории. Система проездов должна отвечать требованиям соблюдения тишины и безопасности и по возможности исключать сквозное движение автотранспорта через территорию жилой застройки.
1.5. Основная функция внутри квартальных проездов - обеспечение подъездных путей для личных и служебных автомобилей (и в первую очередь - пожарных машин и машин "скорой помощи") непосредственно к жилым домам (Таблица 7.1).
Таблица 7.1
Классификация внутриквартальных проездов
Категория проездов |
Основное назначение |
Характеристика движения и виды обращающегося транспорта |
Главные |
Транспортная связь нескольких групп жилых домов с улицами местного значения и с магистральными улицами районного значения |
Транспорт, обслуживающий кварталы |
Основные |
Транспортная и пешеходная связь отдельных групп жилых домов, а также общественных и культурно-бытовых учреждений между собой, с главными проездами, местными дорогами и магистральными улицами районного значения |
Транспорт, обслуживающий кварталы |
Подъезды к отдельным домам, служебные, хозяйственные и пожарные проезды |
Транспортное и пешеходное обслуживание отдельных зданий. Связь с основными и главными проездами |
Обслуживающий транспорт с кратковременной стоянкой |
1.6. Пешеходное движение играет важную роль в организации быта населения (Таблица 7.2).
Таблица 7.2
Характеристика системы пешеходных путей
Классификационная категория |
Основное назначение |
Пешеходные аллеи |
Движение по основным пешеходным направлениям от групп жилых домов к остановкам общественного транспорта, к торговым центрам и основным объектам культурно-бытового назначения |
Тротуары при проездах |
Пешеходная связь жилых групп с остановками общественного транспорта, центром жилого квартала, детскими учреждениями и другими объектами культурно-бытового назначения |
Тротуары - подъезды к жилым домам |
Пешеходный подход от проездов и дорог местного значения к входам в жилые дома в пределах группы домов |
Прогулочные дорожки |
Пешеходные передвижения в пределах групп жилых домов, парков внутри кварталов, а также обеспечение кратчайших пешеходных связей (при диагональном их решении в плане) от входа в жилые дома к проездам и объектам, расположенным за пределами групп жилых домов |
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
1.8. Пешеходные пути используются для подхода пешеходов к остановкам общественного транспорта и объектам культурно-бытового и общественного назначения в пределах одной или нескольких смежных межмагистральных территорий, а также для обеспечения необходимых пешеходных связей внутри жилого квартала.
1.9. Для определения минимально необходимого количества выездов из жилой зоны необходимо соотнести общий объем выезжающих автомобилей с интенсивностью движения на выезде из проезда (рисунок 7.6, 7.7.).
1.10. Условием эффективного применения метода "жилая зона" является упорядочение стоянок транспортных средств на данной территории. Для этого целесообразно устройство специальных площадок с соответствующей разметкой и ограждением. Число стояночных мест должно быть определено с учетом перспективного роста спроса на стоянки до введения ОДД по методу "жилая зона".
1.11. В связи с тем, что далеко не всегда возможно выделение мест для плоскостной парковки на внутридворовой территории, представляется целесообразным предусмотреть устройство стоянок на внутриквартальных проездах с принятием необходимых мер, исключающих парковку на тротуарах.
1.12. При размещении парковки ТС на внутриквартальных проездах предлагается использовать следующие решения:
- при ширине проезда менее 4 м стоянка запрещена;
- при ширине проезда от 4 м до 6 м стоянка разрешена с одной стороны проезда;
- при ширине более 6 м стоянка разрешена с обеих сторон проезда.
В этих условиях парковка ТС организуется вдоль проезжей часть, так как в большинстве случаев ширина проездов не позволяет располагать автомобили другим способом.
2. Мероприятия по обустройству жилых зон
2.1. При назначении границ "жилых зон" необходимо провести обследование территории многоэтажной застройки, изучить параметры существующей схемы организации движения внутриквартальных проездов, характеристики транспортных и пешеходных потоков, транспортно-эксплуатационных параметров дорожной сети, прилегающей к территории жилой застройки, а также провести анкетирование или опрос жителей, проживающих на данной территории. Данные, полученные в результате обследования и анкетировании, необходимы для принятия решений по внутреннему благоустройству территории, что позволит привести режимы движения транспортных средств в соответствие с нормативными требованиями.
2.2. Информация участников дорожного движения о введении регулирования по методу "жилая зона" на территории жилой застройки обеспечивается путем установки дорожных знаков 5.21 и 5.22. При этом ПДД сформулированы основные принципы ОДД в жилых зонах, устанавливающие следующие ограничения:
- водители должны двигаться со скоростью, которая не должна превышать 20 км/ч;
- пешеходы пользуются преимуществом в движении перед ТС, т.е. водители не должны подвергать пешеходов опасности или создавать им препятствия, а в случае необходимости они должны остановиться. Пешеходы, в свою очередь, не имеют права излишне препятствовать движению автомобилей;
- стоянка грузовых ТС запрещена за исключением мест, обозначенных соответствующими знаками и (или) разметкой. Стоянка ТС, имеющих на это право, должна осуществляться только с неработающим двигателем;
- транзитное движение ТС и учебная езда на механических ТС через жилую зону запрещается;
водители, выезжающие из зоны, должны уступить дорогу ТС, движущимся по основной дороге.
2.3. На границах жилых зон необходимо на всех въездах/выездах установить знаки 5.21 "Жилая зона" и 5.22 "Конец жилой зоны", в пределах которой действуют требования ПДД, устанавливающие порядок движения в "жилых зонах".
Допускается устанавливать на одной опоре со знаком 5.21 знаки 3.2 "Движение запрещено", 3.24 "Ограничение максимальной скорости", 3.26 "Подача звукового сигнала запрещена".
2.4. Для исключения транзитного движения ТС через жилую зону возможно использование устройства тупиков и петлевых проездов или одностороннее движение.
2.4.1. Тупики представляют собой заградительные устройства, которые могут быть выполнены в виде ограждений (металлических, железобетонных, бетонных и деревянных), газона с зелеными насаждениями (кустарника, деревьев), либо при помощи малых архитектурных форм (газоны, цветочницы).
2.4.2. Устройство тупикового проезда должно соответствовать СНиП 2.07.01-89* (СП 42.13330.2011) и НПБ 106-95. Тупиковые проезды должны быть обеспечены разворотными площадками размером не менее 12х12 м или с радиусом по оси не менее 10 м, а также возможно использование Т-образного разворота. Использование разворотной площадки для стоянки автомобилей не допускается.
2.4.3. При организации тупиковых проездов на территории жилой зоны необходимо перед въездом на тупиковый проезд устанавливать информационные знаки 6.8.1-6.8.3 "Тупик", для уменьшения перепробега транспортных средств в поисках выезда из жилой зоны.
2.4.4. На проездах следует предусматривать разъездные площадки. Расстояние между разъездными площадками, а также между разъездными площадками и пересечениями внутриквартальных проездов должно быть не более 200 м.
2.5. Организация петлевых проездов при изменении схемы движения транспортных средств обеспечивается устройством на перекрестках диагональных заградительных устройств. Технически они могут быть выполнены так же, как и тупики.
2.6. Устройство односторонних проездов также позволяет ограничить движение по территории жилой зоны. На въезде в жилую зону со знаком 5.21 "Жилая зона" устанавливается дорожный знак, а на противоположном конце проезда устанавливается дорожный знак 3.1 "Въезд запрещен".
2.7. Для ограничения движения по внутриквартальным проездам автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3500 кг возможна установка габаритных ворот. Однако при их устройстве необходимо принять во внимание, что проезд также будет затруднен и для автомобилей специальных служб.
2.8. Для ограничения и контроля въезда во дворы жилой зоны устанавливаются шлагбаумы или цепочные барьеры. Шлагбаумы бывают как механические, так и автоматические. Особенность конструкции барьера позволяет создавать автоматические цепные перегородки длиной до 16 м.
2.9. Для принудительного снижения скорости движения транспортных средств в жилой зоне следует использовать планировочные и инженерные методы, такие как: изменение траектории движения транспортных средств (рисунки 7.8-7.12).
3. Изменение траектории движения транспортных средств
3.1. Изменение траектории движения транспортных средств достигается поочередным смещением оси проезжей части в одну из сторон, причем участки с прямолинейной траекторией не должны превышать 50 м. Такое смещение возможно в результате расположения автомобильных стоянок, озеленения или других элементов благоустройства в шахматном порядке.
3.2. Эффективным методом принудительного ограничения скорости движения транспортных средств является устройство порогов на проезжей части. Пороги представляют собой искусственно созданное возвышение на проезжей части дороги, при переезде которых на скорости более 20 км/ч водитель испытывает определенный дискомфорт.
3.3. В зависимости от конструкции и технологии их изготовления размеры элементов искусственной неровности сборно-разборной конструкции выбираются с учетом требуемого ограничения максимально допустимой скорости движения (таблицы 7.3, 7.4).
Таблица 7.3
Размеры элементов искусственной неровности сборно-разборной конструкции для снижения скорости движения до 20 км/ч
Максимально допустимая скорость движения, км/ч |
Максимальная высота неровности, м |
Длина хорды, м |
20 |
0,05 |
0,3-0,5 |
Таблица 7.4
Размеры искусственных неровностей монолитной конструкции
Максимально допустимая скорость движения, км/ч |
Размеры элементов искусственных неровностей |
|||||
Волнообразный профиль |
Трапециевидный профиль |
|||||
Длина, м |
Максимальная высота неровности, м |
Радиус криволинейной поверхности, м |
Длина, м |
Максимальная высота неровности, м |
||
Горизонтальной площадки, м |
Уклонного участка, м |
|||||
20 |
3,0-3,5 |
0,07 |
11-15 |
2,0-2,5 |
1,0-1,15 |
0,07 |
3.4. Протяженность участка дороги с принудительным ограничением максимально допустимой скорости движения не должна превышать значений, указанных в таблице 7.5, а общее количество ИН на таком участке дороги не должно быть более пяти.
Таблица 7.5
Расстояние между осями искусственных неровностей
Максимально допустимая скорость движения, км/ч |
Расстояние между осями искусственных неровностей, м |
20 |
от 35 до 60 включительно |
3.5. Для уменьшения скорости транспортных средств рекомендуется использовать наплывы линии бордюрного камня. Они способствуют сужению полосы движения, что заставляет водителей снижать скорость при подъезде к узкому месту, а также способствует безопасному пересечению проезжей части пешеходами.
4. Участки пересечения и примыкания внутриквартальных проездов с магистральными улицами
4.1. Большое количество выездов ведет к увеличению конфликтных ситуаций при въезде и выезде из проезда с транспортным потоком, движущимся по магистрали. Особое значение имеет также доля транспортных средств, выезжающих из жилой зоны и поворачивающих налево, при условии, что на выезжающей улице отсутствуют разделительные полосы или разметка 1.1.
4.2. При высокой интенсивности транспортного потока, движущегося по магистрали, и доли транспортных средств, поворачивающих налево, поворот может быть затруднен и на проезде возможно образование заторов. В таких случаях необходимо устройство коллекторов вдоль магистралей, чтобы сократить количество конфликтных точек при выезде или въезде на территорию "жилой зоны". В случае если количество ТС, поворачивающих налево, большое, а устройство коллекторов невозможно, необходимо со знаком 5.22 "Конец жилой зоны" устанавливать знак 4.1.2 "Движение направо".
4.3. Для обозначения мест парковки необходимо использовать знак 6.4. "Место стоянки" или разметку 1.1 совместно с табличкой 8.7 "Стоянка с работающим двигателем запрещена". Для исключения несанкционированного использования газонов для кратковременного хранения автомобилей, в специально отведенных местах следует использовать экопарковки.
4.4. Информационное обеспечение - один из важнейших элементов благоустройства территории жилой застройки. Указатели улиц, фонари освещения и номерные знаки домов следует устанавливать на высоте от 2,5 до 3,5 м на расстоянии не более 1 м от угла здания.
4.5. Общий методический подход к организации ОДД по методу "жилая зона" требует последовательного решения указанных выше задач в соответствии с алгоритмом, приведенном на рисунке 7.13, обеспечивая комплексный подход к территории, на которой планируется внедрение ОДД по методу "жилая зона" (рисунок 7.14).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.