Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 5
Канализирование движения
1. Основные требования при использовании метода канализирования движения
1.1. Канализирование движения выполняется путем устройства островков безопасности, возвышающихся над проезжей частью, или нанесением соответствующей разметки. Назначение островков безопасности - создание на площадях или по оси улиц и дорог свободной зоны для размещения пешеходов, не успевших безостановочно перейти проезжую часть. Они могут применяться как на нерегулируемых, так и на регулируемых пешеходных переходах. При этом островок - это конструктивно выделенная или обозначенная разметкой различной формы площадка, расположенная между полосами движения и предназначенная для направления и разделения транспортных потоков в пространстве.
1.2. Задачи канализирования движения:
- разделение транспортных потоков;
- резервирование избыточной ширины проезжей части;
- выделение обособленных путей для движения пешеходов;
- снижение скорости ТС путем уменьшения ширины проезжей части.
1.3. Каждое пересечение УДС с канализированным решением создается как элемент индивидуального проектирования. При этом количество островков зависит от конфигурации пересечения, картограммы объемов движения ТП, необходимости полного или частичного принудительного распределения транспортных потоков по тем или иным направлениям движения.
1.4. По назначению островки делятся на направляющие, разделительные. Форма островков зависит от назначения и конфигурации узла.
1.4.1. Направляющие островки обычно имеют треугольную форму.
1.4.2. Островки для правого поворота проектируют на пересечениях, занимающих большую площадь, при острых углах между пересекающимися улицами или при больших радиусах поворотов.
1.4.3. Треугольные направляющие островки для левых поворотов могут применяться на пересечениях трех улиц, а также в начале или в конце улицы с односторонним движением.
1.5. Разделительные островки располагают по оси дороги или улицы для разделения встречных направлений и фиксации мест для левых поворотов. Островки могут иметь обтекаемую форму (каплевидную), с воронкообразными сужениями (уширениями) или форму, предусматривающую переходно-скоростные полосы. Концам разделительных островков следует придавать не круглую, а "пулевидную" форму. Такое очертание лучше совпадает с траекторией движения автомобиля на повороте и уменьшает ширину проезда.
1.6. Разделительные и направляющие островки могут одновременно служить и островками безопасности для пешеходов. Разделительные островки следует располагать таким образом, чтобы создаваемые ими коммуникационные коридоры были естественны и удобны для пешеходов и транспортных средств. Для одного и того же маневра в узле не должно быть альтернативного пути движения. Количество островков должно быть минимальным. Разделительные островки должны быть достаточно длинными, чтобы направлять транспортные средства в соответствующие коридоры. Не рекомендуется устраивать островки на вертикальных и горизонтальных кривых.
1.7. Форма, размеры и расположение островков на пересечениях определяются не только углом пересечения дорог, но и конфигурацией транспортных потоков.
1.7.1. Вытянутый криволинейный островок на основной дороге предназначен для направления левоповоротных потоков на переходно-скоростные полосы. Другие островки регулируют поворотное движение на примыканиях к основной дороге.
1.7.2. Целью устройства эллиптического островка является распределение опасных точек пересечения и уменьшение углов между пересекающимися потоками движения. Эллиптический островок вынуждает водителей ТС снижать скорость движения в зоне пересечения. Недостаток эллиптического островка - удлинение пути прямого и левоповоротного движения на второстепенной дороге, наличие обратных кривых при его огибании.
1.7.3. Островки каплевидной или круглой формы для организации движения левоповоротных транспортных потоков должны иметь радиус, обеспечивающий возможность поворота автомобиля с учетом заданной скорости движения и наименьшего радиуса разворота автобуса или автопоезда.
2. Требования к устройству островков
2.1. При строительстве островков капитального типа рекомендуется предварительно устраивать временные островки из направляющих устройств с целью определения в правильности выбора форм и их расположения для корректировки окончательно принимаемого решения.
2.2. Небольшие треугольные островки, площадью до 10 следует ограничивать разметкой на проезжей части. Границы островков могут быть выделены на проезжей части краской, термопластиком или окаймлены бордюрным камнем. Направляющие островки желательно располагать выше уровня проезжей части.
2.3. Островки безопасности, обозначенные только разметкой, допускается применять при ширине проезжей части 7,5-10,5 м. Островки безопасности с ограждающими бетонными элементами (рефюжами) устраивают, если остается не менее 3-х полос движения между островком и тротуаром, а также при наличии разделительной полосы.
2.4. Ширину островков принимают равной ширине разделительной полосы, а при их отсутствии - не менее 2 м. Ширину размеченных островков допускается принимать не менее 1,5 м.
2.5. Пересечения УДС со сложной планировкой и высокими уровнями загрузки дорожным движением требуют специальных проектных разработок и могут представлять различные по форме и методам решения, как средства, направленные на повышение пропускной способности УДС, а также управления скоростными режимами движения при обеспечении должного уровня ОБДД (рисунки 5.1-5.5).
3. Информационное обеспечение и инженерное обустройство канализированных узлов
3.1. Информационное обеспечение и инженерное обустройство канализированных узлов должно осуществляться в соответствии с требованиями нормативных документов.
3.2. Кольцевые пересечения со всех въездов должны быть обозначены знаками 4.3 "Круговое движение". В створе каждого въезда должны устанавливаться знаки 1.34.1, 1.34.2 "Направление поворота".
3.3. Если узел с круговой организацией движения расположен за пределами населённого пункта или сразу при въезде в него, то кроме знака 4.3 устанавливают знак 1.7 "Круговое движение".
3.4. Непосредственно перед въездом (со всех его направлений) размещают знаки приоритета 2.1 "Главная дорога", 2.4 "Уступи дорогу", 2.5 "Движение без остановки запрещено" с табличками 8.13 "Направление главной дороги". Знак 2.5 применяют только в условиях ограниченной видимости слева. Отображение направления главной дороги на табличках 8.13 должно соответствовать фактической конфигурации проезжей части.
3.5. Если по направлению движения к кольцевому пересечению главная дорога меняет своё направление, то за 25 м и 50-100 м до пересечения устанавливают основной и предварительный знак 2.2 "Конец главной дороги". По ходу движения при въезде все вершины устьевого направляющего островка должны быть оборудованы знаками 4.2.1 "Объезд препятствия справа" с табличкой 8.22.1 "Препятствие". В некоторых случаях перед вершинами устьевых направляющих островков допускается установка водоналивных дорожных барьеров с маской в виде знака 4.2.1.
3.6. Допускается не устанавливать перед кольцевыми пересечениями с незначительной интенсивностью движения знаки 6.9.1, заменяя их знаками 6.10.1 "Указатель направлений".
3.7. Эффективным средством ориентирования и обеспечения безопасности движения является дорожная разметка. Центральный, устьевые направляющие островки, разделительные и островки безопасности следует обозначать вертикальной разметкой 2.7.
3.8. Все островки по периметру обозначают разметкой. Для улучшения восприятия, зрительного ориентирования и предотвращения наезда на островок допускается дублировать разметку 1.1 светоотражающими элементами.
3.9. Линия въезда (граница проезжей части въезда и кольцевой проезжей части) обозначается разметкой 1.13 для каждой полосы обособленно. Для обозначения полос движения на кольцевой проезжей части применяют разметку 1.1.
3.10. В целях предотвращения несанкционированной парковки на направляющих островках, обозначенных разметкой, их следует оборудовать направляющими устройствами.
Искусственное освещение в тёмное время суток должно обеспечивать зрительное ориентирование водителей в зоне пересечения, среднюю яркость проезжей части, равномерность распределения яркости. На малых кольцевых пересечениях допускается размещать опору со светильниками в центральном направляющем островке.
3.11. Для обеспечения защиты пешеходов от наезда транспортных средств в зоне наземных пешеходных переходов на многополосных дорогах устраиваются островки безопасности как средство дополнительной защиты пешеходов, безопасный участок для кратковременного отдыха (для маломобильных пешеходов) и возможности ожидания благоприятного момента для пересечения проезжей части.
3.12. Островками безопасности оборудуются дороги:
- с интенсивностью движения транспортных средств не менее 400 ед./ч на одну полосу движения;
- на которых расстояние между краем проезжей части и границей островка составляет не менее 7,5 м при их обозначении разметкой;
- при ширине проезжей части между краем и островком не менее 10,5 м, а также при наличии разделительной полосы, неиспользуемой для попеременного пропуска транспортных потоков во встречных направлениях и имеющих ширину не менее 1,5 метров.
3.13. Островки безопасности обозначаются с помощью разметки 1.16.1, которая наносится по всей площади или островок выделяется конструктивно бордюрным камнем с установкой дорожных знаков 4.2.1 и нанесением разметки 2.7.
3.14. При устройстве островков на одном уровне с проезжей частью защита пешеходов обеспечивается сплошной линией разметки 1.1, обозначающей контуры островка. Для лучшей видимости островка всю его поверхность размечают сплошными белыми линиями, проведенными под углом 45° к оси проезжей части. При расстоянии между тротуаром и краем островка 10,5 м и более применяются бетонные защитные элементы с переменной высотой 0,15...0,4 м, на которых устанавливают тумбы (высотой не менее 0,6 м) с дорожными знаками 4.2.1-4.2.3, указывающими направление объезда препятствия. На боковую поверхность защитных элементов (рефюжей высотой 0,2...0,4 м) наносят вертикальную разметку. Дорожные тумбы допускает не устанавливать при наличии в начале препятствия дорожных буферов. Буферы должны быть окрашены в желтый цвет и иметь вертикальную разметку 2.1.1-2.1.3.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
3.16. Форма и размеры островка безопасности, определяются схемой организации дорожного движения, допустимыми радиусами поворотов и условиями видимости границ островка. При ширине проезжей части более 14 м на пешеходных переходах ширина островка определяется исходя из ширины центральной разделительной полосы, при ее отсутствии должна составлять не менее 2 м. Островки безопасности по всей площади или на участках, не относящихся к их пешеходной части, должны быть приподняты над поверхностью проезжей части на ( м).
3.17. В центре островка следует предусматривать зону для свободного разворота кресла-коляски, диаметром не менее 1,5 м. Для обеспечения комфортных условий движения маломобильных групп населения, пешеходную часть островка безопасности рекомендуется выполнять в одном уровне с проезжей частью по всей ширине пешеходного перехода или по ширине полосы, предназначенной для движения маломобильных групп пешеходов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.