Определение Верховного Суда РФ от 16 августа 2017 г. N 308-КГ17-10253
Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С.,
изучив кассационную жалобу индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Чмеренко Алексея Петровича на постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13.04.2017 по делу N А32-9009/2016, установил:
индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Чмеренко А.П. (далее - глава хозяйства) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным действий департамента имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент), выразившихся в отказе от 23.12.2015 N 52-25960/15-32.20 предоставить главе хозяйства в собственность за плату земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения площадью 34,5 га (кадастровый номер 23:12:0301023:42), местоположение: участок находится примерно в 3,0 км по направлению на северо-восток от ориентира Краснодарский край, Кореновский район, Дядьковское сельское поселение, ст. Дядьковская. Заявитель также просил возложить на департамент обязанность в течение одного месяца с даты вступления судебного акта в законную силу принять решение о предоставлении в собственность за плату главе хозяйства спорного земельного участка, подготовить и направить в адрес главы хозяйства подписанный департаментом проект договора купли-продажи земельного участка.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены публичное акционерное общество "Газпром" (далее - ПАО "Газпром") и общество с ограниченной ответственностью "Газпром инвест" (далее - ООО "Газпром инвест").
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 15.09.2016, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2016, требования главы хозяйства удовлетворены. Суд признал незаконным решение департамента, выразившиеся в отказе от 23.12.2015 N 52-25960/15-32.20 предоставить главе хозяйства в собственность за плату земельный участок с кадастровым номером 23:12:0301023:42, как противоречащее положениям подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) и пункта 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ); на департамент возложена обязанность в течение одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении в собственность за плату главе хозяйства земельного участка с кадастровым номером 23:12:0301023:42, подготовить и направить в адрес главы хозяйства подписанный департаментом проект договора купли-продажи указанного земельного участка.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13.04.2017 решение от 15.09.2016 и постановление от 06.12.2016 отменены, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, глава хозяйства, ссылаясь на нарушение судом округа норм материального и процессуального права, просит отменить постановление от 13.04.2017 и оставить в силе решение суда первой инстанции от 15.09.2016 и постановление суда апелляционной инстанции от 06.12.2016.
В обоснование доводов жалобы заявитель указал, что суд округа нарушил пункт 6 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ, устанавливающего, что если до вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления в соответствии с пунктом 3 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском хозяйстве" (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях предоставления такого земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, предоставление такого земельного участка осуществляется согласно пункту 4 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве (в редакции, действовавшей до вступления в силу настоящего Федерального закона).
В настоящий момент особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности урегулированы статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации. Однако, данный спор, должен быть разрешен с учетом Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", так как для ведения крестьянского фермерского хозяйства Администрацией Кореновского района в 1997 хозяйству был выделен земельный участок площадью 46,9 га, в том числе пашни 34,5 га из земель сельскохозяйственного назначения. По договору от 05.03.1998 указанный земельный участок передан хозяйству в аренду сроком на 5 лет, в последующем договор пролонгировался. С этого момента и по настоящее время ИП Чмеренко Глава крестьянского хозяйства использует его по целевому назначению в своей крестьянско-фермерской деятельности.
Отказ Департамента имущественных отношений Краснодарского края в приобретении земельного участка противоречит пункту 4 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах). Правило настоящего пункта не распространяется на случаи, предусмотренные пунктом 4 настоящей статьи.
Переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования земельного участка (пункт 4 статьи 10 данного закона).
Порядок приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории Краснодарского края, регулируется Законом от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае".
В статье 21 указанного Закона предусмотрена возможность приобретения гражданами и юридическими лицами арендованных ими земельных участков по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего их использования, в том числе земельных участков фонда перераспределения земель.
Линейный объект, в целях строительства которого ПАО "Газпром" осуществлялась аренда частей спорного земельного участка, является подземным сооружением.
В соответствии со статьей 90 Земельного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта могут предоставляться земельные участки для:
1) размещения наземных объектов системы нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов;
2) размещения наземных объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и поземных зданий, сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта.
В пункте 4.2 Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 22.04.1992 N 9 установлено, что земельные участки, входящие в охранные зоны трубопроводов, не изымаются у землепользователей и используются им для проведения сельскохозяйственных и иных работ с обязательным соблюдением требований Правил.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, не установлено.
Как установлено судами, глава хозяйства является арендатором земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 34,5 га (кадастровый номер 23:12:0301023:0042), который находится примерно в 3 км по направлению на северо-восток от ориентира Краснодарский край, Кореновский район, Дядьковское сельское поселение, ст. Дядьковская, расположенного в границах участка.
Глава хозяйства обратился в департамент с заявлением о предоставлении в собственность за плату данного земельного участка.
В письме от 23.12.2015 N 52-25960/15-32.20 департамент сообщил главе хозяйства об отказе в предоставлении земельного участка в собственность за плату, указав, что в соответствии со схемой территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта на земельном участке планируется размещение магистрального газопровода.
Полагая, что отказ департамента от 23.12.2015 N 52-25960/15-32.20 не соответствует закону, глава хозяйства обратился с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
В силу пункта 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ (в редакции, действовавшей на дату обращения главы хозяйства с заявлением в департамент) гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и которые осуществляют надлежащее использование такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом.
Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса (в применимой редакции) продажа земельных участков, находящихся в публичной собственности, осуществляется без проведения торгов в отношении земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии надлежащего использования такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 Земельного кодекса.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без торгов при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 данного Кодекса.
Учитывая, что строительство газопровода на спорном участке завершено, суды первой и апелляционной инстанций признали, что нахождение на нем подземного магистрального газопровода не может служить основанием для отказа в предоставлении участка в собственность.
Суд округа, отменяя судебные акты, правомерно указал, что судебными инстанциями не учтено, что в статье 39.16 Земельного кодекса в числе прочих приведено следующее самостоятельное основание для отказа в предоставлении участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность физических и юридических лиц - указанный в заявлении о предоставлении земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов (пункт 17).
В пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2017) (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.02.2017) указано, что по смыслу статьи 39.16 Земельного кодекса для отказа в предоставлении участка по основанию, предусмотренному пунктом 17 данной статьи, достаточно установить, что в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории испрашиваемый участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения. При этом для отказа в предоставлении не требуется доказательств резервирования этого участка для государственных или муниципальных нужд.
Согласно статье 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования Российской Федерации являются схемы территориального планирования Российской Федерации в следующих областях: 1) федеральный транспорт (железнодорожный, воздушный, морской, внутренний водный, трубопроводный транспорт), автомобильные дороги федерального значения; 2) оборона страны и безопасность государства; 3) энергетика; 4) высшее образование; 5) здравоохранение.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.05.2015 N 816-р утверждена схема территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта (в части трубопроводного транспорта), которой, в частности, предусмотрено расширение ЕСГ для подачи газа в газопровод "Южный поток" (Восточный коридор). В рамках реализации данного направления предусмотрено осуществление в 2015-2016 годы строительства объектов магистральных газопроводов на территории Кореновского района Краснодарского края (приложение N 6 к схеме территориального планирования Российской Федерации).
При подготовке оспариваемого отказа департамент руководствовался информацией, содержащейся в письме департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от 25.11.2015, согласно которой на испрашиваемом главой хозяйства участке в соответствии со схемой территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта (в части трубопроводного транспорта) планируется размещение магистрального газопровода. Данная информация подтверждена иными представленными в дело доказательствами.
Судебные инстанции, ссылаясь на фактическую реализацию на спорном участке предусмотренных схемой мероприятий, не приняли во внимание, что документы, которые могли свидетельствовать о фактическом завершении работ, составлены 31.12.2015, не предоставлялись в департамент, поэтому не могли учитываться при оценке законности отказа уполномоченного органа, содержащегося в письме от 23.12.2015.
Таким образом, отказ департамента основан на положениях пункта 17 статьи 39.16 и подпункта 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса.
Доводы заявителя жалобы не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации определил:
отказать в передаче кассационной жалобы индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Чмеренко Алексея Петровича для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Н.С. Чучунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 16 августа 2017 г. N 308-КГ17-10253 по делу N А32-9009/2016
Текст определения официально опубликован не был