Департамент государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России в соответствии с планом мероприятий по реализации в 2016-2020 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года направляет для использования в работе методические рекомендации по проведению мероприятий по повышению правовой грамотности детей, родителей (законных представителей) и педагогических работников, участвующих в воспитании детей.
Директор департамента |
И.А. Михеев |
Методические рекомендации
по проведению мероприятий по повышению правовой грамотности детей, родителей (законных представителей) и педагогических работников, участвующих в воспитании детей
Развитие правового государства, формирование гражданского общества и укрепление национального согласия в России требуют высокой правовой культуры, без которой не могут быть в полной мере реализованы такие базовые ценности и принципы жизни общества, как верховенство закона, приоритет человека, его неотчуждаемых прав и свобод. Формирование высокого уровня правовой культуры, традиций безусловного уважения к закону, правопорядку и суду, добропорядочности и добросовестности - основные направления деятельности образовательных организаций по формированию основ гражданственности и правовой культуры. Достижение указанных целей возможно лишь при грамотной организации, в первую очередь в образовательных организациях, работы по повышению правовой грамотности детей, родителей (законных представителей) и педагогических работников, участвующих в воспитании детей.
Данные методические рекомендации разработаны в рамках выполнения Плана мероприятий по реализации в 2016-2020 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р совместно с Общероссийской общественной организацией "Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей".
Рекомендации направлены на оказание информационной и методической помощи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, муниципальным органам управления образованием, руководителям образовательных организаций в организации работы по повышению правовой грамотности детей, родителей (законных представителей) и педагогических работников.
Основными направлениями деятельности образовательных организаций в рамках повышения правовой грамотности должны являться:
- разработка программ, методических пособий, включающих правовую тематику;
- обучение обучающихся основам правовой культуры с целью повышения гражданской активности и формирования навыков ориентироваться в различных жизненных ситуациях, в том числе с соблюдением социальных обязанностей и способностью к отстаиванию собственных прав;
- реализация программ повышения правовой грамотности для родителей с целью формирования основ правовой культуры в семье;
- повышение уровня правовой грамотности педагогов.
В соответствии с этим всю работу в образовательных организациях по повышению правовой грамотности целесообразно разделить на три целевые группы с учетом их особенностей, различных ролей и, соответственно, требуемых различных подходов при организации мероприятий:
1. Дети, обучающиеся в образовательных организациях.
2. Родители (законные представители).
3. Педагоги, участвующие в воспитании детей.
Рекомендации
по проведению мероприятий по повышению правовой грамотности детей
Цели проведения мероприятий по повышению правовой грамотности:
- формирование ответственности и предупреждение различных правонарушений;
- профилактические работы со школьниками всех возрастов;
- формирование правовой культуры у каждого обучающегося.
Задачи:
- формирование терминологического аппарата;
- закрепление уважения к законам, праву, правовым нормам;
- формирование твердой убежденности, что соблюдение законодательства - необходимая часть жизни в обществе;
- прививание главных принципов правовой системы и разъяснение их значения для каждого гражданина;
- формирование активной жизненной позиции относительно защиты правовой системы государства;
- социализация личности школьника.
Мероприятия по правовому воспитанию учащихся должны проводиться не только для того, чтобы дать детям знания, но и с целью научить их реализовывать свои права и обязанности в обществе, быть активными гражданами.
Основные формы и методы повышения правовой грамотности детей
Основные методы для накопления обучающимися теоретических знаний - лекции, беседы. Используются в рамках урока, на внеклассных мероприятиях, в индивидуальной или групповой формах.
Использование различных интерактивных форм мероприятий (конкурсы, викторины, конференции, семинары и другие) обеспечивает высокий уровень усвоения и запоминания информации.
Отдельные формы мероприятий (практикумы, деловые игры, дискуссии и т.п.) способствуют формированию навыков использовать полученные знания в конкретных ситуациях.
Важным является выстраивание единой содержательной линии, при которой внеклассные мероприятия дополняют и закрепляют материал, полученный на уроках.
Примерные темы мероприятий для детей
- Избирательное право и его происхождение. Борьба за гражданские права. Голосование, выборы, референдум. Конституция. Правовой статус человека. Нарушение и защита прав и свобод гражданина.
- Нормы семейного права. Взаимные обязанности родителей и детей. Семья и брак. Добрачное поведение. Проблема неполных семей.
- Понятие о правоспособности. Органы опеки и попечительства. Защита детского труда.
- Гражданские, трудовые, жилищные, имущественные правоотношения. Права потребителя.
- Социальные нормы. Юридическая ответственность. Правосознание и правовая культура. Равенство перед законом. Административные правонарушения. Гражданские правонарушения. Разнообразие мер воздействия. Материальная ответственность.
- Культура. Этикет. Образ жизни. Привычки и манеры. Обычаи и традиции. Нравы и мораль. Санкции как регулятор человеческого поведения. Культура. Субкультура. Контркультура. Неформальные молодежные группы, их поведение и ответственность.
- Религия и ее роль в обществе. Религии и конфессии России. Традиционные и нетрадиционные верования. Традиции и радикализм. Религиозный терроризм.
- Социальный контроль, нормы социального контроля, санкции социального контроля, самоконтроль.
- Народность, этноцентризм, ксенофобия, шовинизм, расовая дискриминация, культурный плюрализм. Национальная политика России.
- Правонарушения и преступления. Правомерное и неправомерное поведение. Виды уголовных наказаний и порядок их назначения, виды административного правонарушения и административные взыскания.
- Порядок призыва на военную службу, условия отсрочек, правовое регулирование воинской службы.
- Социальная стратификация и социальные отношения.
- Демографическая политика России.
- Конфликт и основные способы его разрешения.
- Социальное и протестное движения, их характеристика и масштабность.
- Мораль и нравственность. Нравственные категории и добродетели. Милосердие. Долг. Справедливость и равенство. Духовная жизнь человека и общества.
Рекомендации
по проведению мероприятий по повышению правовой грамотности родителей (законных представителей)
При проведении мероприятий по повышению правовой грамотности родителей (законных представителей) важнейшее значение имеет семейно-правовой аспект, в связи с чем участники образовательного процесса - родители обучающихся должны получить более глубокие знания в области семейного права, бесплатные юридические консультации по вопросам детско-родительских правоотношений, знания и навыки по урегулированию детско-родительских конфликтов. Важнейшим требованием к проведению мероприятий является активная, творческая форма проведения занятий, направленная на формирование родительских компетенций посредством приобретения теоретических знаний, их закрепления и применения в конкретных жизненных ситуациях. Должны быть предусмотрены использование прямого вещания, других дистанционных технологий, работа со справочно-правовыми системами.
Цели проведений мероприятий по повышению правовой грамотности родителей (законных представителей):
- получение базовых юридических знаний в сфере детско-родительских правоотношений;
- получение правовых знаний родителями обучающихся как участниками образовательного процесса;
- поддержка и формирование традиционных семейных ценностей как основы развития и сохранения семьи;
- воспитание ответственного отношения к своим родительским правам и обязанностям;
- профилактика детско-родительских конфликтов, семейного неблагополучия;
- поддержка семей с детьми, попавших в трудную жизненную ситуацию и в социально опасное положение.
Задачи мероприятий:
- поддержка, обучение и семейно-правовое просвещение родителей в сфере детско-родительских правоотношений;
- формирование позитивного правового сознания родителей в детско-родительских правоотношениях;
- воспитание "ответственного родительства" посредством реализации мероприятий программы и оказания бесплатной правовой помощи родителям обучающихся.
Основные формы работы с родительской аудиторией:
- Лекции (лекция-информация, лекция-визуализация, проблемная лекция).
- Практические занятия (дискуссии, тренинги, case-study - решение ситуативных задач, выполнение контрольных заданий, индивидуальные и групповые юридические консультации, выполнение творческих заданий, ролевые игры, тестирование, анкетирование, просмотр и обсуждение фрагментов фильмов семейно-правовой тематики, викторины, конкурсы, консультации специалистов, выступления сотрудников правоохранительных органов, "круглые столы" и др.).
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:
- получение и углубление знаний в области семейного права, повышение правовой культуры детско-родительских правоотношений, ответственности родителей за воспитание своих детей;
- улучшение взаимодействия и взаимопонимания детей со своими родителями;
- формирование конструктивного взгляда родителей на решение семейных проблем;
- повышение активности участия родителей в учебно-воспитательном процессе, повышение заинтересованности родителей в успехе своих детей.
В результате семейно-правового просвещения родители должны знать права и гарантии, обязанности и ответственность родителей и детей, должны уметь:
- выступать представителями интересов своих детей в административных и судебных процедурах;
- предупреждать и грамотно разрешать конфликтные ситуации;
- научить ребенка правилам личной безопасности;
- уметь правильно оформлять социальные пособия на детей и других членов семьи.
Рекомендации
по проведению мероприятий по повышению правовой грамотности педагогических работников, участвующих в воспитании детей
Цели проведения мероприятий по повышению правовой грамотности педагогических работников:
- развитие правовой компетентности педагогов в области воспитания несовершеннолетних;
- совершенствование системы правоотношений субъектов учебно-воспитательного процесса организаций образования Российской Федерации.
Задачи:
- повышение квалификации педагогов в области гражданско-правовых знаний;
- объединение усилий школы и семьи в гражданско-правовом образовании несовершеннолетних;
- совершенствование системы воспитательной деятельности в образовательной организации;
- развитие гражданско-правового образования в школах.
Мероприятия по повышению правовой грамотности педагогических работников, участвующих в воспитании детей, должны обеспечивать:
- систематическое изучение нормативных правовых документов различного уровня, обеспечивающих защиту, реализацию прав и свобод детей;
- информирование о международных, федеральных, региональных документах, касающихся прав, обязанностей, ответственности детей и их родителей;
- изучение методик и технологий;
- обучение использованию в профессиональной деятельности современных технологий, методик и способов правового просвещения;
- поддержку поисковой, экспериментальной, инновационной деятельности;
- разработку и реализацию программ освоения основ права;
- мониторинг правовых знаний и поведения учащихся.
Основные формы мероприятий по повышению правовой грамотности педагогических работников, участвующих в воспитании детей:
- лекции, беседы;
- консультации, тренинги, семинары-практикумы;
- другие формы просветительских мероприятий.
Формы работы по повышению правовой грамотности педагогических работников должны предполагать высокий уровень правовых знаний и поведения педагогов, воспитателей, социальных работников, руководителей кружков и секций, тренеров и др.
Примерные темы мероприятий для педагогов:
- формы государственно-общественного управления;
- основы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- административная, гражданско-правовая, дисциплинарная, уголовная ответственность педагогов;
- Конвенция о правах ребенка;
- основные гарантии прав ребенка в Российской Федерации;
- право ребенка на летний отдых; правовые аспекты организации летней оздоровительной работы с детьми.
Список
нормативно-правовых актов, рекомендуемых для использования при проведении мероприятий по повышению правовой грамотности детей, родителей (законных представителей) и педагогических работников, участвующих в воспитании детей
1. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217А [III] от 10 декабря 1948 г.).
2. Декларация прав ребенка (принята резолюцией 1386 [XIV] Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 г.).
3. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 4 ноября 1950 г.).
4. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.) (вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г.).
5. Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях (принята резолюцией 41/95 Генеральной Ассамблеи ООН от 3 декабря 1986 г.).
6. Конституция Российской Федерации.
7. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
8. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".
9. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".
10. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Список
литературы
1. Главный закон нашей жизни: по страницам Конституции Российской Федерации//Детская энциклопедия. 2013. N 8.
2. Дубровская И.А. Права ребенка: Пособие. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2008.
3. Евтушенко И.И. Формирование правовой культуры старшеклассников во внеучебной деятельности//Социально-гуманитарные знания. 2011. N 4.
4. Ишеков К.А. Теоретико-правовые основы реализации конституций и уставов субъектов Российской Федерации органами государственной власти: монография/под общ. ред. П.П. Сергуна, РПА Минюста России, Поволжский (г. Саратов) юридический институт (филиал). М., Саратов: РПА Минюста России, 2012.
5. Певцова Е.А. О некоторых аспектах формирования правового сознания и правового воспитания школьной молодежи в трансформирующемся обществе//Основы государства и права. 2005. N 1. С. 49-61.
6. Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву: учебно-методическое пособие. М., 2003.
7. Рассолова Е.А. Правовое воспитание старшеклассников//Вестник Университета Российской академии образования. 2007. N 1. С. 45-47.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разработаны рекомендации по проведению мероприятий по повышению правовой грамотности детей, родителей (законных представителей) и педагогических работников, участвующих в воспитании детей.
Так, основными методами для накопления обучающимися теоретических знаний являются лекции, беседы. Они используются в рамках урока, на внеклассных мероприятиях, в индивидуальной или групповой формах. Для родителей организуются лекции, практические занятия и т. п. Для педагогов - лекции, беседы; консультации, тренинги, семинары-практикумы и др.
Приведены примерные темы мероприятий для детей.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 3 октября 2017 г. N 09-1995 "О направлении рекомендаций"
Текст письма опубликован в журнале "Администратор образования", ноябрь 2017 г., N 21, в журнале "Вестник образования России", декабрь 2017 г., N 23, в журнале "Вестник образования", декабрь 2017 г., N 23, в журнале "Образование в документах", декабрь 2017 г., N 12