Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 12 октября 2017 г. N 49-АПГ17-24
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.
судей Абакумова И.Д., Борисовой Л.В.
при секретаре Сметаниной Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению открытого акционерного общества "Салаватнефтемаш" о признании недействующим пункта 6 Приложения N 5 решения Совета городского округа город Салават Республики Башкортостан от 25 ноября 2013 г. N 3-27/333 "Ставки арендной платы в процентах от кадастровой стоимости земельных участков, находящихся в собственности городского округа город Салават Республики Башкортостан, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся в границах городского округа город Салават Республики Башкортостан" в части установления размера арендной платы в размере 2,4% для группы 6.2 "Тяжелая промышленность. Промышленные предприятия и коммунально-складские организации" (в редакции от 27 ноября 2014 г. N 3-39/478, от 29 августа 2016 г. N 3-59/699), по апелляционной жалобе представителя открытого акционерного общества "Салаватнефтемаш" на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 26 мая 2017 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителей открытого акционерного общества "Салаватнефтемаш" Мотылева А.Ю., Романенко С.А., возражения представителя Совета городского округа город Салават Республики Башкортостан Загидуллиной А.Р., представителя Администрации городского округа города Салават Байгутлиной М.Р., представителя Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан Калимуллина Р.Р., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
открытое акционерное общество "Салаватнефтемаш" (далее - ОАО "Салаватнефтемаш") обратилось в суд с административным иском о признании недействующим решения Совета городского округа город Салават Республики Башкортостан от 25 ноября 2013 г. N 3-27/333 (в редакции от 27 ноября 2014 г. N 3-39/478, от 29 августа 2016 г. N 3-59/699) "Ставки арендной платы в процентах от кадастровой стоимости земельных участков, находящихся в собственности городского округа город Салават Республики Башкортостан, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся в границах городского округа город Салават Республики Башкортостан" в части установления арендной платы в размере 2,4% от кадастровой стоимости для группы 6.2 "Тяжелая промышленность. Промышленные предприятия и коммунально-складские организации", находящейся в пункте 6 Приложения N 5.
Административный истец указал на то, что до принятия вышеуказанного решения Совета ставка арендной платы за аренду земельного участка административного истца была установлена в размере 0,45% от кадастровой стоимости земельных участков, что намного меньше установленной решением Совета городского округа город Салават Республики Башкортостан от 25 ноября 2013 г.
Общество полагает, что увеличение ставки арендной платы не соответствует принципам экономической обоснованности и запрета необоснованных предпочтений, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление N 582), поскольку для арендаторов физических лиц установлена более низкая ставка арендной платы.
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 26 мая 2017 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Не согласившись с решением суда ОАО "Салаватнефтемаш" обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить и принять новый об удовлетворении заявления общества, ссылаясь на нарушение судом норм материального права и неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Советом городского округа город Салават Республики Башкортостан представлены возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 15 и частью 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района, по которым принимаются муниципальные правовые акты.
Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) если иное не установлено Земельным кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Как следует из материалов дела, решение Совета городского округа город Салават Республики Башкортостан (в редакции от 29 августа 2016 г. N 3-59/699) "Ставки арендной платы в процентах от кадастровой стоимости земельных участков, находящихся в собственности городского округа город Салават Республики Башкортостан, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся в границах городского округа город Салават Республики Башкортостан" принято в соответствии со статьями 33, 35, 36 Устава городского округа город Салават Республики Башкортостан (утвержденного решением Совета городского округа город Салават Республики Башкортостан от 14 декабря 2005 г. N 1-3/50 с изменениями и дополнениями), уполномоченным органом в установленной форме и опубликовано в газете "Выбор" 2 сентября 2016 г. N 70 (10186), размещено на официальном сайте органов местного самоуправления городского округа город Салават Республики Башкортостан www.salavatsovet.ru.
Указанным решением повышен размер ставки арендной платы в отношении земельных участков для группы 6.2 "Тяжелая промышленность. Промышленные предприятия и коммунально-складские организации" с 0,45% до 2,4%, который применен при расчете размера арендной платы за земельный участок, арендованный истцом по адресу: Республика Башкортостан, г. Салават, в районе заводоуправления по улице Молодогвардейцев, дом 26.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции сделал вывод, что оспариваемый размер ставки арендной платы установлен согласно экспертному заключению ЗАО "Эксперт Оценка" от 30 марта 2016 г. N 15-701-КУ на основе анализа и оценки доходности земельных участков категории земель и видов разрешенного использования.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.7 Земельного кодекса размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации. К числу таких принципов, содержащихся в постановлении N 582, относится принцип экономической обоснованности, который предусматривает, что арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель, к которой отнесен земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на земельном участке.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 11 мая 2004 г. N 209-О, и с учетом схожести правового регулирования земельного налога и арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной и муниципальной собственности, соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации или местного самоуправления обязан определять арендную плату не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, т.е. основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе, на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне.
Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.
Таким образом, при принятии нормативного правового акта помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли должен проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.
Согласно пункту 1.2 Правил определения размера и внесения арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земли, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденных Постановления Правительства Республики Башкортостан от 22 декабря 2009 г. N 480 (в редакции от 27 июня 2016 г. N 255), органы местного самоуправления устанавливают ставки арендной платы за земли, государственная собственность на которые не разграничена, с учетом скорректированных (путем добавления либо исключения) видов разрешенного использования земельных участков в пределах интервалов ставок арендной платы за земли, государственная собственность на которые не разграничена.
Коэффициенты, учитывающие категорию арендаторов и вид использования земельных участков (Ки), для определения размера арендной платы за земли, государственная собственность на которые не разграничена на территории соответствующего муниципального образования, устанавливаются в соответствии с названным постановлением решениями представительных органов местного самоуправления с учетом сложившейся экономической ситуации и интересов арендаторов земельных участков на основании финансово-экономического обоснования.
Интервал ставок арендной платы в процентах от кадастровой стоимости, за не разграниченные в собственность земельные участки, расположенные в пределах населенных пунктов, за земельные участки, занятые административными зданиями промышленности и строительства, установлен в размере от 1,57% - 9,76% (подпункт 9.1 указанных Правил).
Согласно материалам дела, в качестве экономического обоснования оспариваемого нормативного правового акта Совет городского округа город Салават Республики Башкортостан представил экспертное заключение ЗАО "Эксперт Оценка" от 30 марта 2016 г. N 15-701-КУ, составленное по заданию администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан на основании муниципального контракта на оказание услуг N 15-601-КУ от 28 октября 2015 г. Его назначением являлась актуализация ставок арендной платы за земельные участки с целью дифференциации в зависимости от категории арендаторов и вида разрешенного использования земельных участков.
Названное заключение включает в себя анализ характеристик земельных участков с учетом местоположения, видов разрешенного использования и иных экономических факторов, влияющих на уровень их доходности. Экспертом проведен анализ рынка земельных участков производственно-складского назначения на территории Республики Башкортостан, в том числе города Салават, на основании имеющейся базы данных по объектам недвижимости в динамике за 3 года (2013-2015 гг.). Были определены значения ставки арендной платы за земельные участки производственно-складского назначения, исходя из рыночной ставки арендной платы, которая может составлять 2,4% от кадастровой стоимости земельных участков, где при расчете величины ставки арендной платы за земельный участок учитываются сроки заключения договоров, площади земельных участков и других ценообразующих факторов. Корректирующие коэффициенты для оценки земельных участков наличие коммуникаций (электроснабжение, газоснабжение, водоснабжение и канализация).
Установленная решением Совета ставка арендной платы в размере 2,4% от кадастровой стоимости соответствует предложенной в экспертном заключении и не противоречит интервалу ставок, установленных постановлением Правительства Республики Башкортостан от 22 декабря 2009 г. N 480.
Таким образом, не нашло подтверждения утверждение административного истца о ненадлежащем обосновании увеличения оспариваемого размера ставки арендной платы. Указанное экспертное заключение содержит многофакторный анализ, подтверждающий необходимость корректировки арендной платы, уплачиваемой за пользование названными земельными участками, в соответствии с уровнем их доходности.
С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 26 мая 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Салаватнефтемаш" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумов И.Д. |
|
Борисова Л.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 12 октября 2017 г. N 49-АПГ17-24
Текст определения официально опубликован не был