Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 5 октября 2017 г. N 48-АПГ17-11
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.
судей Абакумовой И.Д., Меркулова В.П.
при секретаре Холодцовой Ю.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Майорова О.А. о признании недействующим фрагмента N 18 карты градостроительного зонирования, утвержденного решением Челябинской городской Думы от 9 октября 2012 г. N 37/13 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "Челябинский городской округ" и о признании утратившими силу отдельных решений Челябинской городской Думы" в отношении земельного участка, по апелляционным жалобам Челябинской городской Думы и Главного Управления архитектуры и градостроительства Администрации г.Челябинска на решение Челябинского областного суда от 4 мая 2017 г., которым административное исковое заявление удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Майоров О.А. обратился в Челябинский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействительным фрагмента N 18 карты градостроительного зонирования, утвержденного решением Челябинской городской Думы от 9 октября 2012 года N 37/13 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "Челябинский городской округ" и о признании утратившими силу отдельных решений Челябинской городской Думы" в части отнесения земельного участка с кадастровым номером ..., расположенного в ... к двум зонам: К.3.2 (основные улицы в застройке) и А.1.4 (природнорекреационная территориальная зона), о возложении обязанности на Челябинскую городскую Думу по приведению указанного фрагмента в соответствие с установленным назначением земельного участка - для строительства индивидуально жилого дома.
В обоснование требований Майоров О.А. указал, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 626 кв.м., расположенный в г. ... по указанному адресу, относящийся к категории земель: земли населенных пунктов с разрешенным использованием - для строительства индивидуального жилого дома, о чем свидетельствует выписка из ЕГРП и кадастровый паспорт на земельный участок. Вместе с тем, в соответствии с фрагментом N 18 карты градостроительного зонирования, утвержденного решением Челябинской городской Думы от 9 октября 2012 года N 37/13, указанный земельный участок находится в двух территориальных зонах, которые исключают возможность размещения индивидуальных жилых домов, что нарушает право истца на использование и распоряжение земельным участком, который был приобретен им в 2016 году для осуществления индивидуального жилищного строительства.
Решением Челябинского областного суда от 4 мая 2017 г. заявленные требования частично удовлетворены. Судом признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу фрагмент N 18 карты градостроительного зонирования, утвержденной решением Челябинской городской Думы от 9 октября 2012 г. N 37/13 в части отнесения указанного земельного участка к двум зонам: К.3.2 (основные улицы в застройке) и А.1.4 (природно-рекреационная территориальная зона), как противоречащий федеральному законодательству. В остальной части в удовлетворении требований - отказано.
В апелляционных жалобах Челябинская городская Дума и Главное управление архитектуры и градостроительства администрации города Челябинска просят отменить судебный акт, как принятый с нарушением норм материального права, и принять новое решение об отказе в полном объеме в удовлетворении заявления Майорова О.А.
Относительно апелляционных жалоб прокуратурой Челябинской области, Майоровым О.А. представлены возражения.
В судебное заседание Майоров О.А., представители Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Челябинска, Челябинской городской Думы, прокуратуры Челябинской области не явились, о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений на них, выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
Судом установлено и усматривается из материалов дела, что Майорову О.А. на основании договора купли-продажи от 12 октября 2016 г. принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером ..., площадью 626 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование земельного участка - для строительства индивидуального жилого дома, расположенный по адресу: ...
Сведения об указанном земельном участке внесены в ЕГРН 19 сентября 2012 г. Распоряжением главы Администрации г. Челябинска по вопросам градостроительства от 1 декабря 2016 г. N 13387-с утвержден градостроительный план указанного земельного участка.
Челябинской городской Думой 9 октября 2012 г. принято решение N 37/13 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "Челябинский городской округ" и о признании утратившими силу отдельных решений Челябинской городской Думы", опубликованное 12 октября 2012 г. в газете "Вечерний Челябинск" N 81.
Решением Челябинской городской Думы от 9 октября 2012 г. N 37/13 утверждена карта градостроительного зонирования г. Челябинска (Приложение 2).
Согласно фрагменту N 18 карты градостроительного зонирования земельный участок с кадастровым номером ... размещен в двух территориальных зонах: К.3.2 (основные улицы в застройке) и А.1.4 (природно-рекреационная территориальная зона).
На чертеже градостроительного плана штрихованными линиями предложено место допустимого размещения объекта капитального строительства, при этом указанная часть земельного участка в соответствии с градостроительным планом расположена в территориальной зоне А.1.4 (природно-рекреационная территориальная зона) и исходя из перечня видов разрешенного использования указной зоны - размещение индивидуального жилого дома в границах территориальной зоны А.1.4 невозможно. Остальная часть земельного участка расположена в территориальной зоне К.3.2 (основные улицы в застройке), которая также исключает возможность размещения индивидуальных жилых домов, поскольку основными видами разрешенного использования земельного участка в указанной зоне являются: все виды озеленения, в том числе древесно-кустарные полосы, скверы, бульвары; остановочные пункты; инженерные сети и сооружения.
Из ответа Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации города Челябинска от 13 января 2017 г. N 2072/7к на обращение Майорова О.А. по вопросу строительства индивидуального жилого дома на принадлежащем ему земельном участке следует, что в соответствии с частью 2 "Карты градостроительного зонирования города Челябинска" и "Правил землепользования и застройки муниципального образования "Челябинский городской округ", утвержденных решением Челябинской городской Думы от 9 октября 2012 г. N 37/13, земельный участок расположен в территориальных зонах: А.1.4 и К.3.2, где градостроительные регламенты исключают возможность размещения индивидуальных жилых домов.
Разрешая заявленные исковые требования и удовлетворяя их в части, суд первой инстанции исходил из того, что решение Челябинской городской Думы от 9 октября 2012 г. N 37/13, утвердившее оспариваемый фрагмент карты градостроительного зонирования в части нахождения земельного участка в двух территориальных зонах, не соответствуют требованиям статьи 30 Градостроительного Кодекса Российской Федерации и статьи 85 Земельного Кодекса Российской Федерации.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у Судебной коллегии Верховного Суда РФ не имеется.
В силу статьи 8 Градостроительного Кодекса Российской Федерации и статьи 11 Земельного Кодекса Российской Федерации вопрос установления правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований отнесен к исключительно компетенции органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений.
В соответствии со статьей 85 Земельного Кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилы; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
Согласно части 2 статьи 36 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, градостроительные регламенты устанавливаются с учетом: фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; видов территориальных зон; требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.
В соответствии с частью 4 статьи 30 Градостроительного Кодекса Российской Федерации на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.
В ходе рассмотрения дела по существу ни административным ответчиком, ни заинтересованным лицом не оспаривалось, что принадлежащий Майорову О.А. на праве собственности земельный участок, относящийся к категории земель: - земли населенных пунктов с разрешенным видом использования - для строительства индивидуального жилого дома - в соответствии с частью 2 Карты градостроительного зонирования города Челябинска и Правил землепользования и застройки муниципального образования "Челябинский городской округ" располагается в двух территориальных зонах, каждая из которых исключает возможность размещения индивидуального жилого дома.
При таких обстоятельствах включение земельного участка в зоны А.1.4 и К.3.2 создает его законному владельцу препятствия в использовании земельного участка по назначению - для строительства индивидуального жилого дома, в связи с чем судом первой инстанции обоснованно удовлетворены исковые требования в части оспаривания нормативного правового акта.
Доводы административного ответчика и заинтересованного лица, изложенные в апелляционных жалобах, судебная коллегия находит несостоятельными, они аналогичны возражениям на исковое заявление Майорова О.А., являлись предметом проверки и оценки судом первой инстанции, должным образом мотивированы в решении суда.
С учетом изложенного, Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, определила:
решение Челябинского областного суда от 4 мая 2017 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционные жалобы Челябинской городской Думы и Главного Управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Челябинска - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Меркулов В.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 5 октября 2017 г. N 48-АПГ17-11
Текст определения официально опубликован не был