Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 2 ноября 2017 г. N 306-КГ17-9355
Резолютивная часть определения объявлена 1 ноября 2017 г.
Полный текст определения изготовлен 2 ноября 2017 г.
Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Завьяловой Т.В.
судей Першутова А.Г., Тютина Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Озон Фарм" на решение Арбитражного суда Самарской области от 28.09.2016 по делу N А55-12793/2016, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2016 и постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 07.04.2017 по тому же делу по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Озон Фарм" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Самарской области о признании незаконным решения от 28.01.2016 N 33212 в части, касающейся доначисления налога на прибыль организаций по курсовым разницам в размере 1 067 696 рублей 57 копеек.
В заседании приняли участие представители:
от общества с ограниченной ответственностью "Озон Фарм" - Калюжный В.Н., Лукашов Д.О.;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Самарской области - Краснобаев А.Ю., Суркин С.А.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Завьяловой Т.В., выслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации установила:
общество с ограниченной ответственностью "Озон Фарм" (далее - общество, налогоплательщик) является резидентом промышленно-производственной особой экономической зоны, созданной на территории Ставропольского района Самарской области.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 15 по Самарской области (далее - налоговый орган, инспекция) проведена камеральная налоговая проверка представленной обществом налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 9 месяцев 2015 года, по итогам которой вынесено решение от 28.01.2016 N 33212 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением установлена неуплата налога на прибыль организации в размере 1 070 589 рублей, начислены к уплате пени в сумме 29 833 рублей 75 копеек.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области от 28.04.2016 N 03-15/11443 решение инспекции оставлено без изменения, апелляционная жалоба общества - без удовлетворения.
Не согласившись с ненормативным актом налогового органа, общество обратилось в суд с заявлением, в котором просило признать недействительным решение инспекции от 28.01.2016 N 33212 в части, касающейся доначисления налога на прибыль организаций по курсовым разницам в размере 1 067 696 рублей 57 копеек, возникшим в связи с оплатой авансов по международным контрактам, и правомерным применение обществом пониженной ставки в размере 0 процентов по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджет субъектов Российской Федерации за 9 месяцев 2015 года в отношении указанных курсовых разниц.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 28.09.2016, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2016, в удовлетворении заявления общества отказано.
Арбитражный суд Поволжского округа постановлением от 07.04.2017 принятые по делу судебные акты оставил без изменения.
В кассационной жалобе общество ставит вопрос об отмене судебных актов арбитражных судов первой, апелляционной и кассационной инстанций, ссылаясь на существенные нарушения судами норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав общества.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Завьяловой Т.В. от 26.09.2017 кассационная жалоба общества вместе с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Изучив материалы дела, проверив в соответствии с положениями статьи 291.14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, Судебная коллегия считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению, а обжалуемые судебные акты - отмене по следующим основаниям.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, общество является участником Соглашения об осуществлении промышленно-производственной деятельности в особой экономической зоне, созданной на территории Ставропольского района Самарской области от 18.11.2014 N С-672-ЕЕ/Д14 (далее - Соглашение).
С целью исполнения Соглашения обществом заключены международные контракты на общую сумму 6 544 467,33 евро и для осуществления платежей по контрактам в Поволжском банке ОАО "Сбербанк России" налогоплательщиком приобретена валюта (евро): 08.07.2015 - 1 267 825 евро; 07.08.2015 - 255 000 евро; 11.08.2015 - 240 000 евро; 13.08.2015 - 580 000 евро.
В связи с приобретением иностранной валюты общество получило внереализационный доход, который сложился из курсовых разниц в размере 29 721 734 рублей 43 копеек. Одновременно, общество понесло внереализационные расходы, которые сложились из курсовых разниц в размере 15 257 392 рублей 26 копеек.
В отношении прибыли, возникшей в связи с указанными курсовыми разницами, общество, руководствуясь статьей 284 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), а также Законом Самарской области от 07.11.2005 N 187-ГД "О пониженных ставках налога на прибыль организаций, зачисляемых в бюджет Самарской области" (далее - Закон N 187-ГД), применило ставку по налогу на прибыль организаций в размере 0 процентов в части налога, зачисляемого в региональный бюджет.
Налоговый орган пришел к выводу о том, что условия для применения указанной ставки налога обществом не соблюдены, поскольку полученные доходы (расходы) не относятся к производственной деятельности, что послужило основанием для доначисления налога на прибыль организаций по общеустановленной налоговой ставке.
Соглашаясь с правомерностью выводов инспекции и отказывая в удовлетворении требований общества, суды исходили из того, что для целей применения пониженной налоговой ставки, установленной в соответствии с пунктом 1 статьи 284 Налогового кодекса для организаций - резидентов промышленно-производственных особых экономических зон, налогоплательщик должен осуществлять деятельность по производству и (или) переработке товаров (продукции), их реализации, оказанию услуг по обеспечению перевозок и складированию товаров, технико-внедренческую деятельность.
Принимая во внимание, что ни Соглашением, ни прилагаемым к нему бизнес-планом при определении видов деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны, не предусмотрен такой вид деятельности как формирование дохода от осуществления операций, связанных с обращением российской или иностранной валюты, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для применения пониженной налоговой ставки в рассматриваемом случае.
Между тем выводы судов Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации считает ошибочными в силу следующего.
Согласно положениям пункта 1 статьи 284 Налогового кодекса для организаций - резидентов особой экономической зоны законами субъектов Российской Федерации может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны.
В соответствии с Законом N 187-ГД в отношении организаций - резидентов особых экономических зон промышленно-производственного типа, расположенных на территории Самарской области, в рассматриваемый период применялась налоговая ставка 0 процентов.
Особые экономические зоны создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей экономики, развития туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур, разработки технологий и коммерциализации их результатов, производства новых видов продукции (статья 3 Федерального закона от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", далее - Закон об особых экономических зонах).
Из взаимосвязанных положений пункта 1 статьи 10, пункта 1 статьи 12 Закона об особых экономических зонах следует, что резидент промышленно-производственной особой экономической зоны не только ведет промышленно-производственную деятельность, но, прежде всего, осуществляет инвестиции и капитальные вложения, необходимые для ведения указанной деятельности.
Таким образом, для целей применения пониженной налоговой ставки резидентом промышленно-производственной особой экономической зоны значение имеет объективная связь рассматриваемых доходов (расходов) с деятельностью налогоплательщика в особой экономической зоне, включая те случаи, когда определенные доходы (расходы) имели место на стадии инвестирования в объекты, с использованием которых должна осуществляться указанная деятельность.
Иной подход, фактически сформированный судами при рассмотрении настоящего дела, приводит к невозможности применения пониженной налоговой ставки резидентами промышленно-производственной особой экономической зоны на стадии осуществления инвестиций, и к ограничению области применения пониженной ставки налога только прибылью от реализации товаров (работ, услуг), что не вытекает из положений пункта 1 статьи 284 Налогового кодекса, Закона об особых экономических зонах и не соответствует целям поощрения, государственной поддержки инвестиций.
Соглашением предусмотрено осуществление инвестиций в сумме 895 661 666 рублей для ведения деятельности по производству лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения, включая капитальные вложения по созданию производственных, административных и складских помещений, приобретение производственного оборудования.
Судами с достоверностью установлено, что на выделенной обществу территории ведутся строительные работы, присутствует строительная техника, то есть осуществляются капитальные вложения, предусмотренные Соглашением.
Иностранная валюта приобретена обществом в размере, соответствующем общей величине авансовых платежей, необходимость осуществления которых предусмотрена контрактами, заключенными с иностранными поставщиками оборудования, необходимого для исполнения Соглашения. Фактическое использование иностранной валюты на указанные цели налоговым органом не оспаривалось.
С учетом изложенного, полученные обществом внереализационные доходы (расходы) в виде курсовых разниц, возникших в период, прошедший с момента приобретения иностранной валюты до ее использования для оплаты поставок по внешнеторговым контрактам, связаны с осуществлением обществом реальной экономической (инвестиционной) деятельности в качестве резидента особой экономической зоны. Следовательно, в отношении налоговой базы по названным доходам (расходам) могла быть применена пониженная налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 284 Налогового кодекса и Законом N 187-ГД.
Ссылаясь при рассмотрении спора на сложившуюся судебную практику применения пониженной налоговой ставки налога на прибыль субъектами особой экономической зоны (дело N А55-29223/2013 Арбитражного суда Самарской области), суды должным образом не разграничили юридически значимые обстоятельства указанных дел и не учли, что по настоящему делу установлено реальное осуществление налогоплательщиком инвестиций и целевое использование иностранной валюты, в связи с приобретением которой получена облагаемая налогом прибыль.
При таком положении Судебная коллегия полагает, что принятые по делу судебные акты арбитражных судов первой, апелляционной и кассационной инстанций подлежат отмене на основании части 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, как принятые с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, а заявление общества - подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 291.11-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Арбитражного суда Самарской области от 28.09.2016 по делу N А55-12793/2016, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2016 и постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 07.04.2017 по тому же делу отменить.
Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Самарской области от 28.01.2016 N 33212 в части, касающейся доначисления налога на прибыль организаций по курсовым разницам, в размере 1 067 696 рублей 57 копеек.
Председательствующий |
Т.В. Завьялова |
Судьи |
А.Г. Першутов |
|
Д.В. Тютин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Резидент промышленно-производственной особой экономической зоны (ОЭЗ) приобрел валюту, чтобы внести авансы по международным контрактам. Эти сделки были заключены во исполнение соглашения об осуществлении промышленно-производственной деятельности в ОЭЗ.
Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ решила, что в отношении возникших курсовых разниц он правомерно применил пониженную ставку налога на прибыль.
Она исходила из того, что данные внереализационные доходы связаны с реальной экономической (инвестиционной) деятельностью налогоплательщика в качестве резидента ОЭЗ.
Как подчеркнула Коллегия, для применения пониженной ставки важна объективная связь доходов (расходов) с деятельностью в ОЭЗ. Даже если определенные доходы (расходы) имели место на стадии инвестирования в объекты, с использованием которых должна осуществляться указанная деятельность.
Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 2 ноября 2017 г. N 306-КГ17-9355 по делу N А55-12793/2016
Текст определения официально опубликован не был