См. методическое пособие по выполнению сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха выбросами промышленных предприятий и автотранспорта города (региона) и их применению при нормировании выбросов, утвержденное приказом Госкомэкологии РФ от 16 февраля 1999 г. N 66
См. рекомендации по определению допустимых вкладов в загрязнение атмосферы выбросов загрязняющих веществ предприятиями с использованием сводных расчетов загрязнения воздушного бассейна города (региона) выбросами промышленности и автотранспорта, утвержденные приказом Госкомэкологии России от 16 февраля 1999 г. N 66
I. Общие положения
I.1. Настоящая методика предназначена для оценки величин выбросов загрязняющих веществ в атмосферу автотранспортными потоками на городских магистралях.
I.2. Полученные величины выбросов автотранспортных потоков на городских автомагистралях применяются при проведении сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха города (региона) выбросами промышленности и транспорта.
I.3. В качестве исходных данных для расчета выбросов автотранспорта в атмосферу используются результаты натурных обследований структуры и интенсивности автотранспортных потоков с подразделением по основным категориям автотранспортных средств.
I.4. Приведенные в данном документе усредненные удельные значения показателей выбросов отражают основные закономерности их изменения при реальном характере автотранспортного движения в городских условиях, определяемых целесообразным выбором передаточного отношения от двигателя к трансмиссии. При этом учитывается, что в городе автомобиль совершает непрерывно разгоны и торможения, перемещаясь с некоторой средней скоростью на конкретном участке автомагистрали, определяемой дорожными условиями.
I.5. Расчеты выбросов выполняются для следующих вредных веществ, поступающих в атмосферу с отработавшими газами автомобилей:
- оксид углерода (СО);
- оксиды азота (в пересчете на диоксид азота);
- углеводороды (СН)*;
- сажа;
- диоксид серы ;
- соединения свинца**;
- формальдегид;
- бенз(а)пирен.
I.6. Используемые при расчете выбросов параметры определяются на основе натурных обследований, проведение которых осуществляется по достаточно простой схеме, не требующей инструментального оснащения и продолжительного обучения. Это позволяет выполнять такие работы практически в любом городе с необходимой периодичностью, что весьма важно для регулярной корректировки информации о выбросах автотранспорта в целях поддержания работы компьютерного банка данных о выбросах промышленности и автотранспорта города в оперативном режиме.
II. Расчет выбросов загрязняющих веществ автотранспортом
Выброс i-го вредного вещества автотранспортным потоком (МLi) определяется для конкретной автомагистрали, на всей протяженности которой структура и интенсивность автотранспортных потоков изменяется не более чем на 20-25%. При изменении автотранспортных характеристик на большую величину автомагистраль разбивается на участки, которые в дальнейшем рассматриваются как отдельные источники.
Такая магистраль (или ее участок) может иметь несколько нерегулируемых перекрестков или (и) регулируемых при интенсивности движения менее 400-500 а/час.
Для автомагистрали (или ее участка) с повышенной интенсивностью движения (т.е. более 500 а/час) целесообразно дополнительно учитывать выброс автотранспорта (Мп) в районе перекрестка.
В районе перекрестка выбрасывается наибольшее количество вредных веществ автомобилем за счет торможения и остановки автомобиля перед запрещающим сигналом светофора и последующего его движения в режиме "разгона" по разрешающему сигналу светофора.
Это обуславливает необходимость выделить на выбранной автомагистрали участки перед светофором, на которых образуется очередь автомобилей, работающих на холостом ходу в течение времени действия запрещающего сигнала светофора.
Таким образом для автомагистрали (или ее участка) при наличии регулируемого перекрестка суммарный выброс М будет равен:
(II.1)
где:
, , , - выброс в атмосферу автомобилями, находящимися в зоне перекрестка при запрещающем сигнале светофора;
, , , - выброс в атмосферу автомобилями, движущимися по данной автомагистрали в рассматриваемый период времени;
n и m - число остановок автотранспортного потока перед перекрестком соответственно на одной и другой улицах, его образующих, за 20-минутный период времени;
индексы 1 и 2 соответствуют каждому из 2-х направлений движения на автомагистрали с большей интенсивностью движения, а 3 и 4 - соответственно для автомагистрали с меньшей интенсивностью движения.
II.1. Расчет выбросов движущегося автотранспорта
Выброс i-го загрязняющего вещества (г/с) движущимся автотранспортным потоком на автомагистрали (или ее участке) с фиксированной протяженностью L (км) определяется по формуле:
, (II.2)
(г/км) - пробеговый выброс i-го вредного вещества автомобилями k-й группы для городских условий эксплуатации, определяемый по табл. II.1.
k - количество групп автомобилей;
(1/час) - фактическая наибольшая интенсивность движения, т.е. количество автомобилей каждой из K групп, проходящих через фиксированное сечение выбранного участка автомагистрали в единицу времени в обоих направлениях по всем полосам движения;
- поправочный коэффициент, учитывающий среднюю скорость движения транспортного потока ( (км/час) на выбранной автомагистрали (или ее участке), определяемый по табл. II.2).
- коэффициент пересчета "час." в "сек.".
L (км) - протяженность автомагистрали (или ее участка) из которого исключена протяженность очереди автомобилей перед запрещающим сигналом светофора и длина соответствующей зоны перекрестка (для перекрестков, на которых проводились дополнительные обследования).
Таблица II.1
Значения пробеговых выбросов (г/км) для различных групп автомобилей
Наименование группы автомобилей |
N группы |
Выбросы |
|||||||
СО |
(в пересчете на ) |
СН |
Сажа |
Формальдегид |
Соединения свинца |
Бенз(а)пирен |
|||
Легковые |
I |
19.0 |
1.8 |
2.1 |
- |
0.065 |
0.006 |
0.019 |
|
Легковые дизельные |
Iд |
2.0 |
1.3 |
0.25 |
0.1 |
0.21 |
0.003 |
- |
- |
Грузовые карбюраторные с грузоподъемностью до 3 т (в том числе работающие на сжиженном нефтяном газе) и микроавтобусы |
II |
69.4 |
2.9 |
11.5 |
- |
0.20 |
0.020 |
0.026 |
|
Грузовые карбюраторные с грузоподъемностью более 3 т (в том числе работающие на сжиженном нефтяном газе) |
III |
75.0 |
5.2 |
13.4 |
- |
0.22 |
0.022 |
0.033 |
|
Автобусы карбюраторные |
IV |
97.6 |
5.3 |
13.4 |
- |
0.32 |
0.03 |
0.041 |
|
Грузовые дизельные |
V |
8.5 |
7.7 |
6.0 |
0.3 |
1.25 |
0.21 |
- |
|
Автобусы дизельные |
VI |
8.8 |
8.0 |
6.5 |
0.3 |
1.45 |
0.31 |
- |
|
Грузовые газобаллонные, работающие на сжатом природном газе |
VII |
39.0 |
2.6 |
1.3* |
- |
0.18 |
0.002 |
- |
______________________________
* - значение выброса за вычетом метана
Таблица II.2
Значения коэффициентов , учитывающих изменения количества выбрасываемых вредных веществ в зависимости от скорости движения
|
Скорость движения (V, км/час) |
||||||||||||
10 |
15 |
20 |
25 |
30 |
35 |
40 |
45 |
50 |
60 |
75 |
80 |
100 |
|
1.35 |
1.28 |
1.2 |
1.1 |
1.0 |
0.88 |
0.75 |
0.63 |
0.5 |
0.3 |
0.45 |
0.5 |
0.65 |
Примечание: для диоксида азота значение принимается постоянным и равным 1 до скорости 80 км/час.
II.2. Расчет выбросов автотранспорта в районе регулируемого перекрестка
При расчетной оценке уровней загрязнения воздуха в зонах перекрестков следует исходить из наибольших значений содержания вредных веществ в отработавших газах, характерных для режимов движения автомобилей в районе пересечения автомагистралей (торможение, холостой ход, разгон).
Выброс i-го загрязняющего вещества (ЗВ) в зоне перекрестка при запрещающем сигнале светофора М 4п 0 определяется по формуле:
, г/мин (II.3)
где Р (мин) - продолжительность действия запрещающего сигнала светофора (включая желтый цвет);
- количество циклов действия запрещающего сигнала светофора за 20-минутный период времени;
- количество групп автомобилей;
(г/мин) - удельный выброс i-го ЗВ автомобилями, k-ой группы, находящихся в "очереди" у запрещающего сигнала светофора;
- количество автомобилей k группы, находящихся в "очереди" в зоне перекрестка в конце n-го цикла запрещающего сигнала светофора.
Значения определяются по табл. II.3, в которой приведены усредненные значения удельных выбросов (г/мин), учитывающие режимы движения автомобилей в районе пересечения перекрестка (торможение, холостой ход, разгон), а значения Р, , - по результатам натурных обследований.
Таблица II.3
Удельные значения выбросов для автомобилей, находящихся в зоне перекрестка
Наименование группы автомобилей |
N группы |
Выброс, г/мин |
|||||||
СО |
(в пересчете на ) |
СН |
сажа |
формальдегид |
соединения свинца |
бенз(а)пирен |
|||
Легковые |
I |
3.5 |
0.05 |
0.25 |
- |
0.01 |
0.0008 |
0.0044 |
|
Легковые дизельные |
Iд |
0.13 |
0.08 |
0.06 |
0.035 |
0.04 |
0.0008 |
- |
- |
Грузовые карбюраторные с грузоподъемностью до 3 т (в том числе работающие на сжиженном нефтяном газе) и микроавтобусы |
II |
6.3 |
0.075 |
1.0 |
- |
0.02 |
0.0015 |
0.0047 |
|
Грузовые карбюраторные с грузоподъемностью более 3 т (в том числе работающие на сжиженном нефтяном газе) |
III |
18.4 |
0.2 |
2.96 |
- |
0.028 |
0.006 |
0.0075 |
|
Автобусы карбюраторные |
IV |
16.1 |
0.16 |
2.64 |
- |
0.03 |
0.012 |
0.0075 |
|
Грузовые дизельные |
V |
2.85 |
0.81 |
0.3 |
0.07 |
0.075 |
0.015 |
- |
|
Автобусы дизельные |
VI |
3.07 |
0.7 |
0.41 |
0.09 |
0.09 |
0.020 |
- |
|
Грузовые газобаллонные, работающие на природном газе |
VII |
6.44 |
0.09 |
0.26* |
- |
0.01 |
0.0004 |
- |
______________________________
* - значение выброса за вычетом метана
III. Организация и проведение натурных обследований структуры и интенсивности автотранспортных потоков на основных автомагистралях
Для определения выбросов автотранспорта на городских автомагистралях и последующего их использования в качестве исходных данных при проведении расчетов загрязнения атмосферы проводится изучение особенностей распределения автотранспортных потоков (их состава и интенсивности) по городу и их изменений во времени (в течение суток, недели и года).
Территориальные различия состава и интенсивности транспортных потоков зависят от площади и поперечных размеров города, количества населения, схемы планировки улично-дорожной сети, особенностей расположения промышленных предприятий, автохозяйств, бензозаправочных станций и станций техобслуживания.
Временные различия в значительной степени связаны с режимом работы промышленных предприятий и учреждений города и с климатическими особенностями района, в котором расположен город.
III.1. На основе изучения схемы улично-дорожной сети города, а также информации о транспортной нагрузке составляется перечень основных автомагистралей (и их участков) с повышенной интенсивностью движения и перекрестков с высокой транспортной нагрузкой.
В качестве таких магистралей (участков) рассматриваются:
- для городов с населением до 500 тысяч человек - магистрали (или их участки) с интенсивностью движения в среднем более 200-300 автомобилей в час;
- для городов с населением более 500 тыс. человек - магистрали (или их участки) с интенсивностью движения в среднем более 400-500 автомобилей в час.
Выбранные автомагистрали (или их участки) и перекрестки наносятся на карту-схему города (с учетом масштаба карты). На этой карте фиксируются и перекрестки, на которых предполагается проведение дополнительных обследований.
III.2. Для определения характеристик автотранспортных потоков на выбранных участках улично-дорожной сети проводится учет проходящих автотранспортных средств в обоих направлениях с подразделением по следующим группам:
I. |
Л - легковые, из них отдельно легковые и легковые дизельные автомобили; |
II. |
ГК < 3 - грузовые карбюраторные грузоподъемностью менее 3 тонн и микроавтобусы (ГАЗ-51-53, УАЗы, "Газель", РАФ и др.); |
III. |
- грузовые карбюраторные грузоподъемностью более 3 тонн (ЗИЛы, Урал и др.); |
IV. |
АК - автобусы карбюраторные (ПАЗ, ЛАЗ, ЛИАЗ); |
V. |
ГД - грузовые дизельные (КРАЗ, КАМАЗ); |
VI. |
АД - автобусы дизельные (городские и интуристовские "Икарусы"); |
VII. |
ГГБ - грузовые газобаллонные, работающие на сжатом природном газе. |
III.3. Подсчет проходящих по данному участку автомагистрали транспортных средств проводится в течение 20 минут каждого часа. При высокой интенсивности движения (более 2-3 тыс. автомашин в час) подсчет проходящих автотранспортных средств проводится синхронно раздельно по каждому направлению движения (а при недостаточности числа наблюдателей - первые 20 минут - в одном направлении; следующие 20 минут - в противоположном направлении).
III.4. Для выявления максимальной транспортной нагрузки наблюдения выполняются в часы "пик". Для большинства городских автомагистралей отмечается два максимума: утренний и вечерний (соответственно с 7-8 часов до 10 до 11 часов и с 16-17 часов до 19-20 часов), для многих транзитных автомагистралей наибольшая транспортная нагрузка характерна для дневного времени суток.
С целью получения исходных данных о выбросах для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферы города наблюдения организуются в часы "пик" летнего сезона года.
Натурные обследования состава и интенсивности движущегося автотранспортного потока проводятся не менее 4-6 раз в часы "пик" на каждой автомагистрали.
III.5. Результаты натурных обследований структуры и интенсивности движущегося автотранспортного потока заносятся в полевой журнал по форме, приведенной в таблице III.1.
Таблица III.1
ПОЛЕВОЙ ЖУРНАЛ
обследования характеристик движущегося автотранспортного потока
Дата |
Время подсчета, за период 20 минут |
Число автомобилей по группам |
Скорость движения потока, км/час |
|||||||||
Легковые |
Легковые дизельные |
ГК < 3, МА |
АК |
ГД |
АД |
ГГБ |
||||||
Легковые |
Грузовые |
Автобусы |
||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
III.6. Для оценки транспортной нагрузки в районе регулируемых перекрестков проводятся дополнительные обследования.
III.6.1. Последовательно (а при возможности одновременно) на каждом направлении движения в период действия запрещающего сигнала светофора (включая и желтый цвет) выполняется подсчет автотранспортных средств (по группам, согласно п. III.2), образующих "очередь". Одновременно фиксируется длина "очереди" в метрах. Подсчеты проводятся не менее 4-6 раз в периоды, указанные в п. III.4.
III.6.2. Результаты дополнительных обследований заносятся в полевой журнал по форме, приведенной в табл. III.2.
Таблица III.2
ПОЛЕВОЙ ЖУРНАЛ
обследования автотранспортных потоков на перекрестках
_________________________ __________________ __________________________
(наименование улиц, (направление (ширина проезжей части,
образующих перекресток) движения количество полос)
автотранспорта)
Дата |
Время работы запрещающего сигнала светофора, мин |
Число автомобилей по категориям |
Длина очереди автотранспорта (м) |
|||||||
Легковые |
Легковые дизельные |
ГК < 3, МА |
АК |
ГД |
АД |
ГГБ |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
III.7. В ходе проведения натурных обследований дополнительно определяется ряд параметров, необходимых как для расчета выбросов согласно п. II настоящего документа, так и проведения расчетов загрязнения атмосферы.
III.7.1. На каждой автомагистрали (или ее участке) фиксируются следующие параметры:
- ширина проезжей части, (в метрах);
- количество полос движения в каждом направлении;
- протяженность выбранного участка автомагистрали (в км) с указанием названий улиц, ограничивающих данную автомагистраль (или ее участок);
- средняя скорость автотранспортного потока с подразделением на три основные категории: легковые, грузовые и автобусы (в км/час) (определяется по показаниям спидометра автомобиля, движущегося в автотранспортном потоке).
Определение средней скорости движения основных групп автотранспортного потока выполняется по всей протяженности обследуемой автомагистрали или ее участка, включая зоны нерегулируемых перекрестков и регулируемых перекрестков, выбранных согласно разделу I настоящего документа.
III.7.2. На обследуемом перекрестке фиксируются следующие параметры:
- ширина проезжей части (в метрах);
- количество полос движения в каждом направлении;
- протяженность зоны перекрестка в каждом направлении (в метрах).
III.7.3. К полевым журналам по формам таблиц III.1 и III.2 прилагаются схемы расположения обследуемых автомагистралей и перекрестков с регулируемым движением.
Литература
1. Методические рекомендации по инвентаризации и нормированию выбросов автотранспорта в Санкт-Петербурге. С.-Пб., 1995.
2. Ложкин В.Н., Демочка О.И. и др. Экспериментально-расчетная оценка выбросов вредных веществ с отработавшими газами ДВС на эксплуатационных режимах работы. Технический отчет по НИР. С.-Пб., НПО ЦНИТА, 1990.
3. Жегалин О.И., Лупачев П.Д. Снижение токсичности автомобильных двигателей. М.: Транспорт, 1985.
4. Методика проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу автотранспортных предприятий (расчетным методом). М., 1998.
5. Методика определения массы выбросов загрязняющих веществ автотранспортными средствами в атмосферный воздух. М., 1993.
6. Методика расчета выбросов загрязняющих веществ автотранспортом на городских магистралях. М., 1997.
7. Сравнительная оценка методик расчета выбросов от автотранспорта и возможностей их использования при проведении комплексных оценок рассеивания загрязняющих веществ. Отчет по теме. Пермский Гос. университет, 1998.
8. Перечень и коды веществ, загрязняющих атмосферный воздух. С.-Петербург, 1998.
______________________________
* расчет выбросов соединений свинца для автомобилей, движущихся по городским автомагистралям, производится в том случае, если в данном городе используется этилированный бензин. Рассчитанные значения выбросов соединений свинца целесообразно уточнить с учетом доли этилированного бензина в общем потреблении бензинов всех марок в данном городе.
** для автомобилей с бензиновыми двигателями при проведении расчетов загрязнения атмосферы используется ПДКм.р. по бензину (код 2704); для автомобилей с дизельным двигателем - по керосину (код 2732) [8].
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методика определения выбросов автотранспорта для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферы городов (утв. приказом Госкомэкологии РФ от 16 февраля 1999 г. N 66)
Текст методики приводится по изданию Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды (Москва, 1999 г.)