Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 11 октября 2017 г. N 47-АПГ17-5
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Зинченко И.Н. и Калининой Л.А.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Щеткиной Г.А. на решение Оренбургского областного суда от 14 июня 2017 года, которым отказано в удовлетворении ее административного иска об оспаривании пункта 2.1 дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, установленных постановлением Правительства Оренбургской области от 14 сентября 2012 года N 786-п "О лицензировании розничной продажи алкогольной продукции и установлении дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции на территории Оренбургской области".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., возражения против удовлетворения апелляционной жалобы представителей Правительства Оренбургской области Курманбаева Ж.С. и Мироновой А.Н., а также заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
14 сентября 2012 года Правительством Оренбургской области издано постановление N 786-п "О лицензировании розничной продажи алкогольной продукции и установлении дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции на территории Оренбургской области", пунктом 2 которого установлены дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции согласно приложению к этому постановлению Правительства Оренбургской области.
28 апреля 2017 года Правительством Оренбургской области издано постановление N 317-п, которым в названное выше приложение к постановлению Правительства Оренбургской области внесены изменения, в том числе, данное приложение дополнено пунктом 2.1.
Постановление Правительства Оренбургской области от 28 апреля 2017 года N 317-п официально опубликовано 4 мая 2017 года в газете "Оренбуржье" N 50 и размещено 28 апреля 2017 года на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru.
Согласно пункту 2.1 приложения "Дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции на территории Оренбургской области" к постановлению Правительства Оренбургской области "О лицензировании розничной продажи алкогольной продукции и установлении дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции на территории Оренбургской области" не допускается розничная продажа алкогольной продукции в розлив в торговых объектах (за исключением предприятий общественного питания, соответствующих типу "ресторан", "кафе"), расположенных в нежилых встроенных, встроенно-пристроенных, пристроенных помещениях жилых домов и жилых многоквартирных домов.
Щеткина Г.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании приведенной нормы недействующей в связи с противоречием этой нормы Федеральному закону от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", предусматривающему в качестве одной из форм оборота алкогольной продукции розничную продажу независимо от вида упаковки, а также пункту 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Решением Оренбургского областного суда от 14 июня 2017 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе Щеткина Г.А. просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об удовлетворении административного иска.
Относительно доводов апелляционной жалобы Правительством Оренбургской области и прокурором, участвующим в административном деле, представлены письменные возражения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда правильным и оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не находит.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое положение постановления Правительства Оренбургской области "О лицензировании розничной продажи алкогольной продукции и установлении дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции на территории Оренбургской области" нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречит.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с выводами суда первой инстанции согласна.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации устанавливает Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 1 данного федерального закона государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Статьей 3 этого же федерального закона предусмотрено, что законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции состоит из настоящего федерального закона, иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В статье 16 указанного федерального закона закреплены особые требования к розничной продаже алкогольной продукции, розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, а также потреблению (распитию) алкогольной продукции.
В соответствии с абзацем вторым пункта 9 статьи 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что дополнительные ограничения розничной продажи алкогольной продукции, которые оспариваются по настоящему административному делу, относятся к дополнительным ограничениям условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, установлены органом государственной власти Оренбургской области в соответствии с абзацем вторым пункта 9 статьи 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", в связи с чем оспариваемое положение постановления Правительства Оренбургской области "О лицензировании розничной продажи алкогольной продукции и установлении дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции на территории Оренбургской области" не может быть признано недействующим.
Являются обоснованными и суждения суда первой инстанции о том, что часть 2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" предусматривает возможность ограничения самостоятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность, федеральными законами, одним из которых является Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", предоставляющий органам государственной власти субъектов Российской Федерации право устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции.
Также суд первой инстанции правомерно исходил из того, что оспариваемые дополнительные ограничения розничной продажи алкогольной продукции не могут рассматриваться как дискриминационные условия для хозяйствующих субъектов в сфере торговой деятельности, поскольку Правительство Оренбургской области реализовало предоставленное ему полномочие устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, поэтому оспариваемое положение постановления Правительства Оренбургской области "О лицензировании розничной продажи алкогольной продукции и установлении дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции на территории Оренбургской области" пункту 8 части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" не противоречит.
При этом не могут быть признаны состоятельными доводы апелляционной жалобы о том, что оспариваемое постановление Правительства Оренбургской области издано с превышением предоставленных ему полномочий, так как Правительство Оренбургской области является исполнительным, а не законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу положений статьи 20 Закона Оренбургской области от 16 ноября 2009 года N 3223/740-IV-ОЗ "О Правительстве Оренбургской области" Правительство Оренбургской области осуществляет реализацию государственной политики в сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения; определяет и разрабатывает приоритетные направления развития потребительского рынка области; обеспечивает проведение государственной политики в области качества продукции и защиты прав потребителей, лицензирования розничной продажи алкогольной продукции в пределах полномочий, установленных Федеральным законом "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", и применения контрольно-кассовой техники; организует осуществление лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции; проводит работу по укреплению и развитию межрегионального и международного сотрудничества в сфере торговли и оказания услуг населению.
В соответствии с частью 1 статьи 27 этого же закона Оренбургской области Правительство Оренбургской области в пределах своих полномочий принимает постановления, обеспечивает их исполнение.
С учётом приведённых выше законоположений и установленных обстоятельств Правительство Оренбургской области обладало необходимыми полномочиями на издание оспариваемого постановления от 28 апреля 2017 года N 317-п.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "постановления Правительства Оренбургской области от 14 сентября 2012 года N 786-п"
Других доводов апелляционная жалоба Щеткиной Г.А. не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Оренбургского областного суда от 14 июня 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Щеткиной Г.А. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Зинченко И.Н. |
|
Калинина Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 11 октября 2017 г. N 47-АПГ17-5
Текст определения официально опубликован не был