Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы АО "Торговый Дом "Эластик" к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации АО "Торговый Дом "Эластик" оспаривает конституционность положения пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающего, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Как следует из представленных материалов, вступившим в силу решением суда заявителю было отказано в удовлетворении требований о признании недействительным распоряжения комитета по управлению имуществом Саратовской области от 25 декабря 2015 года N 1390-р "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2016 год". Как указал суд, принадлежащее заявителю здание является торговым объектом и фактически используется для указанной цели, а потому оно на законных основаниях включено в перечень объектов, в отношении которых налог на имущество организаций определяется с учетом их кадастровой стоимости. При этом суд не выявил процедурных нарушений при принятии органом государственной власти указанного правового акта.
Неконституционность оспариваемого положения пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, по мнению заявителя, состоит в том, что правовые акты, определяющие перечень объектов недвижимого имущества для целей уплаты налога на имущество организаций, носят дискриминационный характер, а кроме того, на них не распространяются правила действия актов о налогах во времени. В связи с этим АО "Торговый Дом "Эластик" просит признать оспариваемое законоположение противоречащим статьям 1, 2, 8, 17, 19, 34, 46, 55, 57 и 123 Конституции Российской Федерации.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
По смыслу статьи 57 Конституции Российской Федерации, рассматриваемой во взаимосвязи с положениями статей 1 (часть 1), 19 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель при осуществлении налогового регулирования и установлении общих принципов налогообложения и сборов связан требованиями обеспечения конституционных принципов равенства, справедливости и соразмерности в сфере налоговых отношений и вместе с тем располагает достаточной свободой усмотрения при установлении конкретных налогов: он самостоятельно определяет параметры основных элементов налога, в том числе состав налогоплательщиков и объекты налогообложения, стоимостные и (или) количественные показатели, необходимые для определения налоговой базы, порядок исчисления налога, а также основания и порядок освобождения от налогообложения.
Особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций отдельных объектов недвижимого имущества, в качестве которой выступает их кадастровая стоимость, установлены статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Данное законоположение предусматривает, что в перечень указанных объектов недвижимого имущества включаются в том числе административно-деловые и торговые центры. В качестве необходимых критериев, позволяющих отнести то или иное отдельно стоящее нежилое здание к административно-деловому или торговому центру для целей уплаты налога на имущество, федеральный законодатель установил наличие соответствующего вида разрешенного использования объекта недвижимого имущества либо его фактическое использование в целях делового, административного или коммерческого назначения.
Для надлежащего исполнения налогоплательщиками конституционной обязанности по уплате данного налога на субъекты Российской Федерации возложены полномочия по формированию перечня указанных объектов недвижимого имущества. Так, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (подпункт 1 пункта 7 статьи 378.2). В такой перечень подлежат включению равным образом все объекты недвижимого имущества, расположенные на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и отвечающие нормативно установленным критериям для целей уплаты налога на имущество организаций с учетом его кадастровой стоимости.
Названное законоположение, предусматривающее особый порядок принятия правовых актов, определяющих указанный перечень недвижимого имущества, направлено на обеспечение конституционных гарантий прав налогоплательщиков, оно не носит дискриминационный характер и само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя в указанном им аспекте. Тем более что налогоплательщики, владеющие объектами недвижимого имущества, в отношении которых налоговой базой по налогу на имущество организаций выступает их кадастровая стоимость, не лишены возможности предвидеть размер своего налогового обязательства, поскольку критерии такого имущества нормативно определены в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, действующей с учетом положений его статьи 5 "Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы акционерного общества "Торговый Дом "Эластик", поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 26 октября 2017 г. N 2462-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы акционерного общества "Торговый Дом "Эластик" на нарушение конституционных прав и свобод положением пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)