Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к приказу Минсельхоза России
от 19 октября 2017 г. N 524
Программа
развития экспорта зерновой продукции до 2020 года
(ЗЕР100)
В настоящее время производство зерна в Российской Федерации полностью обеспечивает внутреннее потребление и создает значительный экспортный потенциал. При этом в условиях умеренного роста объемов потребления муки и крупы, потребления на производство комбикормов и развития глубокой переработки экспорт зерна является основным драйвером развития отрасли и поддержания ее инвестиционной привлекательности. География экспорта российского зерна охватывает свыше 100 стран. Традиционными потребителями российского зерна выступают страны Ближнего Востока и Африки, однако в последние годы поставки зерна из Российской Федерации осуществляются и в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, и Южную Америку.
Экспорт зерновых стал одним из важнейших экономических инструментов внешней политики, признаком растущего влияния Российской Федерации. Для многих стран, таких, как Египет, Турция, Азербайджан и ряда других, российская пшеница является основой продовольственного обеспечения местного населения. При этом на международном рынке зерна наблюдается тенденция к увеличению конкуренции за счет выхода на эти рынки таких новых стран, как Румыния, Польша, страны Прибалтики.
В мире сохраняется устойчивый тренд на рост спроса на зерно, в первую очередь, со стороны стран Азии и Африки, производство которых ограничено земельными и водными ресурсами. Глобальные факторы, определяющие развитие мирового рынка зерновых и зернобобовых культур: рост населения Земли до 8,5 млрд человек к 2030 году и растущая степень урбанизации (50% населения в настоящее время, до 70% населения в 2050 году), рост глобального потребления продуктов питания и увеличение потребления животного белка - влекут за собой рост потребления зерна на кормовые цели. Опережающий рост объемов мировой торговли, по сравнению с уровнем производства, приведет к росту потребности в зерновых и зернобобовых культурах. Это формирует потенциальные возможности для расширения экспорта зерна. В структуре экспорта основными культурами остаются пшеница, ячмень, при этом наиболее динамичный рост поставок придется на кукурузу и зернобобовые культуры.
Вместе с тем достижение этих показателей при сохранении ряда внутренних и внешних проблем является проблематичным, что предопределяет необходимость разработки специальной отраслевой программы поддержки экспорта зерновых и зернобобовых культур. Необходимо создание кластеров по производству зерновых товаров с заданными показателями качества исходя из фитосанитарных требований и норм приоритетных стран-импортеров. Для этого необходимы инвестиции в части развития производства, поставок современной техники и технологий и др. Эти вопросы должны быть учтены в соответствующих разделах Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717 (далее - Госпрограмма). Такие зерновые кластеры, как правило, не являются жестко ориентированными на одну из стран-импортеров, независимо от масштабов потенциального экспорта, а формируют универсальные товарные ресурсы для различных потребителей, что снизит риски зависимости и позволит повысить эффективность экспорта.
Для увеличения объемов экспортной перевалки зерновых культур сегодня существуют ограничивающие логистические факторы в части возможности эффективной конкуренции при перевозках сельскохозяйственной продукции железнодорожным, водным и автомобильным транспортом. Так, не все действующие терминалы обеспечены сообщением с железной дорогой, что существенно сдерживает возможности по перевалке зерновых грузов, которые идут из отдаленных зернопроизводящих регионов. Недостаточная пропускная способность автодорог, примыкающих к портовым и сухопутным железнодорожным терминалам, снижает объемы перевозок зерна и ведет к росту тарифов. Таким образом, даже существующие перевалочные мощности периодически простаивают. Для обеспечения динамичного развития зернового комплекса необходимо подсоединение к железнодорожной инфраструктуре общего пользования действующих и строящихся терминалов с учетом пропускной способности автомобильных дорог, примыкающих к портовым и сухопутным железнодорожным терминалам, что должно быть предусмотрено в Транспортной стратегии Российской Федерации. Также необходимо оптимизировать железнодорожные тарифы и увеличить автопарк.
Серьезной проблемой является хранение зерна в устарелых хранилищах, которое может приводить к потерям собранного урожая в объеме до 10%, к снижению его качества, и необходимым условием развития экспорта является как увеличение мощностей хранения зерна, так и их качественная модернизация. Для целей развития экспорта требуется создание крупных перевалочных зерновых терминалов, которые будут формировать товарные партии для поставок в экспортные порты и сухопутные погранпереходы.
Рост экспорта требует существенного наращивания имеющихся мощностей и создания новых портовых терминалов исходя из перспективных потребностей. При этом необходимо создание новых терминалов на границе с Китаем и портах Дальнего Востока суммарной мощностью не менее 3-8 млн тонн, расширение мощностей в Азово-Черноморском бассейне до 40-45 млн тонн, создание современных мощностей в Балтийском бассейне мощностью не менее 1 млн тонн к 2020 году. Также существенный рост экспорта, в том числе транзитом через Иран в Персидский залив, обеспечит формирование железнодорожного коридора Север-Юг с выходом к порту Бендер-Аббас.
Необходимо снять внутренние административные барьеры со стороны контрольно-надзорных органов, которые могут свести на "нет" все усилия по продвижению зерновой продукции. Решение должно быть комплексным и системным, направленным на минимизацию внутренних барьеров и переход к оценке работы контрольно-надзорных органов от количества ограничений и суммы штрафов к единому критерию - росту экспортных поставок. Такой подход не только снизит нагрузку внутри страны на экспортеров, но и ориентирует контрольно-надзорные органы на более активную позицию при проведении переговоров с партнерами из стран-импортеров. Необходимо отметить, что общемировой тенденцией является эскалация фитосанитарных требований, и программа предполагает активные действия Россельхознадзора, а также всех органов власти и торговых представительств, направленные на сокращение санитарных, фитосанитарных и технических барьеров, которые ограничивают или угрожают экспорту продукции АПК.
Таблица 1. Карта распределения локальных отраслевых программ (зерно)
Страны и территории |
Продукты |
||||||
Пшеница |
Ячмень |
Рожь |
Кукуруза |
Сорго |
Зернобобовые |
Рис |
|
Китай |
|
|
|
||||
Республика Корея |
|
|
|
||||
Тайвань |
|
|
|
||||
Монголия |
|
|
|
||||
Япония |
|
|
|
||||
Индонезия |
|
|
|
|
|
||
Малайзия |
|
|
|
|
|
||
Вьетнам |
|
|
|
|
|
||
Филиппины |
|
|
|
|
|
||
Таиланд |
|
|
|
|
|
||
Сингапур |
|
|
|
|
|
||
Мьянма |
|
|
|
|
|
||
Шри-Ланка |
|
|
|
|
|
||
Бангладеш |
|
|
|
|
|
||
Азербайджан |
|
|
|
|
|
|
|
Грузия |
|
|
|
|
|||
Италия |
|
|
|
|
|
|
|
ЕС |
|
|
|
|
|||
Иран |
|
|
|
|
|||
Ирак |
|
|
|
|
|
|
|
ОАЭ |
|
|
|
|
|||
Израиль |
|
|
|
||||
Турция |
|
|
|
|
|||
Саудовская Аравия |
|
|
|
|
|||
Египет |
|
|
|
||||
Ливия |
|
|
|
|
|
||
Марокко |
|
|
|
|
|
||
Алжир |
|
|
|
|
|
||
Тунис |
|
|
|
|
|
||
Мавритания |
|
|
|
|
|
||
Йемен |
|
|
|
|
|
||
Судан |
|
|
|
|
|
||
Сомали |
|
|
|
|
|
||
Оман |
|
|
|
|
|
||
Эритрея |
|
|
|
|
|
||
Эфиопия |
|
|
|
|
|
||
Остальные страны Южной Африки |
|
|
|
|
|
Таблица 2. Основные направления экспорта российского зерна
Направления экспорта |
Потенциал экспорта зерна, млн тонн |
|
2017 г. |
2030 г. |
|
Африка и Ближний Восток |
25 |
32 |
Европа, Южная Америка и прочие страны |
5 |
7 |
Закавказье, Средняя и Передняя Азия |
4 |
7 |
Азиатско-Тихоокеанский регион |
2 |
10 |
Источник: Российский зерновой союз
Учитывая различный уровень экономических отношений и степень закрепления на рынках различных стран, экспортная программа преследует различные цели:
1. Сохранение позиций на традиционных рынках сбыта, что предполагает усиление текущих и появление новых возможностей поставок (по различным видам товаров, условиям экспорта и т.д.).
2. Развитие экспорта зерна на новых для России рынках.
3. Развитие экспорта пшеницы твердых сортов.
4. Расширение объемов и географии поставок продукции переработки зерна.
Мероприятия для усиления позиций на страновых рынках предусмотрены следующие:
1. Формирование специальных программ поддержки экспорта путем предоставления гарантий по экспортным кредитам и бонусов для продвижения экспорта продукции сельского хозяйства по аналогии с международными программами США по продовольственной "помощи", такими, как PL-480 или GSM-102. При этом гарантии государства должны покрывать не менее 75% (в США до 92%) стоимости экспортного контракта. Такой подход позволит активно выходить на новые рискованные рынки и оказывать стимулирующее воздействие на импортеров для закупок, при этом появляется возможность отказа от дисконта при поставках (для выхода на новые рынки дисконт составляет от 10% до 20%). Данное мероприятие может реализовываться в форме гарантий платежей в случае, если российские банки предоставляют кредиты зарубежным банкам для финансирования закупки продукции АПК России. Данное мероприятие будет дополнять созданную в рамках АО "Российский экспортный центр" (далее - РЭЦ) разветвленную систему финансовой поддержки и страхования экспортных контрактов.
2. Разработка стандартов, гармонизированных с международными экспортными стандартами на ключевые виды продуктов сельскохозяйственного экспорта из России.
3. Создание специальной программы финансирования и поставок образцов сельскохозяйственной продукции для потенциальных клиентов за рубежом, что будет дополнять мероприятия РЭЦ по поддержке сертификации объектов потенциального экспорта.
4. Программа вхождения на развивающиеся рынки, которая предполагает государственные гарантии и прямое техническое содействие для продвижения продукции АПК России на новые рынки. Как правило, во многих странах-покупателях слабо развита инфраструктура и переработка сельскохозяйственного сырья. В этой ситуации содействие в строительстве объектов логистической инфраструктуры на территории стран-импортеров, которые будут находиться в собственности или управлении российских компаний, позволит создать благоприятные условия для накопления ресурсов, для их последующей продажи по ценам внутреннего рынка стран-импортеров, которые существенно выше экспортных цен. Такие объекты желательно размещать в портовой зоне (в районе сухопутных погранпереходов), также могут размещаться небольшие предприятия по переработке поставляемого из России сырья (мукомольные мощности, предприятия по рафинированию и бутилированию растительного масла, производству круп, фасовке сахара и др.). Мощности этих предприятий должны быть относительно небольшие, чтобы не вызывать конфликт интересов с местными переработчиками. Необходимо предусмотреть содействие РЭЦ и оказание им услуг по формированию основного капитала таких предприятий, предусматривая последующую продажу этой доли сторонним (российским или местным, включая государство, инвесторам). Функционирование предприятий ведется в рамках зон свободной торговли, что позволит минимизировать текущие таможенные выплаты. Также возможно создание другой группы предприятий по переработке для последующей поставки готовой продукции в сопредельные страны. Одним из инструментов продвижения таких подходов может стать создание в рамках проектов мощностей и формирование ресурсов для содействия странам региона в обеспечении продовольствием при возникновении чрезвычайных ситуаций.
5. Поддержка конгрессных мероприятий. Работа по информированию компаний АПК о возможностях экспорта зерновой продукции сведена к созданию центров консультационной поддержки, однако она ориентирована на российских участников и по факту уже ведется РЭЦ, возможно, необходимо просто ее акцентировать и реализовывать совместно. Освоение новых направлений зачастую сопряжено с трудностями для российского экспорта зерна - высокий уровень конкуренции, риски неисполнения обязательств покупателями, политические риски и т.д., что требует определенной поддержки со стороны государства, в первую очередь, путем активной информационно-разъяснительной работы как с государственными органами стран-импортеров, так и с потенциальными покупателями.
В то же время экспорт возможен лишь при наличии контрагентов за рубежом, а российская продукция не является уникальной, что будет осложнять ее сбыт и, соответственно, необходим акцент на информационную поддержку ее продвижения на новые рынки. При этом существующая поддержка участия в зарубежных выставочно-ярмарочных мероприятиях объективно малоэффективна, так как лишь формирует общий фон для развития отношений. В этом отношении положительно зарекомендовала практика проведения мероприятий международного масштаба, которые преследуют цели создания благоприятных условий для российского зернового экспорта и установления деловых контактов между экспортерами и импортерами российского зерна, в том числе Международная зерновая торговая конференция "Азия-Россия", которая проводилась Российским зерновым союзом в Сингапуре в 2010 и 2012 годах и уже стала "визитной карточкой" России в странах Азиатско-Тихоокеанского региона и Юго-Восточной Азии. Результатом конференций стало кратное увеличение экспорта российского зерна в этот регион.
Наиболее эффективна поддержка конгрессных мероприятий по отдельным видам продукции АПК, организованных и проводимых на коммерческой основе. Целесообразно при проведении крупных международных мероприятий (исключительно за рубежом) предусмотреть финансовую поддержку их проведения в части полной компенсации организационного взноса по определенному кругу иностранных участников, а также российских и местных государственных органов.
Основные источники финансирования:
1. Средства бюджетов всех уровней, направляемые на реализацию в рамках Госпрограммы отраслевых программ развития производства зерна и формирование зерновых кластеров.
2. Внебюджетные источники - собственные инвестиции участников рынка зерна.
3. Бюджетные средства, предусмотренные для финансирования деятельности госорганов в части проведения официальных межстрановых переговоров, согласования фитосанитарных требований, обеспечения деятельности зарубежных представительств.
Локальная отраслевая программа: ЗЕР1
Отрасль АПК: зерновая
Страна-экспортер: Российская Федерация
Аналог программы поддержки экспортеров внутри страны:
В США программы поддержки экспорта реализуются подведомственной Министерству сельского хозяйства США Зарубежной сельскохозяйственной службой (Foreign Agricultural Service, далее - FAS), которая принимает решения по выделению средств на те или иные программы, в том числе - программы поддержки экспорта (7 программ), программы регулирования доступа на рынок США (2 программы) и гуманитарные программы (4 программы). Программы поддержки экспорта предполагают содействие в выведении на рынок и продвижении сельскохозяйственной продукции США по всему миру, поставке образцов продукции для потенциальных клиентов за рубежом, в технической сфере для продвижения сельскохозяйственных товаров США на новые рынки в мире, гарантировании экспортных кредитов, финансировании работ с санитарными, фитосанитарными и техническими барьерами, которые ограничивают или угрожают экспорту из США специальных культур, софинансировании партнерских организаций с целью осуществления проектов, создающих спрос на сельскохозяйственные товары США в мире. FAS реализует весь спектр программ развития сельскохозяйственного экспорта.
Начиная с 1930 года FAS накопила значительный опыт по поддержке экспорта и является одним из лидирующих агентств в мире в данной сфере, обладая 93 офисами в 72 странах. Американская модель основана на принципах частно-государственного партнерства (ГЧП). Реализуемые FAS программы поддержки, развития или расширения сельскохозяйственного экспорта предполагают активное взаимодействие с представителями интересов делового сообщества. Как правило, это сельскохозяйственные отраслевые ассоциации на федеральном или региональном уровне. Государство предлагает набор программ и форматов участия, а также софинансирование в размере до 50% или до 85% затрат.
В Канаде действует Программа "Продовольствие из Канады "Ешь Канадское" (Canadian Food "eat Canadian"), в частности, канадская продукция позиционируется как здоровая и питательная, выращенная на плодородных почвах с использованием самых современных технологий, с соблюдением самых строгих стандартов безопасности и с привлечением лучших специалистов. Также в этой стране существует Агентство по кредитованию экспорта (Export Development Canada), деятельность которого заключается в поддержке и кредитовании экспортной торговли канадских компаний. Данная организация предоставляет услуги по страхованию, финансовые гарантии и бизнес-решения канадским экспортерам, инвесторам, а также международным покупателям. Канадская модель основана на принципах ГЧП. Департамент сельского хозяйства и продовольствия Канады поддерживает реализацию проектов, как правило, до уровня 50% от суммарных затрат. Однако в случаях, когда деятельность в рамках проекта может привести к выходу на значительное количество новых рынков, уровень финансирования может быть увеличен.
Условия экспорта в стране:
Основные лимитирующие факторы:
1. Неопределенность государственной политики в отношении производства и экспорта зерновых товаров.
2. Отсутствие мер экономического стимулирования экспорта зерна.
3. Неопределенность таможенно-тарифного регулирования и перманентные ограничения экспорта.
4. Жесткие логистические ограничения для перевозок зерна на экспорт из территориально удаленных регионов, высокие тарифы на перевозки.
5. Недостаточно развитая конкурентная среда в сфере портовой перевалки и, как следствие, высокие тарифы.
6. Отсутствие мощностей перевалки на Дальнем Востоке.
Таблица 3. Ключевые показатели эффективности (КПЭ)
Наименование КПЭ |
Ед. изм. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
Стоимостной потенциал экспорта по отрасли АПК (включает всех потенциальных покупателей) |
млн долл. США |
5 660 |
5 620 |
5 700 |
6 000 |
7 500 |
8 000 |
Товарный потенциал экспорта по отрасли АПК |
тыс. тонн |
30 700 |
33 900 |
34 200 |
35 500 |
36 800 |
38 200 |
Источник: Российский зерновой союз
Мероприятия по развитию экспорта данного вида продукции АПК:
1. Снижение уровня административных барьеров при экспорте, отказ от требования документов, не предусмотренных таможенным законодательством и не входящих в перечень документов по экспортному контракту. Признание фитосанитарных сертификатов, выданных при отгрузке зерна или переход к сертификации исключительно в точке таможенного оформления (за исключением поставок из официально объявленных карантинных зон).
Ответственный исполнитель: Минсельхоз России, Россельхознадзор, отраслевые объединения.
Документ: приказ Россельхознадзора.
Ожидаемый результат: расширение экспорта.
2. Разработка стандартов, гармонизированных с международными экспортными стандартами на ключевые виды продуктов сельскохозяйственного экспорта из России.
Ответственный исполнитель: Минсельхоз России, отраслевые объединения.
Документ: стандарты на экспортное зерно.
Ожидаемый результат: расширение экспорта.
3. Программа вхождения на развивающиеся рынки предполагает государственные гарантии и прямое финансирование в сфере технического содействия для продвижения сельскохозяйственных товаров России на новые рынки (создание зерновых хабов).
Ответственный исполнитель: РЭЦ.
Документ: постановление Правительства Российской Федерации.
Ожидаемый результат: увеличение поставок продукции.
4. Активизация работы торговых представительств Российской Федерации.
Ответственный исполнитель: Минэкономразвития России, МИД России, Минсельхоз России.
Ожидаемый результат: расширение экспорта.
5. Создание новых и развитие существующих мощностей портовой перевалки и сухопутных пограничных переходов.
Ответственный исполнитель: Минтранс России, отраслевые объединения.
Документ: стратегия развития зернового производства.
Ожидаемый результат: расширение экспорта.
6. Создание отгрузочных элеваторов для экспортных поставок.
Ответственный исполнитель: отраслевые объединения.
Документ: стратегия развития зернового производства.
Ожидаемый результат: снижение издержек, расширение экспорта.
7. Создание Забайкальского зернового терминала:
Ответственный исполнитель: представители бизнес-сообщества.
Документ: договоры, контракты, соглашения.
Ожидаемый результат: расширение прямых контактов бизнеса, рост поставок.
8. Создание портового перевалочного комплекса зерна на Дальнем Востоке.
Ответственный исполнитель: Минтранс России, представители бизнес-сообщества.
Ожидаемый результат: снижение издержек, рост экспорта.
9. Модернизация перевалочных мощностей в Азово-Черноморском бассейне.
Ответственный исполнитель: Минтранс России, отраслевые объединения, представители бизнес-сообщества.
Документ: стратегия развития зернового производства.
Ожидаемый результат: расширение экспорта.
Локальная отраслевая программа: ЗЕР2
Отрасль АПК: зерновая
Продукция: пшеница, ячмень, кукуруза, сорго
Страна-импортер: Китайская Народная Республика
Пример отраслевой программы:
В США, Франции, Канаде используются специальные программы продвижения, предусматривающие финансирование и поставки образцов сельскохозяйственной продукции для потенциальных клиентов за рубежом, поддержку конгрессных мероприятий по отдельным видам продукции АПК, организованных в странах-потребителях на периодической основе после уборки урожая.
Условия экспорта в страну-импортер:
Китай является страной с одной из наиболее динамично развивающихся экономик мира, с высокой численностью населения, при этом растет доля урбанизированного населения и доля среднего класса, что предполагает изменение парадигмы питания и увеличение потребления белка. В Китае на душу населения приходится 0,08 га на человека, что составляет всего 41% от среднемирового показателя. Изменения в системе господдержки сельского хозяйства, сокращение поддержки цен по зерновым культурам создают благоприятные условия для расширения импорта зерновых культур. Китай сокращает площади под ячмень, расширяет посевные площади под кукурузу, а пшеница в последние годы высевается на фиксированных площадях в пределах 23,6-23,7 млн га. За последние 10 лет среднегодовые объемы импорта ячменя составили - 8,6 млн тонн, кукурузы - 2,8 млн тонн, сорго - 3,2 млн тонн, пшеницы - 2,8 млн тонн. Особенностью рынка Китая является размещение основных зон потребления в южных регионах с высокой плотностью населения, что предопределяет большие объемы грузоперевозок. Импорт осуществляется в основном государственными и аффилированными с государством структурами. Основными барьерами развития торговли зерном являются жесткие условия поставок, логистика, тарифы на железнодорожные перевозки до границы с Китаем и др. Потенциальный объем экспорта зерна в Китай составляет до 4 млн тонн в год.
Таблица 4. Ключевые показатели эффективности (КПЭ)
Наименование КПЭ |
Ед. изм. |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
Стоимостной потенциал экспорта по данному виду продукции АПК в страну-импортер |
млн долл. США |
105 |
220 |
372,5 |
Товарный потенциал экспорта по данному виду продукции АПК в страну-импортер |
тыс. тонн |
650 |
1 400 |
2 400 |
Источник: Российский зерновой союз
Мероприятия по развитию экспорта данных видов продукции АПК в данную страну-импортер:
1. Включение в Протоколы о фитосанитарных требованиях дополнительных культур (ячменя и сорго, гречки, семян масличных культур).
Ответственный исполнитель: Минсельхоз России, Россельхознадзор, отраслевые объединения.
Документ: протоколы о внесении изменений в Протоколы о фитосанитарных требованиях.
Ожидаемый результат: снятие ограничений экспорта.
2. Расширение перечня регионов, допущенных к поставкам зерновых в Китайскую Народную Республику.
Ответственный исполнитель: Минсельхоз России, Россельхознадзор, отраслевые объединения.
Документ: двустороннее межведомственное соглашение.
Ожидаемый результат: снятие ограничений экспорта.
3. Снятие избыточных ограничений китайской стороны, включая требование о поставках зерновых в мешках.
Ответственный исполнитель: Минсельхоз России, Россельхознадзор, отраслевые объединения.
Документ: двустороннее межведомственное соглашение.
Ожидаемый результат: снятие ограничений экспорта.
4. Включение вопросов развития поставок зерна в программу межгосударственных переговоров.
Ответственный исполнитель: Минсельхоз России, МИД России.
Ожидаемый результат: создание условий для расширения экспорта.
5. Проведение конгрессных мероприятий для расширения контактов внутри бизнес-сообщества.
Ответственный исполнитель: РЭЦ, Минсельхоз России, отраслевые объединения.
Документ: программа РЭЦ и Минсельхоза России.
Ожидаемый результат: расширение прямых контактов между представителями бизнес-сообщества, рост поставок.
6. Создание Забайкальского зернового терминала.
Ответственный исполнитель: заинтересованные юридические лица.
Документ: договоры, контракты, соглашения.
Ожидаемый результат: расширение прямых контактов между представителями бизнес-сообщества, рост поставок.
Локальная отраслевая программа: ЗЕР3
Отрасль АПК: зерновая
Продукция: пшеница, ячмень, кукуруза, сорго
Страны-импортеры: Республика Корея, Тайвань (Китайская Народная Республика), Монголия
Пример отраслевой программы:
Для рынков стран с высоким спросом на импортное зерно, неустойчивой экономикой, нестабильными финансами и платежеспособностью США используют специальные программы поддержки путем предоставления гарантий по экспортным кредитам и бонусов для продвижения экспорта продукции сельского хозяйства по аналогии с международными программами продовольственной "помощи", такими, как PL-480 или GSM-102. При этом гарантии государства должны покрывать не менее 75% (в США до 92%) стоимости экспортного контракта. Такой подход позволит активно выходить на новые рискованные рынки и оказывать стимулирующее воздействие на импортеров для закупок, при этом появляется возможность отказа от дисконта при поставках (для выхода на новые рынки дисконт составляет от 10% до 20%).
В США, Франции, Канаде используются специальные программы продвижения, предусматривающие финансирование и поставки образцов сельскохозяйственной продукции для потенциальных клиентов за рубежом, поддержку конгрессных мероприятий по отдельным видам товаров, организованных в странах-потребителях на периодической основе после уборки урожая. Все страны с развитым агропродовольственным экспортом активно используют возможности межгосударственных встреч и переговоров, системы развитых торговых представительств, поддерживают подразделения отраслевых ассоциаций, созданных за рубежом.
Условия экспорта в страны-импортеры:
В Республике Корея, Тайване и Монголии производство пшеницы, ячменя и кукурузы остается несущественным. Программы закупки продовольственной пшеницы Японии, Республики Корея, Тайваня четко ориентированы под американскую пшеницу и систему поддержки экспорта со стороны США. Страны Восточной Азии являются устоявшимися импортерами зерна, имеющими постоянный спрос на импортную пшеницу, ячмень и кукурузу, на их долю приходится 32% мирового импорта кукурузы, 9% пшеницы и 11% мирового импорта ячменя. В остальных странах Восточной Азии поставки импортного ячменя минимальны. В Японии наблюдается стабильный спрос на импортную кукурузу, пшеницу и ячмень. Республика Корея является вторым после Японии потребителем пшеницы и кукурузы в регионе. В предыдущие годы объемы поставок импортного зерна в Республике Корея установились на следующих уровнях: 8-9 млн тонн кукурузы, 3-4 млн тонн пшеницы и 50-100 тыс. тонн ячменя. Тайвань ежегодно импортирует 5-5,5 млн тонн кукурузы, 1-1,5 млн тонн пшеницы и 100-200 тыс. тонн ячменя. Россия имеет определенный опыт экспорта зерновых культур в эти страны, основной задачей является наращивание объемов экспорта. Потенциальный объем экспорта зерновых товаров - 4-5 млн тонн.
Таблица 5. Ключевые показатели эффективности (КПЭ)
Наименование КПЭ |
Ед. изм. |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
Стоимостной потенциал экспорта по данному виду продукции АПК в страны-импортеры |
млн долл. США |
234 |
315 |
426 |
Товарный потенциал экспорта по данному виду продукции АПК в страну-импортер |
тыс. тонн |
1 500 |
2 000 |
2 700 |
Источник: Российский зерновой союз
Мероприятия по развитию экспорта данного вида продукции АПК в данные страны-импортеры:
1. Создание портового перевалочного комплекса зерна на Дальнем Востоке.
Ответственный исполнитель: Минтранс России, представители бизнес-сообщества.
Ожидаемый результат: снижение издержек, рост экспорта.
2. Включение вопросов развития поставок зерна в программу межгосударственных переговоров.
Ответственный исполнитель: Минсельхоз России, МИД России.
Ожидаемый результат: создание условий для расширения экспорта.
3. Проведение конгрессных мероприятий для расширения контактов внутри бизнес-сообщества.
Ответственный исполнитель: РЭЦ, Минсельхоз России, отраслевые объединения.
Документ: программа РЭЦ и Минсельхоза России.
Ожидаемый результат: расширение прямых контактов бизнеса, рост поставок.
4. Предоставление связанных кредитов стране-импортеру и государственных гарантий поставщикам.
Ответственный исполнитель: РЭЦ, МИД России, отраслевые объединения.
Документ: постановление Правительства Российской Федерации.
Ожидаемый результат: расширение экспорта.
5. Модернизация перевалочных мощностей в Азово-Черноморском бассейне.
Ответственный исполнитель: Минтранс России, отраслевые объединения.
Документ: стратегия развития зернового производства.
Ожидаемый результат: расширение экспорта.
Локальная отраслевая программа: ЗЕР4
Отрасль АПК: зерновая
Продукция: пшеница, ячмень, кукуруза, сорго
Страна-импортер: Япония
Пример отраслевой программы: см. ЛОП ЗЕР2
Условия экспорта в страну-импортер:
В Японии производство пшеницы, ячменя и кукурузы остается несущественным. Программы закупки продовольственной пшеницы Японии четко ориентированы под американскую пшеницу и систему поддержки экспорта со стороны США. Россия имеет определенный опыт экспорта зерновых культур, и основной задачей является наращивание объемов экспорта.
Ежегодно Япония импортирует примерно 16-17 млн тонн кукурузы, 5-6 млн тонн пшеницы и 1,4-1,7 млн тонн ячменя, около 1 млн тонн сорго. Потенциальный объем экспорта зерновых товаров - около 2,5-3 млн тонн, в том числе до 1-1,5 млн тонн с Дальнего Востока и из Сибири.
Таблица 6. Ключевые показатели эффективности (КПЭ)
Наименование КПЭ |
Ед. изм. |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
Стоимостной потенциал экспорта по данному виду продукции АПК в страну-импортер |
млн долл. США |
125 |
227,5 |
375 |
Товарный потенциал экспорта по данному виду продукции АПК в страну-импортер |
тыс. тонн |
870 |
1 450 |
2 400 |
Источник: Российский зерновой союз
Мероприятия по развитию экспорта данного вида продукции АПК в данную страну-импортер:
1. Создание портового перевалочного комплекса зерна на Дальнем Востоке.
Ответственный исполнитель: Минтранс России, представители бизнес-сообщества.
Ожидаемый результат: снижение издержек, рост экспорта.
2. Включение вопросов развития поставок зерна в программу межгосударственных переговоров.
Ответственный исполнитель: Минсельхоз России, МИД России.
Ожидаемый результат: создание условий для расширения экспорта.
3. Проведение конгрессных мероприятий для расширения контактов внутри бизнес-сообщества.
Ответственный исполнитель: РЭЦ, Минсельхоз России, отраслевые объединения.
Документ: программа РЭЦ и Минсельхоза России.
Ожидаемый результат: расширение прямых контактов представителями бизнес-сообщества, рост поставок.
4. Снятие логистических ограничений при поставках зерна из Азиатской части России - снижение железнодорожных тарифов на перевозки.
Ответственный исполнитель: РЖД, отраслевые объединения.
Документ: прейскурант РЖД.
Ожидаемый результат: снижение логистических ограничений, рост экспорта.
5. Модернизация перевалочных мощностей в Азово-Черноморском бассейне.
Ответственный исполнитель: Минтранс России, отраслевые объединения.
Документ: стратегия развития зернового производства.
Ожидаемый результат: расширение экспорта.
Локальная отраслевая программа: ЗЕР5
Отрасль АПК: зерновая
Продукция: пшеница, ячмень, кукуруза, сорго
Страны-импортеры: Индонезия, Малайзия, Вьетнам, Филиппины, Таиланд, Сингапур, Мьянма, Шри-Ланка, Бангладеш
Пример отраслевой программы: см. ЛОП ЗЕР3
Условия экспорта в страны-импортеры:
Площадь сельхозземель и пашни в Юго-Восточной Азии в целом относительно стабильна, но имеет тенденцию к увеличению, что является следствием роста спроса на продовольствие. Площади посевов зерновых в Юго-Восточной Азии растут, и лишь в Таиланде площади посевов кукурузы сокращаются уже второе десятилетие. Производство зерновых в регионе устойчиво растет. Основными производителями зерна в Юго-Восточной Азии являются Индонезия, Вьетнам, Таиланд, Бирма, Филиппины, Камбоджа и Лаос, которые суммарно производят 99% риса и 100% кукурузы в регионе. Единственными производителями пшеницы в Юго-Восточной Азии, по сведениям ФАО ООН, являются Таиланд и Бирма, а ячменя - Таиланд.
В странах Азии в рационе питания населения преобладает рис, кукуруза, бобовые культуры, соевые бобы, морепродукты и овощи. Это обстоятельство влияет на структуру используемого в хозяйственной деятельности населения зерна, которое идет на продовольственные, кормовые и прочие цели. Основные объемы импортируемой пшеницы используются для производства традиционной для стран вермишели, в первую очередь, быстрого приготовления, которая стала повседневным продуктом потребления. Производство вермишели требует поставок пшеницы с определенными качественными показателями, которым в полной мере отвечает австралийская белозерная пшеница. Австралийские поставщики заранее смешивают экспортируемые партии так, чтобы полностью отвечать потребностям клиентов. При этом большинство крупных интегрированных компаний Юго-Восточной Азии, занимающихся производством вермишели, покупают австралийскую пшеницу независимо от ценовой конъюнктуры.
До 50% массы импортируемого зерна составляет пшеница, кукуруза - 20-25%, рис - до 20%, ежегодно растет импорт пшеничной муки, который достигает 10% общего объема международной торговли мукой. Основные объемы импорта приходятся на страны с наибольшей долей населения в регионе. Импорт ячменя незначителен, и в основном поставки в объемах до 10 тыс. тонн в год приходятся на Филиппины и Индонезию. Суммарные объемы импорта пшеницы составляют порядка 13 млн тонн, а кукурузы от 7 до 8 млн тонн. Кукурузу импортируют все страны Юго-Восточной Азии. В среднем каждая страна ежегодно импортирует от 0,5 до 1,5 млн тонн кукурузы. Основным импортером кукурузы в регионе является Малайзия, на которую ежегодно приходится до 50% всего импорта кукурузы региона. Другими крупными импортерами кукурузы являются Индонезия, Филиппины, Вьетнам и Таиланд. Основными поставщиками зерна на рынки стран Юго-Восточной Азии являются традиционные мировые экспортеры - Австралия, ЕС, Канада и США, а также КНР, пользующаяся преференциями соглашения о свободной торговле со странами региона. Россия имеет опыт поставок зерновых товаров в этот регион, и задачей является усиление позиций и планомерное расширение поставок пшеницы и кукурузы. Потенциально Россия может занять нишу на рынке в 3-4 млн тонн пшеницы и 2-3 млн тонн кукурузы.
Таблица 7. Ключевые показатели эффективности (КПЭ)
Наименование КПЭ |
Ед. изм. |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
Стоимостной потенциал экспорта по данному виду продукции АПК в страны-импортеры |
млн долл. США |
395 |
512,5 |
630 |
Товарный потенциал экспорта: пшеница |
тыс. тонн |
2 000 |
2 500 |
3 000 |
Товарный потенциал экспорта: кукуруза |
тыс. тонн |
300 |
500 |
700 |
Источник: Российский зерновой союз
Мероприятия по развитию экспорта данного вида продукции АПК в данные страны-импортеры:
1. Создание портового перевалочного комплекса зерна на Дальнем Востоке.
Ответственный исполнитель: Минтранс России, представители бизнес-сообщества.
Ожидаемый результат: снижение издержек, рост экспорта.
2. Снятие ограничений (Вьетнам и Индия) по использованию для фумигации метилбромида.
Ответственный исполнитель: Россельхознадзор.
Документ: протокол.
Ожидаемый результат: расширение экспорта, снижение издержек.
3. Проведение переговоров о создании зернового хаба для обеспечения стабильных региональных поставок (варианты - Вьетнам, Бангладеш).
Ответственный исполнитель: Минсельхоз России, МИД России, РЭЦ, отраслевые объединения.
Документ: соглашение.
Ожидаемый результат: выход на новые рынки.
4. Включение вопросов развития поставок зерна в программу межгосударственных переговоров.
Ответственный исполнитель: Минсельхоз России, МИД России.
Ожидаемый результат: создание условий для расширения экспорта.
5. Проведение конгрессных мероприятий для расширения контактов внутри бизнес-сообщества.
Ответственный исполнитель: РЭЦ, Минсельхоз России, отраслевые объединения.
Документ: программа РЭЦ и Минсельхоза России.
Ожидаемый результат: расширение прямых контактов между представителями бизнес-сообщества, рост поставок.
6. Предоставление связанных кредитов стране-импортеру и государственных гарантий поставщикам.
Ответственный исполнитель: РЭЦ.
Документ: постановление Правительства Российской Федерации.
Ожидаемый результат: расширение экспорта.
7. Модернизация перевалочных мощностей в Азово-Черноморском бассейне.
Ответственный исполнитель: Минтранс России, отраслевые объединения.
Документ: стратегия развития зернового производства.
Ожидаемый результат: расширение экспорта.
Локальная отраслевая программа: ЗЕР6
Отрасль АПК: зерновая
Продукция: пшеница
Страна-импортер: Азербайджан
Пример отраслевой программы:
В США реализуется Программа вхождения на развивающиеся рынки, которая в том числе предполагает государственные гарантии и прямое финансирование в сфере технического содействия для продвижения сельскохозяйственных товаров на новые рынки. Как правило, во многих странах-покупателях слабо развита инфраструктура и переработка сельскохозяйственного сырья и осуществляется организационная и финансовая поддержка строительства объектов логистической инфраструктуры на территории стран-импортеров. В США, Франции, Канаде используются специальные программы продвижения, предусматривающие финансирование и поставки образцов сельскохозяйственной продукции для потенциальных клиентов за рубежом, поддержку конгрессных мероприятий по отдельным видам товаров, организованных в странах-потребителях на периодической основе после уборки урожая. Эффективна поддержка конгрессных мероприятий по отдельным видам товаров, организованных и проводимых на коммерческой основе (бесплатное участие стимулирует лишь бизнес - туризм).
Условия экспорта в страну-импортер:
Азербайджан является стабильным и крупным покупателем российской пшеницы, с объемами закупок около 1,2 млн тонн. Поставки ведутся из регионов Северного Кавказа, в первую очередь, Ставропольского края ЖД транспортом. Потенциально объем может быть увеличен незначительно, учитывая конкуренцию со стороны Казахстана, и основной задачей является удержание экспорта пшеницы на уровне 1,4 млн тонн с расчетом на потенциальный рост до 1,6 млн тонн. Стимулирующим фактором станет запуск в 2017-2018 годах транспортного коридора "Западный".
Таблица 8. Ключевые показатели эффективности (КПЭ)
Наименование КПЭ |
Ед. изм. |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
Стоимостной потенциал экспорта по данному виду продукции АПК в страну-импортер |
млн долл. США |
317,5 |
356 |
425,5 |
Товарный потенциал экспорта: пшеница |
тыс. тонн |
1 300 |
1 400 |
1 600 |
Товарный потенциал экспорта: кукуруза |
тыс. тонн |
300 |
500 |
700 |
Источник: Российский зерновой союз
Мероприятия по развитию экспорта данного вида продукции АПК в данную страну-импортер:
1. Формирование сквозного транспортного железнодорожного коридора "Западный".
Ответственный исполнитель: РЖД, отраслевые объединения, представители бизнес-сообщества.
Ожидаемый результат: снижение логистических ограничений, рост экспорта.
2. Включение вопросов развития поставок зерна в программу межгосударственных переговоров.
Ответственный исполнитель: Минсельхоз России, МИД России.
Ожидаемый результат: создание условий для расширения экспорта.
3. Проведение конгрессных мероприятий для расширения контактов внутри бизнес-сообщества.
Ответственный исполнитель: РЭЦ, Минсельхоз России, отраслевые объединения.
Документ: программа РЭЦ и Минсельхоза России.
Ожидаемый результат: расширение прямых контактов между представителями бизнес-сообщества, рост поставок.
Локальная отраслевая программа: ЗЕР7
Отрасль АПК: зерновая
Продукция: пшеница, кукуруза, ячмень
Страна-импортер: Грузия
Пример отраслевой программы: см. ЛОП ЗЕР2, ЗЕР3
Условия экспорта в страну-импортер:
Грузия - классическая зернодефицитная страна, стабильно закупающая на различных рынках 0,6-0,8 млн тонн зерна в год, в общем импорте доминируют поставки из России. Задача - сохранение масштаба от экспорта зерна в Грузию на уровне 500 тыс. тонн. Необходимо учитывать, что реализация системы мер по связке железных дорог Закавказья с РЖД создает хорошие стимулы для реализации этих проектов.
Таблица 9. Ключевые показатели эффективности (КПЭ)
Наименование КПЭ |
Ед. изм. |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
Стоимостной потенциал экспорта по данному виду продукции АПК в страну-импортер |
млн долл. США |
96,75 |
110 |
125 |
Товарный потенциал экспорта по данному виду продукции АПК в страну-импортер |
тыс. тонн |
570 |
650 |
750 |
Источник: Российский зерновой союз
Мероприятия по развитию экспорта данного вида продукции АПК в данную страну-импортер:
1. Формирование сквозного транспортного железнодорожного коридора "Западный" Россия - Грузия, Черное море.
Ответственный исполнитель: РЖД, отраслевые объединения, представители бизнес-сообщества.
Документ: программа РЭЦ и Минсельхоза России.
Ожидаемый результат: снижение логистических ограничений, рост экспорта.
2. Включение вопросов развития поставок зерна в программу межгосударственных переговоров.
Ответственный исполнитель: Минсельхоз России, МИД России.
Ожидаемый результат: создание условий для расширения экспорта пшеницы, кукурузы и ячменя.
3. Проведение конгрессных мероприятий для расширения контактов внутри бизнес-сообщества.
Ответственный исполнитель: РЭЦ, Минсельхоз России, отраслевые объединения.
Документ: программа РЭЦ и Минсельхоза России.
Ожидаемый результат: расширение прямых контактов между представителями бизнес-сообщества, рост поставок.
Локальная отраслевая программа: ЗЕР8
Отрасль АПК: зерновая
Продукция: пшеница мягкая и пшеница твердая
Страна-импортер: Италия
Пример отраслевой программы: см. ЛОП ЗЕР2
Условия экспорта в страну-импортер:
Италия - страна ЕС, и на нее распространяются общие правила ЕС. При этом в отношении мягкой пшеницы низкого и среднего качества (аналоги российской пшеницы 3 и 4 классов) действует порядок квотирования. С 1 января 2003 года установлена общая (глобальная) квота на ввоз пшеницы низкого и среднего качества - 2 981 600 тонн, в том числе установлены персональные страновые квоты для Канады - 38 тыс. тонн и США - 572 тыс. тонн. Для ячменя введена общая квота на пивоваренные сорта - 50 тыс. тонн и на другие сорта ячменя - 300 тыс. тонн. В 2004 году квота на ввоз ячменя фактически снижена до 100 тыс. тонн, поскольку 200 тыс. тонн зарезервировано за странами Восточной Европы, присоединившимися к ЕС в мае 2004 года. В настоящее время выделена специальная страновая квота для Украины, которую планируется увеличить до 1,6 млн тонн пшеницы, фактически это выступает ограничителем поставок, так как вне квоты введены запретительные ставки таможенной пошлины. Твердая пшеница традиционно закупается Италией, в том числе и в России, для производства макаронных изделий, и ее поставки потенциально могут быть увеличены пропорционально росту производства.
Таблица 10. Ключевые показатели эффективности (КПЭ)
Наименование КПЭ |
Ед. изм. |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
Стоимостной потенциал экспорта по данному виду продукции АПК в страну-импортер |
млн долл. США |
85,5 |
116,25 |
165 |
Товарный потенциал экспорта по данному виду продукции АПК в страну-импортер |
тыс. тонн |
480 |
675 |
950 |
Источник: Российский зерновой союз
Мероприятия по развитию экспорта данного вида продукции АПК в данную страну-импортер:
1. Снятие логистических ограничений при поставках твердой пшеницы из Поволжья и Южного Урала - снижение железнодорожных тарифов на перевозки.
Ответственный исполнитель: РЖД, отраслевые объединения, представители бизнес-сообщества.
Документ: прейскурант РЖД.
Ожидаемый результат: снижение логистических ограничений, рост экспорта.
2. Создание и продвижение брэнда российской твердой пшеницы на рынок зерновых культур Италии.
Ответственный исполнитель: отраслевые объединения.
Документ: свидетельство о государственной регистрации.
Ожидаемый результат: экспорт новых товаров.
3. Проведение переговоров с ЕС по вопросам отмены квотирования поставок зерна в страны ЕС как противоречащих духу и нормам права ВТО или о выделении России квоты в объеме не менее 1,5 млн тонн.
Ответственный исполнитель: Минсельхоз России, Минэкономразвития России, МИД России.
Документ: соглашение.
Ожидаемый результат: расширение поставок в ЕС.
4. Модернизация перевалочных мощностей в Азово-Черноморском бассейне.
Ответственный исполнитель: Минтранс России, отраслевые объединения.
Документ: стратегия развития зернового производства.
Ожидаемый результат: расширение экспорта.
5. Проведение конгрессных мероприятий для расширения контактов внутри бизнес-сообщества.
Ответственный исполнитель: РЭЦ, Минсельхоз России, отраслевые объединения.
Документ: программа РЭЦ и Минсельхоза России.
Ожидаемый результат: расширение прямых контактов между представителями бизнес-сообщества, рост поставок.
Локальная отраслевая программа: ЗЕР9
Отрасль АПК: зерновая
Продукция: пшеница, кукуруза, ячмень
Страны-импортеры: государства - члены ЕС
Пример отраслевой программы: см. ЛОП ЗЕР2
Условия экспорта в страны-импортеры: см. ЛОП ЗЕР8
Объемы экспорта российского зерна Польшей несущественны, и ее выделение как самостоятельного объекта экспорта нецелесообразно, в то же время существенный интерес представляют Нидерланды, Греция, Албания, Латвия, Испания, Кипр, Норвегия. Суммарный объем экспорта российского зерна в эти страны составляет в текущем сезоне 1,2 млн тонн.
Мероприятия по развитию экспорта данного вида продукции АПК в данные страны-импортеры:
1. Формирование Балтийского Зернового коридора (Усть-Луга и Калининград) для поставок зерна в Северную Европу.
Ответственный исполнитель: Минтранс России, РЖД, Агроэкспорт, отраслевые объединения, представители бизнес-сообщества.
Ожидаемый результат: снижение логистических ограничений, рост экспорта зерновых, создание новых экспортных зон.
2. Проведение переговоров с ЕС по вопросам отмены квотирования поставок зерна в страны ЕС как противоречащих духу и нормам права ВТО или о выделении России страной квоты в объеме не менее 1,5 млн тонн.
Ответственный исполнитель: Минсельхоз России, Минэкономразвития России, МИД России.
Документ: соглашение.
Ожидаемый результат: увеличение экспорта зерновых в ЕС.
3. Модернизация перевалочных мощностей в Азово-Черноморском бассейне.
Ответственный исполнитель: Минтранс России, отраслевые объединения.
Документ: стратегия развития зернового производства.
Ожидаемый результат: расширение экспорта зерновых.
4. Проведение конгрессных мероприятий для расширения контактов внутри бизнес-сообщества.
Ответственный исполнитель: РЭЦ, Минсельхоз России, отраслевые объединения.
Документ: программа РЭЦ и Минсельхоза России.
Ожидаемый результат: расширение прямых контактов между представителями бизнес-сообщества, рост экспорта зерновых.
Локальная отраслевая программа: ЗЕР10
Отрасль АПК: зерновая
Продукция: пшеница, кукуруза, ячмень
Страна-импортер: Иран
Пример отраслевой программы: см. ЛОП ЗЕР3
Условия экспорта в страну-импортер:
Иран логистически близкий и емкий рынок сбыта, объемы потенциального импорта ячменя оцениваются в 1,5-2 млн тонн, кукурузы - 4 млн тонн, пшеницы - 5 млн тонн. Основными ограничителями являются требование к отсутствию болезней и вредителей в зерне, перманентные ограничения импорта в период до полной оценки собранного урожая, высокие таможенные пошлины. В настоящее время из России поставляется 1,5-2,8 млн тонн зерна. В перспективе после 2020 года, когда в полной мере заработает транспортный железнодорожный коридор "Север - Юг" и когда произойдет полное смыкание железных дорог России, Азербайджана и Ирана, будут созданы предпосылки для масштабного транзита зерна через Иран в Персидский залив в размере до 3,5 млн тонн.
Таблица 11. Ключевые показатели эффективности (КПЭ)
Наименование КПЭ |
Ед. изм. |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
Стоимостной потенциал экспорта по данному виду продукции АПК в страну-импортер |
млн долл. США |
397,5 |
495 |
570 |
Товарный потенциал экспорта по данному виду продукции АПК в страну-импортер |
тыс. тонн |
1 700 |
2 150 |
2 500 |
Источник: Российский зерновой союз
Мероприятия по развитию экспорта данного вида продукции АПК в данную страну-импортер:
1. Завершение строительства западного коридора "Север-Юг" с выходом на Бендер-Аббас.
Ответственный исполнитель: РЖД, Агроэкспорт, отраслевые объединения.
Документ: прейскурант РЖД.
Ожидаемый результат: снижение логистических ограничений, рост экспорта зерна, создание условий для транзита российского зерна в страны Персидского залива и Индостана.
2. Создание перевалочного терминала в Астаре (Иран):
Ответственный исполнитель: РЖД, отраслевые объединения, представители бизнес-сообщества.
Документ: соглашение.
Ожидаемый результат: снижение логистических ограничений, рост экспорта зерна, создание условий для транзита российского зерна в страны Персидского залива и Индостана.
3. Проведение переговоров по оптимизации и согласованию фитосанитарных требований к зерну, включая снятие нормы нулевой амброзии.
Ответственный исполнитель: Минсельхоз России, Россельхознадзор.
Документ: протокол.
Ожидаемый результат: стабильный экспорт зерна.
4. Снятие ограничений при экспорте российского зерна в Иран, включая выделение квот на период ограничения импорта.
Ответственный исполнитель: Минсельхоз России, МИД России, Минэкономразвития России.
Документ: соглашение.
Ожидаемый результат: стабильный экспорт зерна.
5. Включение вопросов развития поставок зерна в программу межгосударственных переговоров.
Ответственный исполнитель: Минсельхоз России, МИД России.
Ожидаемый результат: создание условий для расширения экспорта зерна.
6. Проведение конгрессных мероприятий для расширения контактов внутри бизнес-сообщества.
Ответственный исполнитель: РЭЦ, Минсельхоз России, отраслевые объединения.
Документ: программа РЭЦ и Минсельхоза России.
Ожидаемый результат: расширение прямых контактов между представителями бизнес-сообщества, рост экспорта зерна.
7. Проведение переговоров о создании зернового хаба в Бендер-Аббасе для поставок зерна в страны Персидского залива и Индостана.
Ответственный исполнитель: РЭЦ, Минсельхоз России, Агроэкспорт, отраслевые объединения.
Документ: соглашение.
Ожидаемый результат: расширение прямых контактов, рост экспорта зерна.
8. Предоставление связанных кредитов стране-импортеру и государственных гарантий поставщикам.
Ответственный исполнитель: РЭЦ.
Документ: постановление Правительства Российской Федерации.
Ожидаемый результат: рост экспорта зерна.
Локальная отраслевая программа: ЗЕР11
Отрасль АПК: зерновая
Продукция: пшеница
Страна-импортер: Ирак
Пример отраслевой программы: см. ЛОП ЗЕР3
Условия экспорта в страну-импортер:
Ирак - один из крупнейших импортеров зерна, рынок которого был утрачен Россией из-за несогласованности фитосанитарных требований, в том числе по головне. Емкость рынка пшеницы - 3,5 млн тонн и имеет тенденцию к росту до 4,5-5 млн тонн. Увеличение доли России будет зависеть от успешности переговоров по фитосанитарным требованиям и методам их определения.
Таблица 12. Ключевые показатели эффективности (КПЭ)
Наименование КПЭ |
Ед. изм. |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
Стоимостной потенциал экспорта по данному виду продукции АПК в страну-импортер |
млн долл. США |
175 |
262,5 |
350 |
Товарный потенциал экспорта по данному виду продукции АПК в страну-импортер |
тыс. тонн |
1 000 |
1 500 |
2 000 |
Источник: Российский зерновой союз
Мероприятия по развитию экспорта данного вида продукции АПК в данную страну-импортер:
1. Проведение переговоров по оптимизации и согласованию фитосанитарных требований к зерну, включая снятие нормы нулевой амброзии.
Ответственный исполнитель: Россельхознадзор.
Документ: протокол.
Ожидаемый результат: восстановление экспорта зерна в Ирак.
2. Включение вопросов развития поставок зерна в программу межгосударственных переговоров.
Ответственный исполнитель: Минсельхоз России, МИД России.
Ожидаемый результат: создание условий для расширения экспорта зерна.
3. Проведение конгрессных мероприятий для расширения контактов внутри бизнес-сообщества.
Ответственный исполнитель: РЭЦ, Минсельхоз России, отраслевые объединения.
Документ: программа РЭЦ и Минсельхоза России.
Ожидаемый результат: расширение прямых контактов между представителями бизнес-сообщества, рост экспорта зерна.
4. Создание специальной программы финансирования и поставок образцов сельскохозяйственной продукции для потенциальных клиентов за рубежом, что будет дополнять мероприятия РЭЦ по поддержке сертификации объектов потенциального экспорта.
Ответственный исполнитель: РЭЦ.
Документ: постановление Правительства Российской Федерации.
Ожидаемый результат: расширение доступа на внутренний рынок.
5. Модернизация перевалочных мощностей в Азово-Черноморском бассейне.
Ответственный исполнитель: Минтранс России, отраслевые объединения.
Документ: стратегия развития зернового производства.
Ожидаемый результат: расширение экспорта зерна.
Локальная отраслевая программа: ЗЕР12
Отрасль АПК: зерновая
Продукция: пшеница, кукуруза, ячмень
Страна-импортер: Объединенные Арабские Эмираты
Пример отраслевой программы: см. ЛОП ЗЕР2
Условия экспорта в страну-импортер:
ОАЭ импортируют около 1 млн тонн пшеницы и до 0,5 млн тонн кукурузы, налажены устойчивые торговые связи по поставкам пшеницы, потенциально можно стимулировать создание зернового хаба и организацию производства муки в качестве альтернативы Турции.
Таблица 13. Ключевые показатели эффективности (КПЭ)
Наименование КПЭ |
Ед. изм. |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
Стоимостной потенциал экспорта по данному виду продукции АПК в страну-импортер |
млн долл. США |
108,75 |
125 |
148,75 |
Товарный потенциал экспорта по данному виду продукции АПК в страну-импортер |
тыс. тонн |
650 |
800 |
1 000 |
Источник: Российский зерновой союз
Мероприятия по развитию экспорта данного вида продукции АПК в данную страну-импортер:
1. Завершение строительства западного коридора "Север-Юг" с выходом на Бендер-Аббас.
Ответственный исполнитель: РЖД, отраслевые объединения, представители бизнес-сообщества.
Документ: прейскурант РЖД.
Ожидаемый результат: снижение логистических ограничений, рост экспорта зерна, создание условий для транзита российского зерна в страны Персидского залива и Индостана.
2. Создание современных мощностей по перевалке зерна в Персидском заливе.
Ответственный исполнитель: РЭЦ, отраслевые объединения, представители бизнес-сообщества.
Ожидаемый результат: создание условий для расширения экспорта зерна.
3. Проведение конгрессных мероприятий для расширения контактов внутри бизнес-сообщества.
Ответственный исполнитель: РЭЦ, Минсельхоз России, отраслевые объединения.
Документ: программа РЭЦ и Минсельхоза России.
Ожидаемый результат: расширение прямых контактов между представителями бизнес-сообщества, рост экспорта зерна.
4. Модернизация перевалочных мощностей в Азово-Черноморском бассейне.
Ответственный исполнитель: Минтранс России, отраслевые объединения.
Документ: стратегия развития зернового производства.
Ожидаемый результат: расширение экспорта зерна.
5. Включение вопросов развития поставок зерна в программу межгосударственных переговоров.
Ответственный исполнитель: Минсельхоз России, МИД России.
Ожидаемый результат: создание условий для расширения экспорта зерна.
Локальная отраслевая программа: ЗЕР13
Отрасль АПК: зерновая
Продукция: пшеница, кукуруза, ячмень, зернобобовые
Страна-импортер: Израиль
Пример отраслевой программы: см. ЛОП ЗЕР2
Условия экспорта в страну-импортер:
Израиль - стабильный импортёр зерновых культур из России, объем импорта пшеницы составляет 1,5-1,8 млн тонн. Российский импорт зерна в настоящее время находится на уровне 0,5-0,6 млн тонн. Потенциально доля России может быть увеличена.
Таблица 14. Ключевые показатели эффективности (КПЭ)
Наименование КПЭ |
Ед. изм. |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
Стоимостной потенциал экспорта по данному виду продукции АПК в страну-импортер |
млн долл. США |
138,5 |
158,5 |
187,5 |
Товарный потенциал экспорта по данному виду продукции АПК в страну-импортер |
тыс. тонн |
760 |
860 |
1 010 |
Источник: Российский зерновой союз
Мероприятия по развитию экспорта данного вида продукции АПК в данную страну-импортер:
1. Создание и продвижение брэнда российской экологически чистой продукции для продвижения на рынок зерновых Израиля.
Ответственный исполнитель: Минсельхоз России.
Документ: свидетельство о государственной регистрации.
Ожидаемый результат: создание новых ниш экспортной продукции.
2. Проведение конференций для расширения контактов внутри бизнес-сообщества.
Ответственный исполнитель: РЭЦ, Минсельхоз России, отраслевые объединения.
Документ: программа РЭЦ и Минсельхоза России.
Ожидаемый результат: расширение прямых контактов между представителями бизнес-сообщества, рост экспорта зерна.
3. Модернизация перевалочных мощностей в Азово-Черноморском бассейне.
Ответственный исполнитель: Минтранс России, отраслевые объединения.
Документ: стратегия развития зернового производства.
Ожидаемый результат: расширение экспорта зерна.
4. Включение вопросов развития поставок зерна в программу межгосударственных переговоров:
Ответственный исполнитель: Минсельхоз России, МИД России.
Ожидаемый результат: создание условий для расширения экспорта зерна.
Локальная отраслевая программа: ЗЕР14
Отрасль АПК: зерновая
Продукция: пшеница, кукуруза, ячмень
Страна-импортер: Турция
Пример отраслевой программы: см. ЛОП ЗЕР2
Условия экспорта в страну-импортер:
Второй по объемам покупатель российской пшеницы и первый - зернобобовых культур. Объем импорта пшеницы в среднем - 4,4 млн тонн в год, а кукурузы - более 1 млн тонн в год с тенденцией к росту. Основная задача - стабилизация объемов экспорта из России.
Таблица 15. Ключевые показатели эффективности (КПЭ)
Наименование КПЭ |
Ед. изм. |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
Стоимостной потенциал экспорта по данному виду продукции АПК в страну-импортер |
млн долл. США |
1 435,5 |
1 571,2 |
1 720 |
Товарный потенциал экспорта по данному виду продукции АПК в страну-импортер |
тыс. тонн |
4 675 |
5 180 |
5 700 |
Источник: Российский зерновой союз
Мероприятия по развитию экспорта данного вида продукции АПК в данную страну-импортер:
1. Стабилизации торговых отношений, исключение возможности непрогнозируемых действий турецкой стороны.
Ответственный исполнитель: Минсельхоз России, Минэкономразвития России, Россельхознадзор.
Ожидаемый результат: обеспечение стабильного экспорта зерна.
2. Использование Западного железнодорожного коридора для поставок зерна через Грузию в район Карса, где сосредоточено до 30% мукомольных мощностей.
Ответственный исполнитель: РЖД.
Ожидаемый результат: стабилизация и диверсификация каналов экспорта зерна.
3. Проведение конгрессных мероприятий для расширения контактов внутри бизнес-сообщества.
Ответственный исполнитель: РЭЦ, Минсельхоз России, отраслевые объединения.
Документ: программа РЭЦ и Минсельхоза России.
Ожидаемый результат: расширение прямых контактов между представителями бизнес-сообщества, рост экспорта зерна.
4. Модернизация перевалочных мощностей в Азово-Черноморском бассейне.
Ответственный исполнитель: Минтранс России, отраслевые объединения.
Документ: стратегия развития зернового производства.
Ожидаемый результат: расширение экспорта зерна.
5. Включение вопросов развития поставок зерна в программу межгосударственных переговоров.
Ответственный исполнитель: Минсельхоз России, МИД России.
Ожидаемый результат: создание условий для расширения экспорта зерна.
Локальная отраслевая программа: ЗЕР15
Отрасль АПК: зерновая
Продукция: пшеница, кукуруза, ячмень
Страна-импортер: Саудовская Аравия
Пример отраслевой программы: см. ЛОП ЗЕР2
Условия экспорта в страну-импортер:
Саудовская Аравия является крупным, платежеспособным покупателем с объемами импорта: кукурузы - 3-4 млн тонн, пшеницы - 3,6-4,5 млн тонн, ячменя - 8,3-8,5 млн тонн. Собственное производство практически свернуто. Страна находится под сильным давлением США и Австралии как поставщиков зерновых. Кроме того, наблюдается высокий уровень конкуренции с Украиной на рынке ячменя.
Таблица 16. Ключевые показатели эффективности (КПЭ)
Наименование КПЭ |
Ед. изм. |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
Стоимостной потенциал экспорта по данному виду продукции АПК в страну-импортер |
млн долл. США |
353 |
473,5 |
627 |
Товарный потенциал экспорта по данному виду продукции АПК в страну-импортер, в том числе |
тыс. тонн |
2 200 |
2 950 |
3 900 |
Источник: Российский зерновой союз
Мероприятия по развитию экспорта данного вида продукции АПК в данную страну-импортер:
1. Создание специальной программы финансирования и поставок образцов сельскохозяйственной продукции для потенциальных клиентов за рубежом.
Ответственный исполнитель: РЭЦ.
Документ: постановление Правительства Российской Федерации.
Ожидаемый результат: расширение возможностей доступа продукции на внутренний рынок.
2. Проведение конгрессных мероприятий для расширения контактов внутри бизнес-сообщества.
Ответственный исполнитель: РЭЦ, Минсельхоз России, отраслевые объединения.
Документ: программа РЭЦ и Минсельхоза России.
Ожидаемый результат: расширение прямых контактов между представителями бизнес-сообщества, рост экспорта зерна.
3. Модернизация перевалочных мощностей в Азово-Черноморском бассейне.
Ответственный исполнитель: Минтранс России, отраслевые объединения.
Документ: стратегия развития зернового производства.
Ожидаемый результат: расширение экспорта зерна.
4. Включение вопросов развития поставок зерна в программу межгосударственных переговоров.
Ответственный исполнитель: Минсельхоз России, МИД России.
Ожидаемый результат: создание условий для расширения экспорта зерновых.
Локальная отраслевая программа: ЗЕР16
Отрасль АПК: зерновая
Продукция: пшеница, кукуруза, ячмень, рис
Страна-импортер: Египет
Пример отраслевой программы: см. ЛОП ЗЕР3
Условия экспорта в страну-импортер:
Крупнейший мировой импортер пшеницы, с которым Россия имеет существенные и прочные торговые связи. В перспективе объемы импорта не будут существенно расти, и основной задачей является сохранение завоеванных позиций на уровне 60-65% от общего объема импорта пшеницы, или 5,5-7 млн тонн пшеницы ежегодно. Необходимо усилить активность на рынке импорта кукурузы в Египет, который оценивается в 2,5-2,8 млн тонн, доведя поставки до 700-800 тыс. тонн.
Таблица 17. Ключевые показатели эффективности (КПЭ)
Наименование КПЭ |
Ед. изм. |
2018 г. |
2019 г. |
2020 |
Стоимостной потенциал экспорта по данному виду продукции АПК в страну-импортер |
млн долл. США |
1 007,5 |
1 125 |
1 155 |
Товарный потенциал экспорта: пшеница |
тыс. тонн |
5 500 |
6 000 |
6 000 |
Товарный потенциал экспорта: ячмень |
тыс. тонн |
100 |
100 |
100 |
Товарный потенциал экспорта: кукуруза |
тыс. тонн |
200 |
400 |
600 |
Источник: Российский зерновой союз
Мероприятия по развитию экспорта данного вида продукции АПК в данную страну-импортер:
1. Постоянное взаимодействие Россельхознадзора и соответствующих служб Египта, чтобы исключить возможность введения новых фитосанитарных барьеров.
Ответственный исполнитель: РЭЦ, Россельхознадзор, отраслевые объединения.
Документ: соглашение.
Ожидаемый результат: расширение прямых контактов между представителями бизнес-сообщества, рост экспорта зерна.
2. Модернизация перевалочных мощностей в Азово-Черноморском бассейне.
Ответственный исполнитель: Минтранс России, отраслевые объединения.
Документ: стратегия развития зернового производства.
Ожидаемый результат: расширение экспорта зерна.
3. Включение вопросов развития поставок зерна в программу межгосударственных переговоров.
Ответственный исполнитель: Минсельхоз России, МИД России.
Ожидаемый результат: создание условий для расширения экспорта зерна.
Локальная отраслевая программа: ЗЕР17
Отрасль АПК: зерновая
Продукция: пшеница, кукуруза
Страны-импортеры: Ливия, Марокко, Алжир, Тунис, Мавритания
Пример отраслевой программы: см. ЛОП ЗЕР3
Условия экспорта в страны-импортеры:
Указанные страны являются крупными импортерами пшеницы и кукурузы, общий объем закупок пшеницы составляет 10-11 млн тонн, кукурузы - 6 млн тонн. Эти страны-импортеры находятся под сильным влиянием поставок из Франции, что ограничивает возможности российских поставок. Крупнейшими покупателями в настоящее время являются Марокко - 880 тыс. тонн, Ливия - 580 тыс. тонн.
Таблица 18. Ключевые показатели эффективности (КПЭ)
Наименование КПЭ |
Ед. изм. |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
Стоимостной потенциал экспорта по данному виду продукции АПК в страны-импортеры |
млн долл. США |
350 |
437,5 |
525 |
Товарный потенциал экспорта: пшеница |
тыс. тонн |
2 000 |
2 500 |
3 000 |
Источник: Российский зерновой союз
Мероприятия по развитию экспорта данного вида продукции АПК в данные страны-импортеры:
1. Проведение переговоров о создании зернового хаба для обеспечения стабильных региональных поставок.
Ответственный исполнитель: Минсельхоз России, Россельхознадзор, РЭЦ, отраслевые объединения.
Документ: соглашение.
Ожидаемый результат: выход на новые рынки.
2. Создание специальной программы финансирования и поставок образцов сельскохозяйственной продукции для потенциальных клиентов за рубежом.
Ответственный исполнитель: РЭЦ.
Документ: постановление Правительства Российской Федерации.
Ожидаемый результат: расширение доступа продукции на внутренний рынок.
3. Проведение конгрессных мероприятий для расширения контактов внутри бизнес-сообщества.
Ответственный исполнитель: РЭЦ, Минсельхоз России, отраслевые объединения.
Документ: программа РЭЦ и Минсельхоза России.
Ожидаемый результат: расширение прямых контактов между представителями бизнес-сообщества, рост экспорта зерна.
4. Модернизация перевалочных мощностей в Азово-Черноморском бассейне.
Ответственный исполнитель: Минтранс России, отраслевые объединения.
Документ: стратегия развития зернового производства.
Ожидаемый результат: расширение экспорта зерна.
5. Включение вопросов развития поставок зерна в программу межгосударственных переговоров.
Ответственный исполнитель: Минсельхоз России, МИД России.
Ожидаемый результат: создание условий для расширения экспорта зерна.
6. Предоставление связанных кредитов стране-импортеру и государственных гарантий поставщикам.
Ответственный исполнитель: РЭЦ, Минсельхоз России, МИД России, отраслевые объединения.
Документ: постановление Правительства Российской Федерации.
Ожидаемый результат: расширение экспорта зерна.
Локальная отраслевая программа: ЗЕР18
Отрасль АПК: зерновая
Продукция: пшеница, кукуруза
Страны-импортеры: Йемен, Судан, Сомали, Оман, Эритрея, Эфиопия
Пример отраслевой программы: см. ЛОП ЗЕР18
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "ЛОП ЗЕР3"
Условия экспорта в страны-импортеры:
Страны этого региона являются классическими зернодефицитными покупателями, с ограниченными финансовыми ресурсами, остро заинтересованными в поставках пшеницы среднего качества для производства традиционных видов хлеба. Имеют стабильные и долгосрочные контакты по поставкам зерна из России. Крупнейшими покупателями являются Судан - 880 тыс. тонн и Йемен - 1,1 млн тонн. Потенциально рост может составить до 3-4 млн тонн зерновых, в первую очередь пшеницы.
Таблица 19. Ключевые показатели эффективности (КПЭ)
Наименование КПЭ |
Ед. изм. |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
Стоимостной потенциал экспорта по данному виду продукции АПК в страны-импортеры |
млн долл. США |
437,5 |
490 |
525 |
Товарный потенциал экспорта: пшеница |
тыс. тонн |
2 500 |
2 800 |
3 000 |
Источник: Российский зерновой союз
Мероприятия по развитию экспорта данного вида продукции АПК в данные страны-импортеры:
1. Проведение переговоров о создании зернового хаба для обеспечения стабильных региональных поставок.
Ответственный исполнитель: Минсельхоз России, Россельхознадзор, РЭЦ, отраслевые объединения.
Документ: соглашение.
Ожидаемый результат: выход на новые рынки.
2. Создание специальной программы финансирования и поставок образцов сельскохозяйственной продукции для потенциальных клиентов за рубежом.
Ответственный исполнитель: РЭЦ.
Документ: постановление Правительства Российской Федерации.
Ожидаемый результат: расширение доступа продукции на внутренний рынок.
3. Проведение конференций для расширения контактов внутри бизнес-сообщества.
Ответственный исполнитель: РЭЦ, Минсельхоз России, отраслевые объединения.
Документ: программа РЭЦ и Минсельхоза России.
Ожидаемый результат: расширение прямых контактов между представителями бизнес-сообщества, рост экспорта зерна.
4. Модернизация перевалочных мощностей в Азово-Черноморском бассейне.
Ответственный исполнитель: Минтранс России, отраслевые объединения.
Документ: стратегия развития зернового производства.
Ожидаемый результат: расширение экспорта зерна.
5. Включение вопросов развития поставок зерна в программу межгосударственных переговоров.
Ответственный исполнитель: Минсельхоз России, МИД России.
Ожидаемый результат: создание условий для расширения экспорта зерна.
Локальная отраслевая программа: ЗЕР19
Отрасль АПК: зерновая
Продукция: пшеница, кукуруза
Страны-импортеры: государства Африки южнее Сахары
Пример отраслевой программы: см. ЛОП ЗЕР3
Условия экспорта в страны-импортеры:
Регионы с наиболее высокими перспективами роста потребления зерновых товаров. Импорт пшеницы - 14-16 млн тонн, к 2025 году - до 20 млн тонн пшеницы, а кукурузы - 11-14 млн тонн соответственно. Крупнейшие покупатели российского зерна в настоящее время: Нигерия - 0,5 млн тонн, Кения - 0,44 млн тонн, Танзания - 0,27 млн тонн и Сенегал - 0,26 млн тонн.
Таблица 20. Ключевые показатели эффективности (КПЭ)
Наименование КПЭ |
Ед. изм. |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
Стоимостной потенциал экспорта по данному виду продукции АПК в страны-импортеры |
млн долл. США |
612,5 |
700 |
875 |
Товарный потенциал экспорта: пшеница |
тыс. тонн |
3 500 |
4 000 |
5 000 |
Источник: Российский зерновой союз
Мероприятия по развитию экспорта данного вида продукции АПК в данные страны-импортеры:
1. Проведение переговоров о создании зернового хаба для обеспечения стабильных региональных поставок.
Ответственный исполнитель: Минсельхоз России, Россельхознадзор, РЭЦ, отраслевые объединения.
Документ: соглашение.
Ожидаемый результат: выход на новые рынки.
2. Создание специальной программы финансирования и поставок образцов сельскохозяйственной продукции для потенциальных клиентов за рубежом.
Ответственный исполнитель: РЭЦ.
Документ: постановление Правительства Российской Федерации.
Ожидаемый результат: расширение доступа продукции на внутренний рынок.
3. Проведение конгрессных мероприятий для расширения контактов внутри бизнес-сообщества.
Ответственный исполнитель: РЭЦ, Минсельхоз России, отраслевые объединения.
Документ: программа РЭЦ и Минсельхоза России.
Ожидаемый результат: расширение прямых контактов между представителями бизнес-сообщества, рост экспорта зерна.
4. Модернизация перевалочных мощностей в Азово-Черноморском бассейне.
Ответственный исполнитель: Минтранс России, отраслевые объединения.
Документ: стратегия развития зернового производства.
Ожидаемый результат: расширение экспорта зерна.
5. Включение вопросов развития поставок зерна в программу межгосударственных переговоров.
Ответственный исполнитель: Минсельхоз России, МИД России.
Ожидаемый результат: создание условий для расширения экспорта зерна.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.