Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 12 октября 2017 г. N 71-АПГ17-5
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Никифорова С.Б.
при секретаре Сметаниной Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Смыкодуб В.В. об оспаривании в части нормативного правового акта - Правил землепользования и застройки муниципального образования "Пионерский городской округ" по апелляционной жалобе Смыкодуб В.В. на решение Калининградского областного суда от 29 мая 2017 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
Смыкодуб В.В. обратился в Калининградский областной суд с административным исковым заявлением о признании не действующими Правил землепользования и застройки муниципального образования "Пионерский городской округ", утверждённых решением Совета депутатов Пионерского городского округа от 25 ноября 2010 г. N 107 в части описания предельных параметров земельных участков для садовых и дачных домов для зон Ж-5 (Зона садоводств и дачных участков) и Ж-6 (Зона садоводств, дачных участков, индивидуальных жилых домов).
Решением Калининградского областного суда от 29 мая 2017 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Не согласившись с решением суда, Смыкодуб В.В. обратился в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное толкование норм материального права и нарушение норм процессуального права.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокуратурой Калининградской области представлены возражения.
В судебное заседание представители административного истца, Окружного Совета депутатов Пионерского городского округа, прокуратуры Калининградской области, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства, не явились. В адрес Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от Смыкодуб В.В. поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие; от Окружного Совета депутатов Пионерского городского округа поступило аналогичное ходатайство. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Муниципальное образование "Пионерский городской округ" наделено статусом городского округа статьёй 1 Закона Калининградской области от 31 марта 2004 г. N 374 "О наделении муниципального образования "Город Пионерский" статусом городского округа".
В силу пункта 1 статьи 16 Устава муниципального образования "Пионерский городской округ" окружной Совет депутатов Пионерского городского округа является представительным органом городского округа.
Согласно пункту 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункту 3 части 3 статьи 8 и части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункту 26 части 1 статьи 4 Устава муниципального образования "Пионерский городской округ" утверждение правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительным органом местного самоуправления городского округа принимаются муниципальные правовые акты.
Решением Совета депутатов Пионерского городского округа от 25 ноября 2010 г. N 107 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "Пионерский городской округ" утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования "Пионерский городской округ".
Данный нормативный правовой акт опубликован в газете "Новости Пионерского" 17 февраля 2011 г. и вступил в силу с момента опубликования.
Названными Правилами землепользования и застройки в параметрах разрешённого строительного изменения объектов недвижимости разделов Ж-5 (Зона садоводств и дачных участков), Ж-6 (Зона садоводств, дачных участков, индивидуальных жилых домов) установлены предельные площади земельных участков для садовых и дачных домов в размере 400-600 кв.м.
Как следует из материалов дела, Смыкодуб В.В. принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером ..., общей площадью 646 кв.м, по адресу: ...; категория земель - земли населённых пунктов, разрешённое использование - садоводство.
1 августа 2016 г. Смыкодуб В.В. обратился в администрацию Пионерского городского округа с заявлением о перераспределении указанного земельного участка путем его увеличения за счет прирезки смежного земельного участка площадью 28 кв. м, находящегося в муниципальной собственности.
Администрацией Пионерского городского округа Калининградской области в удовлетворении заявления Смыкодуб В.В. отказано на том основании, что испрашиваемый земельный участок расположен в пределах второй и третьей зоны округа санитарной охраны города-курорта Светлогорска и относится к землям особо охраняемых территорий, в отношении которых установлен запрет на отчуждение; так же указывалось на то, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования "Пионерский городской округ", утверждёнными решением Совета депутатов Пионерского городского округа от 25 ноября 2010 г. N 107, максимальная площадь земельных участков, предназначенных для садоводства, определена в размере 600 кв.м, и вновь образуемый земельный участок с кадастровым номером ... будет превышать этот размер.
Смыкодуб В.В. обжаловал отказ администрации Пионерского городского округа в перераспределении земельного участка в судебном порядке.
Решением Светлогорского городского суда Калининградской области от 24 января 2017 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 26 апреля 2017 г., в удовлетворении административного искового заявления Смыкодуб В.В. отказано.
Обратившись в суд с настоящим административным исковым заявлением, Смыкодуб В.В. ссылался на то, что оспариваемые Правила землепользования и застройки в части установления предельных размеров земельных участков противоречат действующему земельному законодательству, поскольку с 1 марта 2015 г. органы местного самоуправления устанавливать предельные размеры земельных участков не вправе.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что данные правоотношения регулируются нормами градостроительного законодательства; Правила землепользования и застройки в оспариваемой части приняты в пределах полномочий административного ответчика, по вопросам, отнесенным к его компетенции, официально опубликованы для всеобщего сведения, порядок подготовки проекта Правил и его утверждения соблюден.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда и отклоняет доводы апелляционной жалобы как несостоятельные, исходя из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Из пункта 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) следует, что правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
В соответствии с пунктом 9 статьи 1 ГрК РФ градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, и др.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 38 ГрК РФ предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства включают в себя предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь.
Таким образом, органом муниципального образования в соответствии с нормами градостроительного законодательства определена максимальная площадь земельного участка, предназначенного для садоводства.
Ссылки административного истца в апелляционной жалобе на Федеральный закон от 10 января 2006 г. N 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" не могут быть приняты во внимание, поскольку закон регулирует отношения, возникающие в связи с созданием, функционированием и прекращением функционирования Особой экономической зоны в Калининградской области в целях ускорения ее социально-экономического развития, на территории которой действует специальный правовой режим осуществления хозяйственной, производственной, инвестиционной деятельности, применяется процедура свободной таможенной зоны. Однако, положения данного Федерального закона ни земельные отношения, ни градостроительную деятельность не регулируют.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона Калининградской области от 21 декабря 2006 г. N 105 "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Калининградской области" регулирование земельных отношений в Калининградской области осуществляют, в том числе органы местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области.
Согласно пункту 5 статьи 15 указанного Закона до утверждения в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки для целей образования и предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, применяются установленные до дня вступления в силу Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в соответствии со статьей 33 Земельного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков.
Таким образом, после исключения из Земельного кодекса Российской Федерации статьи 33 предельные размеры земельных участков для целей регулирования градостроительной деятельности устанавливаются правилами землепользования и застройки.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Калининградского областного суда от 29 мая 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Смыкодуб Владимира Викторовича - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Никифоров С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 12 октября 2017 г. N 71-АПГ17-5
Текст определения официально опубликован не был