Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 28 сентября 2017 г. N 65-АПГ17-4
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Никифорова С.Б.
при секретаре Холодцовой Ю.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Еврейской автономной области о признании недействующими приказов Комитета тарифов и цен Правительства Еврейской автономной области от 28 ноября 2006 г. N 26/1-п "Об установлении тарифов на хранение задержанных транспортных средств на территории Еврейской автономной области, за исключением муниципального образования "Город Биробиджан" (в редакции от 6 мая 2013 г.) и от 6 мая 2013 г. N 13/3-п "Об установлении тарифов на хранение задержанных транспортных средств на территории муниципального образования "Город Биробиджан" (в редакции от 30 января 2015 г.) по апелляционной жалобе Комитета тарифов и цен Правительства Еврейской автономной области на решение Суда Еврейской автономной области от 25 мая 2017 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
прокурор Еврейской автономной области обратился в Суд Еврейской автономной области с административными исковыми заявлениями, объединенные судом в одно административное исковое производство, о признании недействующими приказов Комитета тарифов и цен Правительства Еврейской автономной области (далее - Комитет) от 28 ноября 2006 г. N 26/1-п "Об установлении тарифов на хранение задержанных транспортных средств на территории Еврейской автономной области, за исключением муниципального образования "Город Биробиджан" (в редакции от 6 мая 2013 г.) и от 6 мая 2013 г. N 13/3-п "Об установлении тарифов на хранение задержанных транспортных средств на территории муниципального образования "Город Биробиджан" (в редакции от 30 января 2015 г.), сославшись на их противоречие части 11 статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), Методическим указаниям по расчету тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств и установлению сроков оплаты, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы от 15 августа 2016 г. N 1145/16.
Решением Суда Еврейской автономной области от 25 мая 2017 г. административное исковое заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе Комитет ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм права, просит отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
Прокуратура Еврейской автономной области представила возражения на апелляционную жалобу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены судебного акта.
Приказами Комитета от 28 ноября 2006 г. N 26/1-п (в редакции от 6 мая 2013 г.) "Об установлении тарифов на хранение задержанных транспортных средств на территории Еврейской автономной области, за исключением муниципального образования "Город Биробиджан" и от 6 мая 2013 г. N 13/3-п (в редакции от 30 января 2015 г.) "Об установлении тарифов на хранение задержанных транспортных средств на территории муниципального образования "Город Биробиджан" установлены тарифы на хранение задержанных транспортных средств соответственно на территории Еврейской автономной области и на территории муниципального образования "Город Биробиджан".
Приказ от 28 ноября 2006 г. N 26/1-п опубликован 19 декабря 2006 г. в издании "Биробиджанер штерн", N 94, изменения, внесенные приказом от 24 июля 2008 г. N 8/6-п, опубликованы 5 августа 2008 г. в издании "Биробиджанер штерн", N 57, изменения, внесенные приказом от 6 мая 2013 г. N 13/3-п, опубликованы 8 мая 2013 г. в издании "Биробиджанская звезда", N 33.
Приказ от 6 мая 2013 г. N 13/3-п опубликован 8 мая 2013 г. в издании "Биробиджанская звезда", N 33, изменения, внесенные приказом от 30 января 2015 г. N 3/5-п, опубликованы 4 февраля 2015 г. в издании "Биробиджанская звезда", N 7.
Указанные приказы вступили в силу со дня официального опубликования.
В силу части 10 статьи 27.13 КоАП РФ законом субъекта Российской Федерации устанавливается порядок перемещения транспортных средств на специализированную автостоянку, их хранения, оплаты соответствующих расходов.
Во исполнение предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий представительным органом Еврейской автономной области принят Закон Еврейской автономной области от 27 июня 2012 г. N 82-ОЗ "О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения оплаты стоимости перемещения и хранения, а также возврата задержанных транспортных средств".
Согласно пункту 1 статьи 4 названного Закона плата за перемещение и хранение задержанного транспортного средства рассчитывается исходя из тарифов, установленных органом исполнительной власти области, уполномоченным правительством области.
Постановлением Правительства Еврейской автономной области от 29 июня 2012 г. N 305-пп (в редакции от 19 декабря 2016 г.) органом, определяющим базовый уровень тарифов на перемещение и хранение задержанного транспортного средства, устанавливающим тарифы на перемещение и хранение задержанных транспортных средств и сроки их оплаты, определен Комитет тарифов и цен Правительства Еврейской автономной области.
Обязательность проведения торгов по выбору исполнителя услуг на перемещение и хранение задержанных транспортных средств ранее действовавшим законодательством не предусматривалась.
Тарифы рассчитаны Комитетом в соответствии с Методическими указаниями, утвержденными приказом Федеральной службой по тарифам от 7 апреля 2006 г. N 37-а "Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов на транспортировку и хранение задержанных транспортных средств", утратившими силу с 9 сентября 2016 г.
Федеральным законом от 23 июня 2016 г. N 205-ФЗ часть 11 статьи 27.13 КоАП РФ изложена в новой редакции, из которой следует, что лицо, привлеченное к административной ответственности за административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства, за исключением случаев, указанных в части 9 данной статьи, оплачивает стоимость перемещения и хранения задержанного транспортного средства в сроки и по тарифам, которые устанавливаются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Федеральной антимонопольной службой. Указанная редакция действует с 1 сентября 2016 г.
Приказом Федеральной антимонопольной службы от 15 августа 2016 г. N 1145/16 приняты новые Методические указания по расчету тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств и установлению сроков оплаты (далее - Методические указания от 15 августа 2016 г. N 1145/16).
Пунктом 4 Методических указаний от 15 августа 2016 г. N 1145/16 предусмотрено, что тарифы на перемещение и хранение задержанных транспортных средств устанавливаются по результатам торгов (аукцион на понижение цены) по выбору исполнителя услуг. Начальной максимальной ценой таких торгов является базовый уровень тарифов, определенный органами регулирования в соответствии с положениями данных Методических указаний.
В силу части 10 статьи 27.13 КоАП РФ перемещение транспортных средств на специализированную стоянку, за исключением транспортных средств, указанных в части 9 данной статьи, их хранение и возврат владельцам, представителям владельцев или лицам, при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами, оплата лицами, привлеченными к административной ответственности за административные правонарушения, повлекшие применение задержания транспортных средств, стоимости перемещения и хранения задержанных транспортных средств осуществляются в порядке, устанавливаемом законами субъектов Российской Федерации
Согласно разъяснениям положений Методических указаний от 15 августа 2016 г. N 1145/16, изложенным в письме Федеральной антимонопольной службы от 6 декабря 2016 г. N СП/84437/16, поскольку порядок проведения торгов, в том числе порядок определения органа, уполномоченного проводить такие торги, названными Методическими указаниями не определены, то с учетом части 10 статьи 27.13 КоАП субъект Российской Федерации вправе самостоятельно определить процедуру проведения указанных торгов, а также уполномоченный орган.
Суд апелляционной инстанции не принимает довод административного ответчика о том, что Закон Еврейской автономной области от 27 июня 2012 г. N 82-ОЗ не предусматривает проведение торгов при отборе организации для осуществления хранения задержанных транспортных средств. Это обстоятельство не может служить основанием для выводов о законности оспариваемых нормативных правовых актов, поскольку названный Закон вступил в противоречие с частью 11 статьи 27.13 КоАП РФ.
Доводы, приведенные в жалобе, основаны на неверном толковании норм права, направлены на иную оценку доказательств относительно обстоятельств, установленных и исследованных судом в полном соответствии с процессуальным законом, в связи с чем не могут служить основанием для отмены судебного решения.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Суда Еврейской автономной области от 25 мая 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета тарифов и цен Правительства Еврейской автономной области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Никифоров С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 28 сентября 2017 г. N 65-АПГ17-4
Текст определения официально опубликован не был