Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 3
Канаты для подъемных машин и лебедок
§ 385. При выборе канатов для действующих и новых подъемных установок следует предусматривать применение подъемных круглопрядных канатов с линейным и точечно-линейным касанием проволок, а также трёхграннопрядных и закрытой конструкции канатов. При эксплуатации канатов в агрессивных средах необходимо предусматривать применение оцинкованных канатов.
§ 386. При хранении до навески канат не реже 1 раза в год должен быть осмотрен и смазан.
§ 387. Тормозные канаты парашютов, нижние уравновешивающие проводниковые и отбойные канаты, канаты для подвески насосов, пневмопогрузчиков, труб водоотлива и остального оборудования (труб вентиляции, цементации, сжатого воздуха; кабелей и др.), а также канаты всех других установок и механизмов перед навеской не испытываются, а расчет запасов их прочности производится по данным заводского акта-сертификата.
§ 388. Перед навеской каната для его испытания отрезается конец длиной не менее 1,5 м. Для повторных испытаний отрезается кусок каната такой же длины над последним жимком запанцировки или клиновым регулируемым коушем.
§ 389. Каждый отрезок каната, направленный на испытание, должен быть снабжен копией заводского акта-сертификата, заверенной шахтой, и дощечкой или металлическим ярлыком, прикрепленным к канату проволокой. На ярлыке должны быть ясно указаны наименования комбината и шахты, номер и назначение подъема, канат правый или левый, заводской номер каната, диаметр каната, ГОСТ, даты навески, обрубки и отправки каната на испытание, а также номер свидетельства испытуемого каната.
Оба конца каждого каната должны быть надежно обвязаны проволокой.
Отрезок каната перед испытанием должен быть осмотрен и данные о всех обнаруженных дефектах (обрыве, спайке, деформировании проволоки, ржавлении и др.) занесены в свидетельство об испытании канатов.
Свидетельства о первичных и повторных испытаниях каната сохраняются на шахте в течение всего срока его службы.
§ 390. Каждая проволока каната, который испытывается перед навеской и повторно, должна быть испытана на разрыв и перегиб в соответствии с требованиями действующих ГОСТов. Проволоки фасонного профиля спиральных канатов закрытой конструкции на перегиб не испытываются.
§ 391. Запас прочности каната определяется как отношение суммарного разрывного усилия всех проволок каната к максимальной статической нагрузке. Проволоки, не выдержавшие испытания на разрыв или перегиб, в расчет суммарного разрывного усилия каната не принимаются.
Расчетная статическая нагрузка подъемного каната вертикальных стволов складывается из веса клети или скипа с прицепным устройством, веса максимального груза и каната длиной от точки схода его со шкива до точки прикрепления к клети или скипу при их нахождении на приемной площадке нижнего горизонта.
При подъеме по наклонным выработкам расчетная статическая нагрузка подсчитывается таким же образом, но с учетом угла наклона выработки и сопротивления движению вагонеток.
При установках с тяжелым нижним уравновешивающим канатом (большего линейного веса, чем подъемный) при подсчете статической нагрузки вместо веса подъемного каната должен приниматься вес нижнего уравновешивающего каната при положении подъемного сосуда на верхней приемной площадке. Расчетная статическая нагрузка проводниковых и отбойных канатов складывается из веса натяжного груза, приходящегося на один канат, и собственного веса каната.
§ 392. На многоканатных подъемных установках должны применяться фасоннопрядные канаты и канаты закрытой конструкции. Допускается применение круглопрядных канатов с линейными касанием проволок.
К навеске на многоканатной подъемной установке допускаются канаты одного и того же типа, диаметра и конструкции, изготовленные на одном и том же заводе, с одинаковой маркой проволок по вязкости.
На каждой многоканатной подъемной установке количество канатов левой и правой свивок должно быть одинаковым. Разница значений разрывных усилий отдельных канатов не должна превышать 5% по отношению к наибольшему разрывному усилию.
При выходе из строя одного из головных подъемных канатов заменяются все головные канаты. При выходе из строя 1-2 канатов в результате нарушения их конструктивной целостности в процессе навески или в начальный период работы допускается замена только вышедших из строя канатов.
§ 393. В качестве канатных проводников и отбойных канатов эксплуатационных шахт должны применяться канаты закрытой конструкции, имеющие в наружном слое проволоки фасонного профиля высотой не менее 5 мм. Для этих целей допускается применение круглопрядных нераскручивающихся однослойных канатов крестовой свивки с металлическим сердечником и диаметром наружных проволок не менее 2 мм. Рекомендуется применение канатов, оцинкованных по группе ЖС. В качестве канатных проводников проходческих подъемов должны применяться такие же однослойные круглопрядные канаты как с металлическим, так и с органическим сердечником, а также многопрядные канаты, имеющие наружные проволоки диаметром не менее 1,5 мм.
§ 394. В качестве амортизационных и тормозных канатов парашютов должны применяться нераскручивающиеся круглопрядные канаты крестовой свивки с органическим сердечником. Диаметр наружных проволок тормозных канатов должен быть не менее 2 мм.
Конструкция и диаметр тормозных и амортизационных канатов парашютов должны соответствовать заводской инструкции.
§ 395. Для скреперных, маневровых и откаточных лебедок должны применяться прядные однослойные канаты с органическим или металлическим сердечником.
§ 396. Повторное использование канатов допускается при выполнении требований "Инструкции по эксплуатации стальных канатов в угольной и сланцевой промышленности".
§ 397. Первая инструментальная проверка потери сечения металла однослойных канатов с органическими сердечниками, изготовленных из светлой (неоцинкованной) проволоки, должна производиться не позднее, чем через 6 месяцев со дня их навески, а затем через каждые 2 месяца; при относительной потере сечения 12% и более - через каждый месяц, а при потере 15% сечения - через каждые 2 недели.
Канат должен быть снят и заменен новым при потерях сечения металла:
в случае выбора и навески по постоянной шкале запасов прочности:
а) 19% - при диаметре до 45 мм;
б) 20% - при диаметре более 45 мм для людских и грузо-людских подъемов;
в) 22% - при диаметре более 45 мм для грузовых подъемов;
в случае выбора и навески по переменной шкале запасов прочности:
а) 15% - при глубине ствола до 900 м;
б) 10% - при глубине ствола более 900 м.
Указанные величины потери сечения металла установлены для измерения прибором ИИСК-3.
Результаты замеров должны быть занесены в "Книгу осмотра подъемных канатов и их расходов".
§ 398. На многоканатных подъемных установках должен еженедельно осуществляться контроль распределения нагрузки между головными канатами при нижнем положении подъемного сосуда. Контроль распределения нагрузки при верхнем положении подъемного сосуда должен осуществляться одновременно с измерением потери сечения каната.
Сроки оснащения подъемных установок приборами контроля распределения нагрузки между головными канатами устанавливаются комбинатом (трестом) по согласованию с местным органом госгортехнадзора.
§ 399. Если относительная перегрузка одного из канатов в нижнем положении подъемных сосудов превышает 15% или в верхнем 25%, то подъемная установка должна быть остановлена для регулировки распределения нагрузки на канаты.
§ 400. Головные канаты подъемных установок со шкивами трения рекомендуется смазывать антикоррозионной фрикционной смазкой. Все остальные канаты должны смазываться специальными канатными смазками.
§ 401. Между ветвями нижнего уравновешивающего каната в зумпфе шахты должны находиться приспособления, не допускающие скручивания каната. Конструкция приспособлений должна исключать возможность обрыва нижнего каната при переподъеме.
Петля нижнего уравновешивающего каната должна быть больше возможной высоты переподъема верхнего сосуда.
Петля, а также натяжные устройства нижнего уравновешивающего каната и тормозных канатов не должны затопляться водой.
§ 402. Для осмотра подъемных и нижних уравновешивающих канатов должны быть оборудованы специальные площадки, обеспечивающие безопасность при осмотре и позволяющие контролировать канаты по всей длине.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.