Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 2
Подъемные машины и лебедки
§ 376. Канат крепится к специально предусмотренным устройствам барабана таким образом, чтобы при прохождении через щель в цилиндре барабана он не деформировался острыми краями щели.
§ 377. Сегменты футеровки ведущих шкивов подъемных установок со шкивами трения и копровых шкивов должны прикрепляться таким образом, чтобы на кромках желоба футеровки не было соединительных частей, которые при нарушении их крепления могут попасть в желоб под канат. Состояние крепления футеровки должно проверяться еженедельно.
Реборды направляющих шкивов и шкивов трения вновь изготовляемых машин должны выступать над верхней частью каната не менее чем на 1,5 его диаметра.
Сегменты футеровки должны заменяться новыми при изношенности их в глубину на диаметр (без учета первоначального углубления) и на сторону - на 0,5 диаметра каната, а также в том случае, если остаточная высота футеровки в результате износа окажется равной 0,75 диаметра каната.
§ 378. Предохранительное торможение подъемной машины должно осуществляться грузом или пружинами. Количество пружин должно быть таким, чтобы при поломке одной из них тормозное усилие, создаваемое приводом, уменьшалось не более чем на 15%.
Для грузо-людских подъемных установок в тормозных устройствах с пружинными приводами обязательно наличие двух приводов.
Тормозные устройства всех вновь проектируемых подъемных машин и лебедок должны быть оборудованы двумя независимыми приводами.
Исполнительный орган предохранительного тормоза должен быть колодочного типа. Установка тормозных шкивов на валу двигателя или на промежуточном валу допускается лишь для рабочего торможения. В этом случае исполнительный орган может быть также ленточного типа. Исполнительный орган должен действовать на тормозные шкивы или диски, находящиеся на валу органа навивки и скрепленные с ободом этого органа.
Предохранительное торможение подъемной машины должно осуществляться как машинистом, так и автоматически. Включение предохранительного тормоза должно сопровождаться отключением подъемного двигателя от сети. Всякое размыкание цепи защиты независимо от его длительности должно вызывать предохранительное торможение, действие которого может быть прекращено только машинистом или обслуживающим персоналом.
§ 379. Для действующих подъемных машин старых типов с диаметром органа навивки до 3 м для оттормаживания рабочего тормоза допускается применение мускульной силы машиниста, если для рабочего торможения используется грузовой привод. Тормозной груз рабочего тормоза должен обеспечивать тормозной момент, в 1,5 раза больший максимального статического момента. Во всех остальных случаях обязательно применение регулируемого рабочего тормоза с механическим приводом.
§ 380. Помимо тормоза на случай регулировки положения барабана или ремонта тормозного устройства в каждой подъемной машине должно быть предусмотрено специальное стопорное устройство.
При применении барабанов, допускающих дистанционное отсоединение от вала (с целью регулирования взаимного положения подъемных сосудов), должна быть предусмотрена блокировка, обеспечивающая предварительное стопорение освобождаемого барабана (переставной части).
§ 381. Среднее значение замедления подъемной установки в процессе предохранительного торможения при спуске расчетного груза должно составлять не менее 0,75 при углах наклона выработок до 30° и не менее 1,5 - при углах более 30°.
В случае подъема расчетного груза средние величины замедления на всем пути при предохранительном торможении не должны превышать значений, приведенных в табл. XIII.1.
Таблица ХIII.1
Угол наклона, градус |
5 |
10 |
15 |
20 |
25 |
30 |
40 |
50 и более |
Величина замедления, |
0,8 |
1,2 |
1,8 |
2,5 |
3,0 |
3,5 |
4,5 |
5,0 |
Для подъемных установок с переменным углом наклона выработок величины замедления для каждого из участков с постоянным профилем должны быть не больше значений, приведенных в табл. ХIII.1.
Величины замедлений для промежуточных углов наклона выработок, не указанных в табл. XIII.1, определяются путем линейной интерполяции.
В установках со шкивами трения замедление как при рабочем, так и при предохранительном торможении не должно превышать величины, обусловленной возможностью проскальзывания каната по шкиву.
Отклонения от указанных значений замедлений могут быть допущены только с разрешения главного инженера комбината (треста).
На грузовые проходческие (тихоходные) лебедки требования данного параграфа не распространяются.
§ 382. При заторможенном состоянии машины (лебедки) тормозной момент должен быть не менее 3-кратного статического момента нагрузки. Рабочий тормоз в случае необходимости должен обеспечивать получение тормозного момента такой же величины.
Отношения величин моментов, развиваемых предохранительным тормозом при заторможенном состоянии машины, к статическим моментам должны быть не менее приведенных в табл. XIII.2.
Таблица XIII.2
Угол наклона, градус |
До 15 |
20 |
25 |
30 и более |
1,8 |
2,0 |
2,6 |
3,0 |
Значение коэффициента K для промежуточных углов наклона, не указанных в табл. XIII.2, определяется путем линейной интерполяции.
Для выработок с переменным углом наклона величина тормозного момента устанавливается по наибольшему углу наклона выработки.
При перестановке холостого барабана тормозное устройство должно развивать на одном тормозном шкиве тормозной момент, равный не менее 1,2 статического момента, создаваемого весом подъемного сосуда и одной ветвью каната.
Тормозной момент тихоходных (со скоростью до 1 м/с) проходческих лебедок для спасательных лестниц должен быть не менее 2-кратного максимального статического момента нагрузки для данного типа лебедки.
Во вновь создаваемых проходческих лебедках, предназначенных для подвески полков, агрегатов и люлек, тормозной момент должен быть не менее 3-кратного по отношению к статическому, соответствующему наибольшему грузу при работе лебедки.
§ 383. При расчете тормозов коэффициент трения колодок по ободу в процессе торможения следует принимать: для деревянных колодок - 0,35, для прессмассовых колодок - 0,3.
§ 384. После продолжительного перерыва в работе (болезнь и т.д.), а также при переходе на другую подъемную установку машинист должен получить инструктаж и пройти проверку под руководством другого машиниста. К самостоятельному управлению машиной он может быть допущен только после письменного разрешения главного механика шахты.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.