Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 1
Общие положения
§ 353. При проектировании подъемных установок для вертикальных шахт следует ориентироваться в основном на одноканатные подъемные машины. Многоканатные машины рекомендуется предусматривать в том случае, если по условиям максимальных натяжений каната и разности натяжений одноканатные машины не могут быть использованы.
Целесообразность установки одноканатных машин с цилиндрическими барабанами диаметром 5 м и более определяется на основе технико-экономических расчетов.
§ 354. Способы управления подъемными установками должны быть следующие:
автоматический - для скиповых установок;
дистанционно-автоматический с подачей сигнала с приемной площадки - для грузовых клетевых установок;
ручное управление из машинного помещения, а также дистанционное с верхней приемной площадки и лифтовое управление подъемными установками, работающими без машиниста, - для клетевых установок при подъеме людей.
§ 355. Подъемные сосуды следует выбирать из числа унифицированных и предусмотренных типажом скипов, клетей и вагонеток.
Для одноканатных барабанных подъемных машин рекомендуется применять облегченные подъемные сосуды, изготовленные из высококачественной стали с антикоррозионным покрытием.
§ 356. На скиповых подъемных установках с целью предупреждения и уменьшения измельчения угля рекомендуется применять:
на загрузочных устройствах - специальные автоматические тормоза для плавной и безударной загрузки угля в скипы;
в скипах - приспособления, уменьшающие измельчение угля;
на приемных бункерах - лотки для безударной подачи угля на питатели и конвейеры.
На скиповых подъемных установках следует применять загрузочные устройства, позволяющие автоматизировать загрузку скипов и исключить просыпание угля в зумпф. Загрузочные устройства должны изготовляться из износостойких и антикоррозионных сталей.
§ 357. Продолжительность спуска или подъема рабочих смены не должна превышать 40 мин.
§ 358. Коэффициент неравномерности работы главных и вспомогательных подъемных установок необходимо принимать равным 1,5 для последнего проектируемого горизонта.
При расчете суточного баланса времени вспомогательного подъема коэффициент неравномерности следует принимать равным 1,0 при механизированном спуске длинномерных материалов в контейнерах, а также при неодновременном спуске и подъеме рабочих смены, если расчет времени производится отдельно по подъему и спуску, а потом суммируется.
§ 359. Продолжительность пауз на одновременную загрузку и разгрузку подъемных сосудов, а также на посадку и выход людей из клети необходимо принимать в соответствии с "Основными направлениями и нормами технологического проектирования угольных шахт, разрезов и обогатительных фабрик".
§ 360. При проектировании новых и реконструкции действующих подъемных установок следует предусматривать механизированную загрузку в клеть и выгрузку из нее длинномерных материалов (труб, рельсов и т.п.), а также спуск их под клетью.
§ 361. Увеличение пропускной способности действующих подъемных установок без замены подъемной машины рекомендуется осуществлять по проекту путем:
увеличения поднимаемого полезного груза (в пределах допустимой нагрузки действующих подъемных машин);
повышения скорости подъема до величины, допустимой по паспорту подъемной машины и армировке ствола;
автоматизированного управления скиповыми подъемами и дистанционного управления клетевыми грузо-людскими подъемами;
организации одновременной загрузки и разгрузки этажей при многоэтажных клетях;
механизации и автоматизации обмена вагонеток в клетях как на поверхности, так и в околоствольном дворе;
освобождения клетевых подъемов от выдачи породы;
повышения пропускной способности шахтного транспорта в звеньях, задерживающих работу подъема;
устранения неравномерности поступления груза с участков к стволу.
§ 362. Каждая подъемная установка должна иметь в резерве:
испытанный и годный для навески канат или полный комплект канатов для многоканатных подъемов;
подъемный сосуд с прицепным устройством;
электродвигатель или полный комплект запасных частей к нему, а в случае системы постоянного тока и к генератору;
компрессор с электродвигателем при отсутствии подвода от общешахтной пневмосети;
комплект тормозных колодок;
комплект футеровки (для подъемных машин со шкивом трения);
необходимое количество запасных вкладышей или подшипников качения, быстроходных валов и быстроизнашивающихся элементов аппаратов контроля, управления и защиты, определяемое заводом-изготовителем.
§ 363. Для каждой подъемной установки главным механиком шахты определяется режим ее работы по основным и вспомогательным операциям, утверждаемый главным инженером шахты. Руководство работой персонала, обслуживающего подъемные установки, должно осуществляться лицом, назначенным приказом по шахте.
§ 364. Угол отклонения (девиация струны каната) для вертикальных и вновь монтируемых наклонных установок (независимо от угла наклона выработки) на направляющих шкивах и барабанах одноканатных подъемных машин не должен превышать 1°30'; на бицилиндроконических барабанах допускается увеличение угла отклонения до 2° со стороны малого цилиндра барабана в случае выполнения его с желобчатой поверхностью; на проходческих направляющих шкивах и барабанах проходческих грузовых лебедок, а также на шкивах и барабанах действующих наклонных установок с углом наклона выработки менее 30°, угол отклонения не должен превышать 2°30'.
Во вновь монтируемых установках плоскость вращения направляющего шкива должна находиться внутри полного угла девиации струны каната.
Во вновь устанавливаемых одноканатных подъемных установках со шкивами трения направляющие шкивы на копре должны располагаться в одной вертикальной плоскости со шкивами трения.
Угол наклона струны канатов к горизонту для подъемных установок вертикальных стволов должен быть не менее 30° при ее длине свыше 45 м. В отдельных случаях при обосновании в проекте этот угол может быть снижен.
Длина струны каната без поддерживающих роликов должна быть, как правило, не более 65 м; при угле наклона струны к горизонту свыше 45° допускается увеличение ее длины до 75 м.
§ 365. Для многоканатных подъемных установок с жесткими проводниками и новой футеровкой шкивов в верхнем рабочем положении сосуда предельное отклонение средней плоскости головных канатов (на обеих ветвях) от вертикали не должно превышать:
1°30' - при деревянных и коробчатых проводниках с катучими направляющими на сосуде и при рельсовых проводниках, если возникающая от перекоса канатов горизонтальная сила давления подъемного сосуда действует "в лоб" проводника;
1° - для рельсовых проводников, если возникающая от перекоса канатов горизонтальная сила давления подъемного сосуда действует "в бок" проводника.
В верхнем рабочем положении сосуда предельный угол девиации головных канатов из плоскости желобов отклоняющих и канатоведущих шкивов не должен превышать 1°30'.
§ 366. Высота переподъема для одноканатных подъемных установок вертикальных и наклонных выработок (с углом наклона свыше 30°) должна быть не менее:
6 м - для клетевых и скипо-клетевых установок со скоростью подъема свыше 3 м/с;
4 м - для клетевых подъемных установок со скоростью подъема до 3 м/с;
2,5 м - для грузовых подъемных установок со скипами и опрокидными клетями;
4 м - на бадьевом (проходческом) подъеме при спуске и подъеме людей;
3 м - для вновь проектируемых скиповых подъемных установок и 6 м (независимо от скорости равномерного хода) - для клетевых и скипо-клетевых.
Высотой переподъема следует считать:
а) для неопрокидных клетей - высоту, на которую может свободно подняться клеть от нормального положения при разгрузке на верхней приемной площадке до соприкосновения верхнего жимка с ободом направляющего шкива или отдельных частей клети с элементами копра;
б) для опрокидных клетей при подъеме и спуске людей - высоту, на которую может подняться клеть от нормального положения при посадке людей до начала поворота платформы клети, если не имеется отвода разгрузочных направляющих при подъеме людей. При наличии отвода разгрузочных направляющих высоту переподъема следует считать от верхнего положения при посадке людей, как в предыдущем пункте "а";
в) для грузовых подъемов в скипах и опрокидных клетях - высоту, на которую может свободно подняться скип или опрокидная клеть от нормального положения при разгрузке до соприкосновения верхнего жимка каната с ободом направляющего шкива или отдельных частей скипа или опрокидной клети с элементами копра;
г) для бадьевого подъема при спуске или подъеме людей - высоту, на которую может свободно подняться бадья от нулевой площадки до соприкосновения верхнего жимка каната или верхней кромки направляющей рамки с ободом направляющего шкива или с выступающими частями металлоконструкций подшкивной площадки. При этом высота, на которую может подняться бадья при разгрузке грузов от верхней приемной площадки до соприкосновения верхнего жимка каната или верхней кромки направляющей рамки с ободом направляющего шкива или металлоконструкциями подшкивной площадки, должна быть не менее 2,5 м.
§ 367. Высота переподъема для многоканатных установок всех типов и вновь проектируемых одноканатных со шкивом трения должна быть не менее 7 м, включая высоту свободного переподъема, равную не менее 3 м, и высоту, необходимую для размещения предохранительных устройств.
§ 368. Путь переподъема для наклонных подъемных установок в выработках с углом наклона до 30° должен быть не менее:
6 м - для двухконцевых установок;
2,5 м - для действующих одноконцевых грузовых установок и 4 м - для проектируемых;
4 м - для одноконцевых грузо-людских и людских установок.
Путем переподъема при доставке грузовыми и пассажирскими вагонетками следует считать расстояние, которое могут пройти вагонетки от нормального положения на верхней приемной площадке, обусловленного рабочим процессом (остановка вагонеток для перецепки партии, посадки людей, спуска партии в наклонный заезд), до места, где может произойти нарушение нормального режима движения вагонеток (соприкосновение верхнего жимка каната с ободом шкива или барабаном, передней вагонетки с элементами крепи или вентиляционной двери, поворот трассы рельсового пути при горизонтальных заездах, увеличение угла отклонения каната до значения, при котором вагонетка может сойти с рельсов).
§ 369. Осмотру копра должна предшествовать инструментальная проверка его вертикальности, правильности установки направляющих шкивов по отношению к оси ствола и оси подъема, а также вертикальности средней плоскости их желобов и горизонтальности осей вращения. Проверка производится под руководством главного маркшейдера шахты. Результаты инструментальной проверки заносят в специальную книгу, а результаты осмотра комиссии оформляют актом.
§ 370. Осмотр и текущий ремонт подъемной установки должны производиться в соответствии с графиком, разрабатываемым главным механиком и утвержденным главным инженером шахты:
ежесменный осмотр машинистом, рукоятчиком, стволовым и дежурным слесарем (приемка смены) - 15-20 мин;
ежесуточный осмотр бригадой (под руководством механика подъема) по осмотру и ремонту подъемной установки и проводников - 2 ч 30 мин и более (устанавливается в зависимости от глубины ствола на основе хронометражных наблюдений);
текущий ремонт (по результатам осмотров) бригадой по осмотру и ремонту подъемной установки под руководством механика подъема - 2 ч в неделю и 3 ч в месяц дополнительно к времени, установленному на ежесуточные осмотры.
§ 371. Для оборудования аварийно-ремонтных подъемных установок на шахтах глубиной до 100 м допускается применение ручных лебедок, а при большей глубине - установок с электроприводом.
Для аварийно-ремонтного подъема в стволе могут быть использованы существующие отделения основного подъема или предусмотрены специальные отделения. При этом допускается использование направляющих основного подъема.
Аварийно-ремонтные подъемные установки должны иметь: канаты длиной, соответствующей глубине шахты; подъемные сосуды вместимостью не менее двух человек; направляющие шкивы и сигнальные приспособления (механические или электрические), позволяющие подавать сигналы из подъемного сосуда. Механические аварийные подъемные лебедки должны быть оборудованы тормозными устройствами рабочего и предохранительного торможения.
Допускается спуск-подъем людей в подъемных сосудах аварийно-ремонтных установок без парашютных устройств и многослойная навивка канатов на барабан; при этом высота реборды барабана должна быть такой, чтобы реборда выступала над верхним слоем навивки каната не менее чем на 2,5 его диаметра.
Осмотр и проверка аварийно-ремонтной подъемной установки производятся не реже 1 раза в неделю механиком подъема или лицом, назначенным для этой цели, и не реже 1 раза в месяц главным механиком или его помощником с заполнением соответствующей технической документации.
§ 372. В проектах строительства и реконструкции действующих шахт глубиной более 100 м должно предусматриваться оборудование одного из вентиляционных фланговых (боковых) стволов, используемого как запасной выход, подъемной установкой. На подъемной установке должен постоянно находиться машинист.
Не допускается использование указанной подъемной установки для постоянного спуска и подъема людей, за исключением аварийных случаев или осмотров и ремонта стволов.
При оборудовании таких подъемных установок допускается трехслойная навивка каната на барабан, работа без парашютного устройства, сигнализация (механическая или электрическая), позволяющая подавать сигналы как из подъемного сосуда, так и с горизонтов, с которых предполагается выдача рабочих. Запас прочности головных канатов должен быть не менее 9-кратного. В остальном подъемные установки должны удовлетворять требованиям, предъявляемым к людским подъемам.
Осмотр и проверка подъемных установок на указанных стволах должны осуществляться не реже 1 раза в неделю механиком подъема или лицом, назначенным для этой цели, и не реже 1 раза в месяц - главным механиком шахты или его помощником.
§ 373. Для проведения аварийно-спасательных работ в особо тяжелых случаях (при авариях в стволах, оборудованных лишь одной подъемной установкой, или при выходе из строя одновременно двух подъемов) на вооружении отряда ВГСЧ должны быть передвижные подъемные установки.
Для работы передвижных подъемных установок могут быть использованы существующие отделения основного подъема или предусмотрены специальные. При этом допускается использование направляющих основного подъема.
Передвижные подъемные установки должны иметь: канаты длиной, соответствующей глубине обслуживаемых шахт; подъемные сосуды вместимостью не менее двух человек; направляющие шкивы и сигнальные приспособления; тормозные устройства рабочего и предохранительного торможения.
Допускается производить спуск-подъем людей в клетях передвижных подъемных установок при одинарной цепи подвески без парашютных устройств и многослойной навивке каната на барабане, при этом высота реборды барабана должна быть такой, чтобы реборда выступала над верхним слоем навивки каната не менее чем на 2,5 его диаметра.
§ 374. В строящихся и реконструируемых зданиях главных и вспомогательных одноканатных подъемных машин с цилиндрическими барабанами диаметром до 4 м включительно необходимо предусматривать кран-балки, а с барабанами диаметром свыше 4 м - подъемные краны.
При расположении многоканатных подъемных машин на башенных копрах краны должны обеспечивать возможность подъема с земли наиболее тяжелого узла в сборе.
§ 375. Для вертикальных и наклонных (более 30°) подъемных установок, предназначенных для подъема и спуска людей, расчетное значение ускорения не должно превышать 1 , а для наклонных установок до 30° - 0,7 . Величина ускорения для грузовых подъемных установок определяется проектом.
Расчетное значение замедления для всех типов подъемов должно составлять не более 0,5 для подъемных установок в выработках с углами наклона до 30° и не более 0,75 - с углами наклона более 30°. Допускается превышение расчетных (рабочих) величин замедлений при условии, что среднее замедление при предохранительном торможении в режиме спуска груза будет больше расчетного замедления не менее чем в 2 раза.
Ускорение и замедление движения сосудов при проходке стволов на участках без направляющих и разгрузке бадей должно составлять не более 0,3 , а при выборе напуска каната в момент подъема бадьи и посадки ее на забой - 0,1 .
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.