Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 2 ноября 2017 г. N 03-07-11/72354
В дополнение к настоящему письму см. письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 9 ноября 2017 г. N 03-07-07/73674
Вопрос: В соответствии с пунктом 4 статьи 79 Бюджетного кодекса РФ бюджетному учреждению переданы от государственного органа полномочия государственного заказчика по заключению и исполнению государственных контрактов в отношении государственной собственности. В рамках переданных полномочий был заключен государственный контракт на выполнение комплекса работ реконструкции, реставрации и приспособлению объекта культурного наследия, внесенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов РФ с учетом положений Федерального закона N 73-ФЗ.
Согласно п. 1 ст. 421 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора, а в соответствии с п. 1 ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. При этом п. 2 ст. 424 ГК РФ установлено, что изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
В связи с этими положениями ГК РФ необходимо учитывать требования Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), в соответствии с ч. 2 ст. 34 которого при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта. В то же время данным правовым актом предусмотрена возможность снижения цены контракта на сумму НДС. Так, пп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ установлено, что изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон, в частности при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта.
Возможность снижения цены контракта по соглашению сторон допускается также и в Письме ФАС России от 21.08.2014 N АЦ/33651/14.
Вместе с тем следует обратить внимание, что Минфином России в письме от 20.03.2016 N 02-02-15/17135 отмечено: сфера применения Закона N 44-ФЗ, определенная ст. 1 Закона N 44-ФЗ, не включает отношения по исчислению и уплате налогов. Указанные правоотношения являются предметом регулирования НК РФ. При этом налоговые последствия сделки определяются законом, а не договором.
Включение в контракт условий, направленных на реализацию положений НК РФ, не соответствующих положениям указанного НК РФ, влечет в соответствии с п. 1 ст. 166 ГК РФ признание данного условия ничтожным. Исходя из изложенного, Минфин России полагает, что условия контракта требуется уточнить. Данное мнение Минфина России можно применить и к рассматриваемому вопросу, хотя в указанном Письме N 02-02-15/17135 и рассматривалась иная ситуация, когда возникла необходимость изменения условий контракта, если при его исполнении потребовалось включение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) сумм, полученных по контракту, в налоговую базу по НДС.
Кроме того, поскольку НДС является косвенным налогом, то есть входит в стоимость работ и уплачивается государственным заказчиком в составе этой цены, а подрядчик только перечисляет в бюджет удержанную у государственного заказчика сумму налога, подрядчик обязан уплатить в бюджет суммы НДС, полученные от государственного заказчика; иное приведет к его неосновательному обогащению. При этом лицо, не являющееся плательщиком НДС, но получившее данный налог от покупателей, обязано перечислить налог в доход бюджета.
С учетом изложенного стороны подписали соглашение об изменении цены контракта на сумму НДС, после заключения которого стоимость контракта должна быть указана без НДС.
Правомерно освобождение от НДС работ по устройству внутренних инженерных систем в отношении объекта культурного наследия?
Ответ: В связи с письмом по вопросу правомерности уменьшения заказчиком цены государственного контракта на осуществление работ по устройству внутренних инженерных систем в отношении объекта культурного наследия Департамент налоговой и таможенной политики совместно с Департаментом бюджетной политики в сфере контрактной системы сообщает следующее,
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон) участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц, или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Таким образом, любой участник закупки, в том числе применяющий упрощенную систему налогообложения, вправе участвовать в закупках.
Согласно пункту 2 статьи 42 Закона извещение об осуществлении закупки должно содержать, в том числе краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальную (максимальную) цену контракта, источник финансирования.
В соответствии с положениями Закона при проведении закупок в конкурсной документации (документации о проведении конкурса с ограниченным участием, документации о проведении двухэтапного конкурса), документации об аукционе в электронной форме устанавливается начальная (максимальная) цена контракта.
При установлении начальной (максимальной) цены заказчик должен учитывать все факторы, влияющие на цену: условия и сроки доставки, риски, связанные с возможностью повышения цены, и иные платежи, связанные с оплатой поставляемых товаров (работ, услуг).
Помимо начальной (максимальной) цены контракта заказчик устанавливает требование к формированию цены контракта, а именно: указывает, что в составе заявки участник закупки должен установить цену с учетом или без учета налогов и других обязательных платежей.
Согласно части 1 статьи 34 Закона контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 34 и статьей 95 Закона.
В соответствии с частью 10 статьи 70 и частью 14 статьи 78 Закона контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона, запроса котировок и документации о таком аукционе, по цене, предложенной победителем.
Согласно части 1 статьи 54 и части 17 статьи 83 Закона по результатам конкурса, запроса предложений контракт заключается на условиях, указанных в заявке, окончательном предложении участника конкурса, запроса предложений, признанного победителем конкурса, запроса предложений.
Таким образом, с учетом положений Закона контракт заключается и оплачивается заказчиком по цене победителя закупок вне зависимости от применения системы налогообложения у победителя.
Сумма, предусмотренная контрактом за выполненный объем работ, должна быть оплачена победителю закупок в установленном контрактом размере.
Корректировка заказчиком цены контракта, предложенной юридическим лицом, применяющим упрощенную систему налогообложения, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, а также при заключении государственного или муниципального контракта с таким участником закупки не допускается.
Вместе с тем, подпунктом "а" пункта 1 части 1 статьи 95 Закона предусмотрена возможность снижения цены контракта по соглашению сторон без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, вьполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта, при условии, что возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом.
Заместитель директора Департамента |
О.Ф. Цибизова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.