Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 31 октября 2017 г. N 03-04-06/71937
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо по вопросу уплаты налога на доходы физических лиц с гонорара арбитра и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.
В соответствии с предложением вторым пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2015 N 382-ФЗ "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 382-ФЗ) деятельность арбитров в рамках арбитража (третейского разбирательства) не является предпринимательской.
Частью 5 статьи 1 Федерального закона N 382-ФЗ установлено, что арбитраж (третейское разбирательство) может осуществляться как в рамках постоянно действующего арбитражного учреждения, так и в рамках третейского суда, образованного сторонами для разрешения конкретного спора.
Согласно части 3 статьи 22 Федерального закона N 382-ФЗ установлено, что в рамках арбитража, администрируемого постоянно действующим арбитражным учреждением, размер гонорара арбитров определяется правилами постоянно действующего арбитражного учреждения. При арбитраже, осуществляемом третейским судом, образованным сторонами для разрешения конкретного спора, размер гонорара определяется с учетом требований части 4 статьи 22 Федерального закона N 382-ФЗ.
Кроме того, согласно части 4 статьи 22 Федерального закона N 382-ФЗ в рамках арбитража, осуществляемого третейским судом, образованным сторонами для разрешения конкретного спора, размер гонорара арбитров определяется по соглашению сторон, а при отсутствии такого соглашения - третейским судом с учетом цены иска, сложности спора, времени, затраченного арбитрами на ведение арбитража, и любых других относящихся к делу обстоятельств.
В соответствии с частью 1 статьи 44 Федерального закона N 382-ФЗ в Российской Федерации постоянно действующие арбитражные учреждения создаются при некоммерческих организациях.
Согласно пункту 5 части 4 статьи 45 Федерального закона N 382-ФЗ правила постоянно действующего арбитражного учреждения должны содержать положения, предусматривающие конкретные функции постоянно действующего арбитражного учреждения в связи с администрированием арбитража, включая содействие в формировании состава третейского суда, рассмотрение отводов, организацию обмена корреспонденцией и состязательными документами, ведение делопроизводства и хранение материалов дела, прием денежных средств на покрытие расходов, связанных с администрированием арбитража, выплатой гонораров арбитрам, и иных расходов.
В соответствии с предложением первым пункта 1 статьи 226 Кодекса российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 статьи 226 Кодекса, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных статьей 226 Кодекса. Указанные в абзаце первом пункта 1 статьи 226 Кодекса лица именуются в главе 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса налоговыми агентами.
Учитывая изложенное, в случае получения гонорара арбитром налог на доходы физических лиц подлежит исчислению, удержанию и уплате российской организацией, являющейся налоговым агентом, в порядке, определенном статьей 226 Кодекса.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
Р.А. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.