Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 8 ноября 2017 г. N 03-04-05/73611
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросу предоставления социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.
Подпунктом 4 пункта 1 статьи 218 Кодекса установлено, что стандартный налоговый вычет по налогу на доходы физических лиц за каждый месяц налогового периода распространяется на родителя, супруга (супругу) родителя, усыновителя, на обеспечении которых находится ребенок, в следующих размерах: по 1 400 рублей - на первого и второго ребенка; 3 000 рублей - на третьего и каждого последующего ребенка; 12 000 рублей - на каждого ребенка в случае, если ребенок в возрасте до 18 лет является ребенком-инвалидом, или учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 219 Кодекса при определении размера налоговой базы по налогу на доходы физических лиц налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета, в частности, в сумме, уплаченной налогоплательщиком-родителем за обучение своих детей в возрасте до 24 лет, налогоплательщиком-опекуном (налогоплательщиком-попечителем) за обучение своих подопечных в возрасте до 18 лет по очной форме обучения в образовательных учреждениях, в размере фактически произведенных расходов на это обучение, но не более 50 000 рублей на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей (опекуна или попечителя).
Таким образом, указанное в подпункте 2 пункта 1 статьи 219 Кодекса ограничение в отношении категории налогоплательщиков, имеющих право на получение социального налогового вычета на обучение своих детей, не нарушает принципы всеобщности и равенства налогообложения, учитывая следующее.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, законодательное регулирование, имеющее целью обеспечить одинаковый объем правовых гарантий каждому налогоплательщику и вместе с тем позволяющее учитывать юридически значимые и объективно обусловленные различия между отдельными категориями налогоплательщиков, не может расцениваться как нарушающее конституционный принцип равенства в налоговой сфере. Поэтому федеральный законодатель, реализуя свои дискреционные полномочия, вправе, исходя из принципа справедливости, а также с учетом экономических, социальных и иных условий устанавливать неодинаковые требования в области налогообложения применительно к различным категориям налогоплательщиков (Постановление от 16.07.2004 N 14-П).
Освобождение от уплаты налогов и сборов по своей природе - льгота, которая является исключением из вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов всеобщности и равенства налогообложения, в силу которых каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Льготы всегда носят адресный характер, и их установление относится к исключительной прерогативе законодателя, именно законодатель вправе определять (сужать или расширять) круг лиц, на которых распространяются налоговые льготы. Принцип равенства не исключает возможность установления различных правовых условий для различных категорий субъектов права, однако такие различия не могут быть произвольными, они должны основываться на объективных характеристиках соответствующих категорий субъектов (Постановление от 27.04.2001 N 7-П и Определение от 14.12.2004 N 451-О).
Заместитель директора Департамента |
Р.А. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.