Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 24 октября 2017 г. N 03-02-07/1/69722
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросу о применении пункта 3 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 76 Кодекса приостановление операций по счету по решению налогового органа означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету, если иное не предусмотрено указанным пунктом и пунктом 2 статьи 76 Кодекса.
Приостановление операций по счету не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему Российской Федерации.
Статьей 855 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что при недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание денежных средств осуществляется в установленной пунктом 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации очередности.
В случае приостановления операций по счетам в банке на основании решения налогового органа, принятого в соответствии с пунктом 3 статьи 76 Кодекса, и при отсутствии в банке поручения налогового органа на списание со счета налогоплательщика денежных средств в счет перечисления сумм налогов, соответствующих пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации от указанной обеспечительной меры не зависит очередность расходных операций по счету.
Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в определениях от 10.10.2012 N ВАС-4246/12 и от 20.03.2013 N ВАС-4246/12 выражена правовая позиция, согласно которой приостановление расходных операций по счету налогоплательщика по причине непредставления налоговой декларации является не обязанностью, а правом налогового органа, и по существу выступает мерой организационного, а не обеспечительного характера. Приостановление расходных операций по счету налогоплательщика только по причине непредставления им налоговой декларации, соответственно, при отсутствии документально подтвержденной задолженности перед бюджетом, не может препятствовать исполнению судебного решения, вступившего в законную силу.
Учитывая изложенное, у Департамента отсутствуют основания для изменения позиции по вопросу о применении пункта 3 статьи 76 Кодекса.
Заместитель директора |
В.В. Сашичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.