Заключение Счетной палаты РФ от 3 ноября 2017 г. N ЭCП-195/11-04
на проект федерального закона N 293243-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов"
(утверждено Коллегией Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 3 ноября 2017 г. N 60К (1205)))
Досье на проект федерального закона
Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона N 293243-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" (далее - законопроект) подготовлено в соответствии с решением Совета Государственной Думы (протокол от 26 октября 2017 г. N 77) и статьей 24 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации".
Законопроектом, внесенным Правительством Российской Федерации, предлагается изменение параметров бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - ПФР) на 2017 год, утвержденных Федеральным законом от 19 декабря 2016 г. N 416-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" (далее -Федеральный закон N 416-ФЗ), в связи с уточнением ожидаемых итогов социально-экономического развития Российской Федерации в 2017 году (письмо Минэкономразвития России от 14 сентября 2017 г. N 26037-АТ/ДОЗи).
В связи с увеличением прогнозного размера фонда заработной платы на 507,0 млрд. рублей (с 20 476,0 млрд. рублей до 20 983,0 млрд. рублей) законопроектом предлагается увеличение доходов бюджета ПФР за счет поступления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на 30,0 млрд. рублей (с 4 226,3 млрд. рублей до 4 256,3 млрд. рублей) и уменьшение на указанную сумму объема межбюджетного трансферта, предоставляемого из федерального бюджета на обязательное пенсионное страхование (с 989,1 млрд. рублей до 959,1 млрд. рублей).
Федеральным законом N 416-ФЗ объем страховых взносов на обязательное пенсионное страхование предусмотрен в сумме 4 410,4 млрд. рублей (с учетом страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, и страховых взносов по дополнительному тарифу за застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ), из которой 4 351,9 млрд. рублей - сумма текущих платежей по страховым взносам и 58,5 млрд. рублей - недоимка по страховым взносам.
По информации ФНС России (письмо от 17 октября 2017 г. N БА-4-1/20971@), за январь - сентябрь 2017 года поступления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в бюджет ПФР, составили 3 195,7 млрд. рублей, из которых 95,7 млрд. рублей - поступления недоимки, переданной ПФР и сформированной по состоянию на 1 января 2017 года.
В IV квартале 2017 года в соответствии с запланированным Федеральным законом N 416-ФЗ объемом страховых взносов в бюджет ПФР должно было поступить текущих платежей на сумму 1 251,9 млрд. рублей, а с учетом мобилизованной задолженности в сумме 95,7 млрд. рублей -1 214,7 млрд. рублей.
В соответствии с изменениями параметров бюджета ПФР объем текущих поступлений страховых взносов в IV квартале должен составить 1 332,6 млрд. рублей, что на 80,7 млрд. рублей больше объема страховых взносов, предусмотренного Федеральным законом N 416-ФЗ.
Основанием предполагать, что это текущие платежи, является тот факт, что коэффициенты собираемости, использованные в расчетах при утверждении бюджета ПФР на 2017 год и его предлагаемом уточнении, практически не отличаются и составляют соответственно 0,989 и 0,99.
При этом очевидно, что такой подход применен исключительно для того, чтобы "подогнать" прогнозный объем поступлений страховых взносов на 2017 год под размер сокращаемого на 30 млрд. рублей межбюджетного трансферта из федерального бюджета на обязательное пенсионное страхование, уже учтенного в проекте федерального закона N 278888-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов", принятого Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в третьем чтении 27 октября 2017 года.
По сведениям ПФР (письмо от 16 октября 2017 г. N АД-02-12/16597), для выполнения обязательств по выплате страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии в декабре 2017 года за январь 2018 года дополнительная потребность в бюджетных ассигнованиях с учетом их индексации с 1 января 2018 года на 3,7% составит 9 млрд. рублей.
В то же время законопроектом не учитывается, что Федеральным законом N 416-ФЗ предусматривалась индексация страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии неработающим пенсионерам в размере 5,8%, а фактически с 1 февраля 2017 года они были проиндексированы на индекс роста потребительских цен за 2016 год (5,4%). Экономия средств бюджета ПФР на выплату страховых пенсий в 2017 году составит около 9 млрд. рублей (расчетно).
Таким образом, остаток средств бюджета ПФР за счет поступлений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование до конца 2017 года с учетом экономии средств за счет более низкого уровня индексации страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии увеличится по сравнению с прогнозируемым остатком средств на более чем 50 млрд. рублей. Кроме того, по оценке Счетной палаты Российской Федерации, мобилизация недоимки, образовавшейся до 1 января 2017 года, продолжится и в IV квартале 2017 года. С учетом того что в среднем ежемесячно мобилизация задолженности ФНС России осуществляется в объеме около 10,6 млрд. рублей, объем ее поступлений в IV квартале 2017 года может составить еще около 32 млрд. рублей.
По состоянию на 1 октября 2017 года остатки средств на счетах бюджета ПФР в органе Федерального казначейства уже составили 293,65 млрд. рублей, что в 2,3 раза больше остатка на начало 2017 года (на 1 января 2017 года -129,20 млрд. рублей).
Таким образом, на конец 2017 года в бюджете ПФР с учетом межбюджетного трансферта из федерального бюджета на обязательное пенсионное страхование в объеме 959,1 млрд. рублей может сложиться значительный остаток неиспользованных средств.
Законопроектом не учитывается, что уменьшение прогнозного показателя роста прожиточного минимума пенсионера за 2016 год (с 2,6 %, учтенных в бюджете ПФР на 2017 год, до 1,5 %) повлияло на снижение расходов на выплату пенсий в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и на выплату дополнительного материального обеспечения в соответствии с Федеральным законом от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией". По оценке Счетной палаты Российской Федерации, экономия средств федерального бюджета на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению составит до конца 2017 года более 4,5 млрд. рублей (расчетно).
В связи с увеличением прогнозного размера фонда заработной платы законопроектом также предусматривается увеличение поступлений страховых взносов от организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, зачисляемых в бюджет ПФР на выплату доплат к пенсии, на 687,21 млн. рублей (с 5 350,7 млн. рублей до 6 037,9 млн. рублей), а также расходов на указанную сумму на предоставление доплаты к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации в соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 2001 г. N 155-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации".
При этом существуют риски недопоступлений планируемых доходов по указанному показателю, связанные с финансовой ситуацией, сложившейся в авиакомпании "ВИМ-АВИА".
Учитывая, что замечания Счетной палаты Российской Федерации касаются основных параметров бюджета ПФР на 2017 год, законопроект может быть поддержан с учетом его доработки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.