Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по финансовому рынку от 12 октября 2017 г. N 48/8
по проекту федерального закона N 233220-7 "О ратификации Протокола N 2 к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Абхазия о предоставлении Правительству Республики Абхазия государственного экспортного кредита от 24 декабря 2010 г.",
внесенному Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по финансовому рынку рассмотрел в части своей компетенции проект федерального закона N 233220-7 "О ратификации Протокола N 2 к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Абхазия о предоставлении Правительству Республики Абхазия государственного экспортного кредита от 24 декабря 2010 г.", внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает.
По условиям Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Абхазия о предоставлении Правительству Республики Абхазия государственного экспортного кредита от 24 декабря 2010 года, а также Протоколом о внесении изменений в него от 10 декабря 2012 года (далее - Соглашение) Республике Абхазия был предоставлен государственный экспортный кредит в сумме 2 млрд. рублей на восстановление и развитие абхазской железной дороги на срок до июля 2023 года с установленными платежами 2 раза в год.
Как указано в пояснительной записке использование кредита завершилось в 2013 году, однако начиная с 2014 года эксплуатирование железной дороги ведется не более чем на 10 процентов от проектных мощностей, в связи с чем окупаемость ее эксплуатации низка.
За истекший период Республика Абхазия неоднократно нарушала свои обязательства как в части использования кредита (соответствующий период был продлен на 2 года), так и в части его погашения (в 2016 году Республика Абхазия дважды допускала образование просроченной задолженности, а в январе 2017 года платеж в погашение основного долга не был осуществлен из-за чего образовалась просроченная задолженность в 131,5 млн. рублей).
По состоянию на 29 марта 2017 года общая сумма платежей, осуществленных абхазской стороной по Соглашению составила 556,8 млн. рублей, из которых 289,8 млн. рублей в погашение основного долга и 267 млн. рублей в уплату процентов. Остаток задолженности составил 1,7 млрд. рублей.
По оценке Минфина Абхазии обслуживание кредита без нарушения социальных обязательств перед населением возможно, если ежегодная сумма платежей не превысит 2% доходной части бюджета за соответствующий год. Учитывая, что на период с 2017 года по 2021 год приходятся максимальные выплаты по погашению и обслуживанию задолженности по Соглашению, которые возрастут в указанный период в 3 - 4 раза по сравнению с предыдущими периодами, сумма платежей составит 5,8% доходной части бюджета Абхазии.
В соответствии с прогнозом социально-экономического развития Республики Абхазия соблюдение указанного показателя в 2% выплат от доходной части бюджета Абхазии возможно продлением периода погашения задолженности по Соглашению на срок не менее чем на 6 лет.
Положения Протокола N 2 направлены на реструктуризацию задолженности Республики Абхазия и предусматривают:
- увеличение периода погашения кредита на 6 лет (с 2023 до 2029 года включительно);
- уменьшение ежегодных сумм платежей в период с 2017 года по 2021 год с 316 - 368 млн. рублей до 109 - 143 млн. рублей (включая проценты за пользование кредитом).
Данные меры обеспечат возможность Республики Абхазия обслуживать свои долговые обязательства по предоставленному государственному экспортному кредиту в полном объеме в соответствии с установленным в Приложении к Протоколу N 2 Графиком погашения консолидированной суммы основного долга.
При этом, согласно пояснительной записке, хотя реализация Протокола N 2 и приведет к сокращению платежей в пользу Российской Федерации в период с 2017 по 2019 год, однако в период до 2029 года включительно общая номинальная сумма причитающихся от дебитора платежей увеличится на 222 млн. рублей.
Также Комитет считает целесообразным обратить внимание Министерства финансов Российской Федерации на необходимость более тщательного прогнозирования и оценки рисков своевременного и в полном объеме выполнения сторонами своих договорных обязательств.
В связи с вышеизложенным, Комитет Государственной Думы по финансовому рынку рекомендует Государственной Думе поддержать законопроект в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Г. Аксаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.