Официальный отзыв Правительства РФ
на проект федерального закона N 221778-7 "О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации",
внесенный депутатами Государственной Думы В.А. Васильевым, С.И. Неверовым и А.К. Исаевым
Досье на проект федерального закона
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается предусмотреть создание специального социального банковского счета, предназначенного только для зачисления денежных средств, на которые в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве не может быть обращено взыскание. К таким денежным средствам относятся, в частности, различные компенсационные и единовременные выплаты, социальные пособия, средства материнского капитала и другие.
Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК) устанавливает основы частноправового регулирования имущественных отношений, в частности, общие положения о банковском счете. В его задачи не входит типизация банковских счетов с установлением специального режима для каждого из них, в связи с чем предлагаемые изменения требуют дополнительного обсуждения.
При определении режима специального социального банковского счета предлагаем предусмотреть в целях обеспечения идентификации поступающих на указанный счет выплат обязательность указания в распоряжениях о переводе денежных средств на указанный счет идентификатора вида выплат, его контроль кредитными организациями в порядке, установленном Банком России, а также обязанность кредитных организаций отказать в зачислении денежных средств на специальный социальный банковский счет в случае отрицательного результата выполнения кредитной организацией процедур контроля распоряжения о переводе денежных средств.
Согласно пункту 3 статьи 860.13 ГК (в редакции законопроекта) в случае признания владельца счета банкротом денежные средства, находящиеся на специальном социальном банковском счете, в конкурсную массу не включаются.
Вместе с тем целью института банкротства является равное и справедливое распределение имущества должника. В то же время, учитывая, что денежные средства, находящиеся на специальном социальном счете, предназначены для обеспечения существования должника - владельца счета, законопроект должен предусмотреть механизм обращения взыскания на указанные денежные средства в случае, когда они таковыми не являются (например, если у владельца счета имелись другие доходы, за счет которых он существовал).
Пункт 2 статьи 860.11 ГК (в редакции законопроекта) необоснованно ограничивает круг субъектов, на которые возлагается обязанность по зачислению платежей, относящихся к доходам, указанным в статье 101 Федерального закона "Об исполнительном производстве", поскольку указанные платежи могут выплачиваться не только органами и организациями, но и физическими лицами (например, денежные суммы, выплачиваемые в качестве алиментов, денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда, причиненного здоровью, или в связи со смертью кормильца).
Также по законопроекту имеются иные замечания редакционного и юридико-технического характера. В частности, пункт 4 статьи 860.12 ГК (в редакции законопроекта) требует уточнения: в каких конкретно установленных законом случаях возможно списание денежных средств со специального банковского счета по распоряжениям отправителя платежа; понятие "субсчет специального социального счета" следует исключить.
На основании изложенного Правительством Российской Федерации законопроект поддерживается с учетом указанных замечаний.
Заместитель Председателя |
С. Приходько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.