Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 3
Порядок установления контрольно-надзорными органами обстоятельств для обоснованного объявления предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований
1. Настоящим порядком определяется алгоритм действий контрольно-надзорных органов по последовательному установлению юридически значимых обстоятельств, указанных в разделе 5.4 Стандарта, необходимых для принятия контрольно-надзорными органами законных и обоснованных решений о возможности объявления подконтрольным субъектам в установленных законодательством Российской Федерации случаях предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований (далее - Порядок).
2. В целях определения правовой возможности объявления подконтрольному субъекту предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований контрольно-надзорному органу надлежит проанализировать следующие факторы:
1) распространяются ли на вид государственного контроля (надзора) в целом положения федерального закона о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле;
2) установлены ли федеральным законом, регулирующим общественные отношения в подконтрольной сфере (далее - специальный федеральный закон), самостоятельные основания для проведения внеплановых проверок.
3. В случае ответа "нет" на вопрос, указанный в подпункте 1 пункта 2 настоящего Порядка, положения федерального закона о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле, в том числе касающиеся объявления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, не применимы.
Если специальным федеральным законом установлены самостоятельные основания для проведения внеплановых проверок или реализации иных внеплановых форм государственного контроля (надзора), то в случае, если эти основания совпадают с основаниями объявления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, установленными федеральным законом о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле, при наличии таких оснований проводится внеплановая проверка или реализуются иные внеплановые формы государственного контроля (надзора) в соответствии с положениями специального федерального закона.
В остальных случаях контрольно-надзорный орган обладает полномочиями объявлять предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.
4. Контрольно-надзорный орган определяет, к какому критерию риска относится готовящееся или допущенное нарушение обязательных требований, информация о котором поступила в контрольно-надзорный орган.
5. Если готовящееся или допущенное нарушение обязательных требований соответствует критериям чрезвычайно высокого, высокого или значительного риска, то в таком случае реализуются внеплановые формы государственного контроля (надзора).
Если готовящееся или допущенное нарушение обязательных требований соответствует критериям среднего или умеренного риска, то при условии ответов "да" на вопросы 1, 4, 5, 7 и ответов "нет" на вопросы 2, 3, 6, указанные в пункте 5 раздела 5.4 Стандарта, контрольно-надзорный орган объявляет предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.
Если готовящееся или допущенное нарушение обязательных требований соответствует критериям низкого риска, то при условии ответов "да" на вопросы 1, 4, 5, 7 и ответов "нет" на вопросы 2, 3, 6 или ответов "да" на вопросы 1, 4, 5 и ответов "нет" на вопросы 2, 3, 6, 7, указанные в пункте 5 раздела 5.4 Стандарта, контрольно-надзорный орган объявляет предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.
6. Если у контрольно-надзорного органа на момент поступления информации о готовящемся или допущенном нарушении обязательных требований отсутствуют подтвержденные данные о том, что такое нарушение причинило вред охраняемым законом ценностям, и (или) привело к возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо создало непосредственную угрозу указанных последствий, то для проверки данного обстоятельства контрольно-надзорный орган в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации проводит предварительную проверку.
7. Должностные лица контрольно-надзорного органа, уполномоченные на проведение предварительной проверки, исходя из характера подконтрольной сферы общественных отношений и сути обязательных требований, которые нарушены или могут быть нарушены, анализируют потенциальные вредные последствия для охраняемых законом ценностей.
С учетом проведенного анализа соответствующие должностные лица предпринимают все возможные в рамках предварительной проверки законные меры для установления фактов наступления или угрозы наступления таких вредных последствий.
8. Если по итогам предварительной проверки контрольно-надзорный орган не получит доказательств того, что готовящееся или допущенное нарушение обязательных требований привело к наступлению или создало непосредственную угрозу наступления вредных последствий, спектр которых был определен в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка, то при соблюдении требований раздела 5.4 Стандарта контрольно-надзорный орган объявляет подконтрольному субъекту предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.
9. Для ответа на вопрос о привлечении подконтрольного субъекта к ответственности за нарушение обязательных требований, информация о готовящемся или допущенном нарушении которых поступила в контрольно-надзорный орган, проводится анализ фактов законного привлечения подконтрольного субъекта к административной и (или) уголовной ответственности за нарушение соответствующих обязательных требований.
В указанных целях надлежит придерживаться следующего алгоритма действий:
1) контрольно-надзорный орган устанавливает, какими статьями законодательства об административных правонарушениях и (или) уголовного законодательства предусмотрена ответственность за нарушение соответствующих обязательных требований;
2) по имеющейся в распоряжении контрольно-надзорных органов информации, а также с использованием открытых официальных источников информации о принятых судебных актах (государственные автоматизированные информационные системы электронного правосудия "Правосудие", "Картотека арбитражных дел"), контрольно-надзорный орган выявляет факты привлечения подконтрольного субъекта к ответственности по установленным статьям законодательства об административных правонарушениях и (или) уголовного законодательства за три года, предшествующие получению контрольно-надзорным органом информации о готовящемся или допущенном нарушении обязательных требований;
3) если будут выявлены факты привлечения подконтрольного субъекта по соответствующим статьям законодательства об административных правонарушениях и (или) уголовного законодательства за указанный период времени, то в рамках сформированной выборки правовых актов (решения судов, постановления контрольно-надзорного органа о привлечении к административной ответственности) контрольно-надзорный орган проверяет, привлекался ли подконтрольный субъект за нарушение тех обязательных требований, о готовящемся или допущенном нарушении которых поступила информация в контрольно-надзорный орган;
4) если подконтрольный субъект привлекался за нарушение обязательных требований, о готовящемся или допущенном нарушении которых поступила информация в контрольно-надзорный орган, в течение трех лет, предшествующих дню поступления соответствующей информации, контрольно-надзорный орган выясняет, считается ли подконтрольный субъект на момент поступления такой информации подвергнутым административной ответственности за административное правонарушение или является ли подконтрольный субъект - гражданин судимым за преступления, непосредственно связанные с нарушением соответствующих обязательных требований.
10. Если по результатам анализа, проведенного в соответствии с пунктом 9 настоящего Порядка, не будет выявлено, что на момент поступления информации о готовящемся или допущенном нарушении обязательных требований подконтрольный субъект считается подвергнутым административной ответственности за административное правонарушение или подконтрольный субъект - гражданин является судимым за преступления, непосредственно связанные с нарушением соответствующих обязательных требований, то при соблюдении требований раздела 5.4 Стандарта, контрольно-надзорный орган объявляет подконтрольному субъекту предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.
11. К дополнительным данным о признаках недобросовестности подконтрольного субъекта и (или) свидетельствующим в конкретном случае о недостаточном уровне защищенности охраняемых законом ценностей, влияющим на обоснованность объявления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, относятся сведения о следующих фактах:
1) ранее подконтрольному субъекту объявлялось предостережение о недопустимости нарушения тех или иных обязательных требований, подконтрольным субъектом в контрольно-надзорный орган направлялось уведомление об исполнении предостережения, но впоследствии, в том числе в ходе мероприятий по контролю (надзору) был установлен факт неисполнения подконтрольным субъектом нарушения таких обязательных требований;
2) ранее подконтрольному субъекту объявлялось предостережение о недопустимости нарушения тех или иных обязательных требований, подконтрольным субъектом в контрольно-надзорный орган не направлялись уведомление об исполнении предостережения или возражение на предостережение, но впоследствии, в том числе в ходе мероприятий по контролю (надзору), был установлен факт неисполнения подконтрольным субъектом нарушения таких обязательных требований;
3) ранее подконтрольному субъекту объявлялось предостережение о недопустимости нарушения тех или иных обязательных требований, подконтрольным субъектом в контрольно-надзорный орган направлялось возражение на предостережение, по итогам рассмотрения которого контрольно-надзорным органом установлена необоснованность доводов подконтрольного субъекта и подтверждена законность объявленного предостережения, о чем в установленном законом порядке было сообщено подконтрольному субъекту, но впоследствии, в том числе в ходе мероприятий по контролю (надзору), был установлен факт неисполнения подконтрольным субъектом нарушения таких обязательных требований;
4) на момент получения контрольно-надзорным органом информации о готовящемся или допущенном нарушении обязательных требований, подконтрольный субъект считается подвергнутым административной ответственности за административное правонарушение или подконтрольный субъект - гражданин является судимым за преступления, непосредственно связанные с нарушением аналогичных или смежных обязательных требований*(28);
5) в течение трех лет, предшествующих получению контрольно-надзорным органом информации о готовящемся или допущенном нарушении обязательных требований, подконтрольный субъект привлекался к административной и (или) уголовной ответственности за нарушение соответствующих обязательных требований;
6) подконтрольный субъект, в отношении которого поступила информация о готовящемся или допущенном нарушении обязательных требований, зарегистрирован менее чем за год до дня получения контрольно-надзорным органом такой информации, при этом в отношении указанного подконтрольного субъекта не проводились внеплановые проверки по установленным законом основаниям, либо внеплановые проверки проводились и были выявлены факты нарушения тех же обязательных требований, о нарушении которых контрольно-надзорным органом получена информация, либо аналогичных или смежных обязательных требований, и при условии, что деятельность таких подконтрольных субъектов или используемые ими производственные объекты отнесены к категориям чрезвычайно высокого, высокого, значительного или среднего риска или 1-4 классам опасности;
7) соответствуют ли готовящиеся нарушения или признаки нарушений обязательных требований, сведения о которых получены контрольно-надзорным органом, установленным для данного вида государственного контроля (надзора) индикаторам риска нарушения обязательных требованиях, если в соответствии с положениями о видах государственного контроля (надзора) индикаторы риска нарушения обязательных требований не являются безусловным основанием проведения внеплановых проверок и иных форм государственного контроля (надзора).
12. Подпункты 1-3 пункта 11 настоящего Порядка применяются только в случае отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании объявленного предостережения незаконным и (или) необоснованным, либо, если объявленное предостережение обжаловалось только в досудебном (внесудебном) порядке, в случае отсутствия решения уполномоченного на рассмотрение жалобы должностного лица контрольно-надзорного органа или вышестоящего органа государственной власти о признании объявленного предостережения незаконным и (или) необоснованным.
13. Наличие хотя бы одного из обстоятельств, указанных в подпунктах 4, 6 пункта 11 настоящего Порядка, является самостоятельным основанием для вывода контрольно-надзорного органа о необоснованности объявления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и необходимости реализации внеплановых форм государственного контроля (надзора).
14. Обстоятельства, указанные в подпунктах 1-3 пункта 11 настоящего Порядка, могут стать самостоятельным основанием для вывода контрольно-надзорного органа о необоснованности объявления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и необходимости реализации внеплановых форм государственного контроля (надзора) только в случае, если обязательные требования, факт неисполнения которых был установлен, соответствуют критериям среднего риска.
В остальных случаях (если обязательные требования соответствуют критериям умеренного или низкого риска) каждое из обстоятельств, указанных в подпунктах 1 - 3 пункта 11 настоящего Порядка, следует рассматривать только в совокупности с иными обстоятельствами, указанными в пункте 11 настоящего Порядка.
15. Обстоятельство, указанное в подпункте 5 пункта 11 настоящего Порядка, является самостоятельным основанием для вывода контрольно-надзорного органа о необоснованности объявления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и необходимости реализации внеплановых форм государственного контроля (надзора) в следующих случаях:
1) выявлено 5 и более эпизодов законного привлечения подконтрольного субъекта к административной ответственности за нарушение соответствующих обязательных требований (в том числе, если речь идет о "серии" дел);
2) выявлено от 1 до 4 эпизодов законного привлечения подконтрольного субъекта к административной ответственности за нарушение соответствующих обязательных требований, при этом степень общественной опасности совершенных административных правонарушений оценивается как высокая*(29);
3) совершенное подконтрольным субъектом - гражданином преступление относится к категории преступлений средней тяжести;
4) совершенное подконтрольным субъектом - гражданином преступление относится к категории преступлений небольшой тяжести, при этом гражданину было назначено наказание в виде лишения свободы.
В остальных случаях обстоятельство, указанное в подпункте 5 пункта 11 настоящего Порядка, следует рассматривать только в совокупности с иными обстоятельствами, указанными в пункте 11 настоящего Порядка.
16. Наличие любой (качественно и количественно) совокупности обстоятельств, указанных в пункте 11 настоящего Порядка, является основанием для вывода контрольно-надзорного органа о необоснованности объявления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и необходимости реализации внеплановых форм государственного контроля (надзора).
______________________________
*(28) Аналогичные обязательные требования - это расположенные в разных нормативных правовых актах или в разных структурных частях одного нормативного правового акта обязательные требования, содержащие идентичные правила поведения подконтрольных субъектов (например, требования различных технических регламентов к маркировке продукции). Смежные обязательные требования - это тесно связанные по смыслу, расположенные в разных правовых актах или в разных структурных частях одного правового акта обязательные требования, устанавливающие юридически самостоятельные обязанности подконтрольных субъектов в рамках определенной сферы общественных отношений, при этом нарушение одних обязательных требований, как правило, влечет за собой нарушение сопряженных с ними обязательных требований (например, требование о проведении работодателем специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда и требование к работодателю обеспечить соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте).
*(29) Для целей настоящего Стандарта в качестве формальных признаков высокой степени общественной опасности административного правонарушения можно рассматривать материальный состав административного правонарушения, предполагающий обязательное наступление вредных последствий (с учетом анализа определенной законом тяжести причинения вреда охраняемым законом ценности) и (или) установленные санкцией соответствующей статьи следующие административные наказания: штраф для юридических лиц 200 000 рублей и выше; административное приостановление деятельности; дисквалификация.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.