Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление двадцать первой сессии Новосибирского областного Совета депутатов от 4 сентября 2003 г. "Об областной целевой программе "Организация работы по улучшению условий и охраны труда в Новосибирской области на 2004-2005 годы"

2. Объем финансирования из областного бюджета на реализацию областной целевой программы "Организация работы по улучшению условий и охраны труда в Новосибирской области на 2004-2005 годы" ежегодно уточняется при принятии закона Новосибирской области об областном бюджете.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель Совета

В.В.Леонов

 

Областная целевая программа
"Организация работы по улучшению условий и охраны труда
в Новосибирской области на 2004 - 2005 годы"
(утв. постановлением Новосибирского областного Совета депутатов от 4 сентября 2003 г.)

 

1. Паспорт

 

Наименование
программы
Областная целевая программа "Организация работы по
улучшению условий и охраны труда в Новосибирской
области на 2004 - 2005 годы"
Наименование, дата и
номер нормативного
акта о разработке
программы
Постановление главы администрации Новосибирской
области от 10.02.2003г. N 69 "Об основных задачах
по регулированию социально-трудовых отношений на
2003 год и мерах по их решению"
Государственный
заказчик программы
Администрация Новосибирской области
Исполнитель
программы
Управление труда и занятости населения
администрации области
Руководитель
программы
Начальник управления труда и занятости населения
администрации области (Инина Н.Д.)
Основные
разработчики
программы
Управление труда и занятости населения
администрации Новосибирской области;
Управление сельского хозяйства администрации
Новосибирской области;
Управление образования администрации Новосибирской
области;
Управление здравоохранения администрации
Новосибирской области;
ФГУ "Центр государственного
санитарно-эпидемиологического надзора в
Новосибирской области";
Новосибирский научно-исследовательский институт
гигиены Минздрава России;
Цель и задачи
программы
Цель - создание условий для снижения рисков
производственного травматизма и профессиональной
заболеваемости работников.
Задачи:
разработка и внедрение эффективных методов
профилактики производственного травматизма,
профессиональных заболеваний, реабилитации
инвалидов труда;
реализация механизма экономической
заинтересованности работодателей в создании
безопасных условий и охраны труда работников;
содействие обеспечению работников
сертифицированными средствами защиты;
развитие системы обучения охране труда;
совершенствование нормативного правового и
информационного обеспечения государственной
политики в области охраны труда;
осуществление дополнительных мер по улучшению
условий и охраны труда в организациях
агропромышленного комплекса.
Сроки реализации
программы
2004 - 2005 годы
Исполнители основных
мероприятий
Управление труда и занятости населения
администрации Новосибирской области;
Государственное учреждение "Новосибирский областной
центр охраны труда";
Управление сельского хозяйства администрации
Новосибирской области;
Управление здравоохранения администрации
Новосибирской области;
Управление образования администрации Новосибирской
области;
Управление науки, высшего, среднего
профессионального образования и технологий
администрации Новосибирской области;
Управление социальной защиты населения
администрации Новосибирской области;
Территориальные администрации районов и органы
местного самоуправления городов областного
значения;
Новосибирское региональное отделение Фонда
социального страхования Российской Федерации;
Работодатели;
Федерация профсоюзов Новосибирской области;
Центры Госсанэпиднадзора в Новосибирской области;
Новосибирский научно-исследовательский институт
гигиены Минздрава России;
Новосибирский государственный аграрный университет;
Новосибирский государственный технический
университет;
Новосибирский технологический институт Московского
государственного университета дизайна и технологии
Объемы
финансирования
(с расшифровкой по
годам и источникам)
Объем финансирования программы
в 2004 - 2005 г.г. 1692688,6 тыс. рублей

Федеральный бюджет: 3558,0 тыс. рублей:
2004 г. - 1684,0 тыс. рублей, 2005 г. - 1874,0 тыс.
рублей;

Областной бюджет: 6729,6 тыс. рублей:
2004 г. - 3264,8 тыс. рублей, 2005 г. - 3464,8 тыс.
рублей;

Средства работодателей: 1657185,0 тыс. рублей:
2004 г. - 803435,0 тыс. рублей, 2005 г. - 853750,0
тыс. рублей.

Средства Фонда социального
страхования РФ: 25216,0 тыс. рублей:
2004 г. - 12608,0 тыс. рублей, 2005 г. - 12608,0
тыс. рублей.
Ожидаемые конечные
результаты
реализации программы
Снижение рисков производственного травматизма и
профессиональной заболеваемости работников:
обеспечение безопасных условий труда на 6500
рабочих мест ежегодно по результатам их
аттестации;
снижение уровня травматизма по причине
необученности работников не менее чем 5 процентов в
год
обеспечения работников организаций
сертифицированными средствами индивидуальной
защиты;
своевременное установление начальных признаков
профессиональных заболеваний и снижение риска
инвалидности;
внедрение механизма экономической
заинтересованности работодателей по созданию
здоровых и безопасных условий труда;
создание системы обеспечения нормативными
методическими документами организаций области и
пропаганды охраны труда;
снижение уровня производственного травматизма в
сельском хозяйстве не менее чем на 5 процентов в
год.
Уменьшение государственных расходов на
восстановление здоровья и реабилитацию работников,
пострадавших на производстве.
Сокращение расходов организаций, обусловленных
потерями вследствие простоя оборудования, снижением
производительности труда, а также материальными
потерями во время болезни работников.
Сумма финансовых
затрат на разработку
проекта программы и
источники их
финансирования
Не требуется

2. Общие положения

 

2.1. Объект, предмет регулирования и сфера действия программы
"Организация работы по улучшению условий и охраны труда в Новосибирской
области на 2004-2005 годы"

 

Управление труда и занятости населения администрации области осуществляет государственное управление охраной труда на территории области в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также законами и нормативными правовыми актами области.

Основные структурные подразделения администрации области: департаменты (агропромышленного комплекса; строительства, архитектуры и дорожного комплекса; энергетики и жилищно-коммунального хозяйства; транспортного комплекса и систем связи), управления (здравоохранения; социальной защиты; фармацевтической деятельности; образования; начального профессионального образования; культуры), комитеты (по физической культуре и спорту; по печати) администрации области:

обеспечивают реализацию государственной политики в области охраны труда, осуществляют организационно-методическое руководство службами охраны труда подведомственных учреждений и организаций в пределах своих полномочий, координируют их работу;

оказывают практическую помощь подведомственным организациям в разработке перспективных и текущих программ улучшения условий и охраны труда, а также организационно-технических и санитарно-оздоровительных мероприятий, предусмотренных коллективными договорами (соглашениями);

участвуют в расследовании несчастных случаев на производстве, происшедших в подведомственных организациях;

проводят анализ состояния производственного травматизма и условий труда в подведомственных организациях, разрабатывают мероприятия по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Комитеты по промышленности, по развитию предпринимательской деятельности, по регулированию потребительского рынка и сферы услуг администрации области обеспечивают реализацию основных направлений государственной политики в области охраны труда и участвуют в расследовании несчастных случаев на производстве, происшедших в организациях отрасли.

Областная целевая программа "Организация работы по улучшению условий и охраны труда в Новосибирской области на 2004-2005 годы" (далее - программа) разработана на основе анализа состояния условий и охраны труда работников организаций области и направлена на решение неотложных задач по улучшению ситуации в сфере охраны труда.

Мероприятия программы разработаны управлением труда и занятости населения администрации области с учетом предложений структурных подразделений администрации области, территориальных подразделений федеральных органов контроля и надзора, Новосибирского НИИ гигиены Минздрава России, Федерации профсоюзов Новосибирской области, Новосибирского союза руководителей предприятий, работодателей.

Объект программы: условия и охрана труда работников в процессе трудовой деятельности.

Предмет регулирования: трудовые отношения работника и работодателя.

Сфера действия: социально-экономическая.

2.2. Основные понятия и термины, используемые в программе

 

Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.

Профессиональные заболевания - заболевания, в возникновении которых решающая роль принадлежит воздействию неблагоприятных факторов производственной среды и трудового процесса.

Профессиональный риск - величина вероятности нарушения (повреждения) здоровья с учетом тяжести последствий в результате неблагоприятного влияния факторов производственной среды и трудового процесса.

2.3. Нормативно-правовая база разработки программы

 

Программа разработана с учетом нормативных правовых актов по охране труда, действующих по состоянию на 01.05.2003 года, в том числе требований Трудового кодекса Российской Федерации, Федеральных законов "Об основах охраны труда в Российской Федерации" и "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", закона Новосибирской области "Об охране труда в Новосибирской области", постановления главы администрации области "Об утверждении Положения о порядке разработки и реализации областных целевых программ" от 27.01.99 г. N 43.

3. Содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения программными методами

 

Состояние условий и охраны труда является важнейшей составляющей социально-трудовой сферы и затрагивает интересы работников и работодателей, оказывает влияние на обеспечение экономики трудовыми ресурсами и улучшение демографической ситуации.

Осуществленные в последние три года администрацией области, органами надзора и контроля, профсоюзами и работодателями меры по улучшению условий и охраны труда способствовали проявлению позитивных тенденций в этой сфере. В 2002 году на 9,3 процента уменьшилась численность работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве. Снизилось число погибших на производстве со 125 человек до 89 человек. Уменьшается численность работников, занятых в условиях труда, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, за 2002 год этот показатель снизился на 4,5 процента. Уменьшилось количество профессиональных заболеваний на 16 процентов. Прошли обучение охране труда около 12 тысяч руководителей, специалистов и работников организаций, что на 11 процентов больше, чем в 2001 году. Это способствовало снижению в три раза производственного травматизма по причине необученности персонала.

Ежегодно растут затраты работодателей на мероприятия по охране труда, только в 2002 году на эти цели израсходовано около 800 миллионов рублей. Финансирование в расчете на 1 работающего в 2002 году увеличилось на 27,3 процента.

Вместе с тем, за годы реформ в большинстве отраслей экономики разрушена эффективно действовавшая ранее система ведомственного (отраслевого) управления охраной труда, ликвидированы службы охраны труда в большинстве организаций. Несмотря на наметившуюся тенденцию снижения профессиональной заболеваемости и производственного травматизма, значительная численность работников, занятых в промышленности, строительстве, связи и на транспорте, трудится в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, а инвалидами вследствие трудового увечья ежегодно признается более 250 человек, из них каждый четвертый - по профзаболеванию, ежегодно травмируется на производстве более 3000 человек.

Хотя состояние условий и охраны труда в сельском хозяйстве значительно улучшилось, в отрасли остается пока достаточно высоким уровень производственного травматизма. Финансирование мер по охране труда в расчете на одного работающего в 7,5 раза ниже среднего показателя по области. Работодателями недостаточно активно проводится аттестация рабочих мест по условиям труда.

Увеличиваются затраты Новосибирского регионального отделения Фонда социального страхования России на возмещение вреда пострадавшим при несчастных случаях на производстве и профзаболеваниях, в 2002 году они составили 235,3 млн. рублей, что на 88,7 млн. рублей больше, чем в 2001 году.

Работодателями недостаточно эффективно используются возможности частичного финансирования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников за счет страховых взносов по обязательному социальному страхованию на эти цели. В 2002 году всего 8 организаций области получили скидки к страховому тарифу, а надбавки за неудовлетворительное состояние охраны труда 128 организаций.

Из-за недостатка средств работодатели используют не сертифицированные средства индивидуальной защиты, что приводит к увеличению травматизма и профессиональной заболеваемости из-за их низкого качества.

В числе основных причин производственного травматизма остаются недостатки в организации и производстве работ, и необученность персонала (более 40 процентов случаев).

Программа направлена на сохранение и развитие позитивных тенденций в этой сфере, обеспечение профилактики производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников. Практика доказывает, что затраты финансовых средств на профилактику несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, как правило, в 3-5 раз ниже, чем затраты на возмещение вреда от их последствий.

Необходимость применения программного метода в решении проблем улучшения условий и охраны труда в области предопределяется социально-экономическим характером проблемы.

4. Основная цель и задачи программы

 

Цель - создание условий для снижения рисков производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работников.

Задачи:

разработка и внедрение эффективных методов профилактики производственного травматизма, профессиональных заболеваний, реабилитации инвалидов труда;

реализация механизма экономической заинтересованности работодателей в создании безопасных условий и охраны труда работников;

содействие обеспечению работников сертифицированными средствами защиты;

развитие системы обучения охране труда;

совершенствование нормативного правового и информационного обеспечения государственной политики в области охраны труда;

осуществление дополнительных мер по улучшению условий и охраны труда в организациях агропромышленного комплекса.

5. Система программных мероприятий

 

5.1. Нормативное правовое обеспечение охраны труда

 

Важнейшим направлением региональной политики по обеспечению безопасных условий труда является создание развитой нормативной базы. Мероприятия данного раздела направлены на совершенствование существующих и создание новых нормативных правовых актов в сфере охраны труда.

Работу по нормативному правовому обеспечению охраны труда предусматривается проводить по двум направлениям:

разработка предложений по совершенствованию нормативной правовой базы с целью усиления государственных гарантий по охране труда на федеральном уровне;

разработка областных нормативных правовых актов, регламентирующих безопасные условия и охрану труда в организациях.

5.2. Организационное и техническое обеспечение охраны труда

 

Мероприятия раздела направлены на создание условий для снижения рисков производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Меры по улучшению состояния охраны труда в организациях предусматривают внедрение механизма экономической заинтересованности работодателей в создании безопасных условий труда, проведение аттестации рабочих мест по условиям труда и последующей сертификации работ по охране труда. Планируется проведение аттестации рабочих мест ежегодно в 80 организациях области, что обеспечит безопасные условия труда на 6500 рабочих мест.

Содействие обеспечению работников средствами индивидуальной и коллективной защиты заключается в создании новых производств по изготовлению средств индивидуальной защиты на базе предприятий Главного управления исполнения наказаний, формирование областного централизованного заказа на изготовление средств защиты, создание постоянно действующей выставки.

На снижение профессиональной заболеваемости направлены исследования неблагоприятных факторов условий труда, проведение экспертиз условий труда, создание исследовательской лаборатории для измерения параметров производственной среды, разработка и внедрение соответствующих рекомендаций.

5.3. Обучение, информационное обеспечение и пропаганда охраны труда

 

Организация обучения и проверки знаний по охране труда направлены на овладение руководителями и специалистами современных знаний и опыта работы в сфере охраны труда, на снижение производственного травматизма по причинам неудовлетворительной организации производства работ и необученности персонала.

Подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда в учреждениях высшего профессионального образования позволит обеспечить организации области квалифицированными кадрами. В вузах города будет подготовлено специалистов в области охраны труда: в 2004 году - 33 человек, в 2005 году - 90 человек.

Предусматривается обучение руководителей и специалистов за счет средств работодателей, отдельных категорий застрахованных за счет средств Фонда социального страхования РФ. Намечается провести обучение не менее 10 тыс. человек в год, в том числе руководителей и специалистов не менее 5 тыс. человек.

Принятие новых нормативных правовых актов по охране труда, периодический пересмотр действующих нормативных требований в этой сфере, предполагают своевременное доведение до организаций соответствующей информации с использованием компьютерных информационных систем, разработку и издание методической и учебной литературы и обеспечение ими организаций и органов исполнительной власти.

Размещение материалов по охране труда в средствах массовой информации, проведение совещаний и семинаров с руководителями организаций, проведение смотров-конкурсов, выставок, олимпиад, использование передового опыта, разработка и выпуск кино и видео материалов, позволят повысить уровень знаний по охране труда всех участников трудовых отношений.

5.4. Лечебно-профилактические и реабилитационные мероприятия

 

Мероприятия этого раздела направлены на решение основной задачи - реализацию мер по профилактике профессиональных заболеваний, способствующих сохранению и восстановлению здоровья и работоспособности работников.

Предусматривается разработка и внедрение в организациях области эффективных методов профилактики наиболее распространенных среди работников профессиональных патологий от воздействия шума, вибрации и промышленных аэрозолей. Методические рекомендации по профилактике профзаболеваний работников предназначены для специалистов Центров профпатологии, лечебно-профилактических учреждений, служб охраны труда, аттестационных комиссий организаций, разрабатывающих планы оздоровительных мероприятий на основании результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.

Будут реализованы мероприятия по повышению качества проведения обязательных профилактических медицинских осмотров работников, занятых во вредных и опасных условиях труда.

5.5. Дополнительные мероприятия по охране труда в агропромышленном
комплексе

 

В результате принятых администрацией области мер в состоянии условий и охраны труда в агропромышленном комплексе произошли позитивные изменения. Улучшились условия труда в животноводстве, повысился уровень проведения обязательных медицинских осмотров и обеспеченности специальной одеждой, средствами индивидуальной защиты. В 60 процентах организаций с численностью более 100 человек восстановлены службы охраны труда.

Однако состояние условий и охраны труда в агропромышленном комплексе требует принятия дополнительных мер в этой сфере. Пока сохраняется значительно выше среднеобластного уровень производственного травматизма, более 60 процентов рабочих мест не отвечают санитарно-гигиеническим нормам, затраты на мероприятия по охране труда по итогам 2002 года в расчете на одного работника составили 183,2 рублей, при средних затратах по области 1401,6 рублей.

В связи с этим, в программе предусматриваются дополнительные мероприятия: разработка и внедрение методик и рекомендаций, издание сборников нормативно-правовых актов, направленных на улучшение условий охраны труда работников животноводства, механизаторов. Ряд мероприятий направлен на обучение и повышение квалификации по охране труда руководителей и специалистов. За счет средств работодателей предусматривается улучшение санитарно-бытового обслуживания работников животноводства, обеспечение создания служб охраны труда (или специалистов) в организациях с численностью более 100 человек: в 2004 году - 70 процентов от общей численности, в 2005 году - 80 процентов.

6. Ресурсное обеспечение программы

 

Финансирование затрат на реализацию мероприятий программы будет осуществляться за счет средств федерального и областного бюджетов, средств Фонда социального страхования РФ, средств работодателей.

Суммарные затраты на реализацию мероприятий программы составляют 1692688,6 тыс. рублей, в том числе: 2004 году - 820991,8 тыс. рублей, 2005 году - 871696,8 тыс. рублей.

 

                            2004 г.               2005 г.
федеральный бюджет          1684,0 тыс. рублей    1874,0 тыс. рублей
областной бюджет            3264,8 тыс. рублей    3464,8 тыс. рублей
средства работодателей      803435,0 тыс. рублей  853750,0 тыс. рублей
средства Фонда социального  12608,0 тыс. рублей   12608,0 тыс. рублей
страхования РФ

7. Оценка эффективности реализации программы

 

Программа сформирована как единый комплекс организационных, методических, исследовательских, учебных, производственных, санитарно-гигиенических, медицинских, информационных, пропагандистских и других мероприятий, обеспечивающих достижение поставленной цели.

Основное внимание при разработке программы уделено достижению социального эффекта вследствие осуществления программных мероприятий, что должно проявиться в сокращении производственного травматизма, уменьшении профессиональной и производственно-обусловленной заболеваемости, повышении безопасности труда, социальной защищенности и сохранении здоровья работников.

Экономический эффект от реализации программы ожидается в:

уменьшении государственных расходов в результате сокращения выплат пособий по временной нетрудоспособности, единовременных и ежемесячных выплат пострадавшим на производстве или их родственникам в связи с потерей кормильца, расходов на медицинскую, профессиональную и социальную реабилитацию, специальный медицинский уход, санаторно-курортное лечение, протезирование и обеспечение инвалидов труда приспособлениями для трудовой деятельности и транспортными средствами, льготное пенсионное обеспечение работника за вредные и опасные условия труда;

сокращение расходов предприятий, обусловленных потерями вследствие простоев оборудования, расходами, связанными с расследованием несчастных случаев, снижением производительности труда, а также материальными потерями во время болезни работников.

Организации, осуществляющие меры по улучшению условий и охраны труда, получат также экономический эффект за счет сокращения штрафов, уменьшения расходов, связанных с переходом на страховые принципы возмещения вреда пострадавшим и их родственникам.

8. Контроль за ходом реализации программы

 

Контроль за ходом реализации программы осуществляется управлением труда и занятости населения администрации области.

Государственный заказчик программы с учетом финансовых средств, выделяемых на реализацию программы из различных источников, и предварительных результатов ее выполнения уточняет мероприятия программы, промежуточные сроки их реализации и объемы финансирования.

Информация о результатах реализации программы представляется в установленном порядке в департамент экономического развития и промышленности администрации области до 20 числа месяца, следующего за окончанием квартала.

Ход реализации и итоги выполнения программы периодически рассматриваются на заседаниях областного координационного совета по охране труда.

 

 

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление двадцать первой сессии Новосибирского областного Совета депутатов от 4 сентября 2003 г. "Об областной целевой программе "Организация работы по улучшению условий и охраны труда в Новосибирской области на 2004-2005 годы"


Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия


Текст постановления официально опубликован не был


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Постановление сорок первой сессии Новосибирского областного Совета депутатов от 31 марта 2005 г.