1. Методика определения уровней готовности технологии (далее - Методика) предназначена для определения Министерством образования и науки Российской Федерации и участниками федеральной целевой программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы" уровня готовности, предлагаемой к разработке/разрабатываемой/разработанной технологии в зависимости от вида научной и научно-технической деятельности. Данная Методика применяется при организации приема конкурсных заявок, планировании государственных закупок, формировании мероприятий федеральной целевой программы, ориентированных на поддержку фундаментальных и прикладных исследований и экспериментальных разработок, а также заявителями, претендующими на включение предложенных ими тематик исследований в число проектов, финансируемых, в том числе в рамках настоящей федеральной целевой программы.
2. Настоящая Методика также может быть использована при организации приема конкурсных заявок, планировании государственных закупок, формировании основных мероприятий в рамках других федеральных целевых программ и государственных программ Российской Федерации, ориентированных на поддержку фундаментальных и прикладных исследований, а также выполнение экспериментальных разработок и поддержку производства, для определения соотношений бюджетного и внебюджетного финансирования.
3. Настоящая Методика не применяется для определения уровней готовности химико-технологических процессов и фармацевтических технологий, для которых Минобрнауки России устанавливаются отдельные положения.
4. В настоящей Методике под видами научной и научно-технической деятельности понимаются научные исследования и разработки, классифицируемые как фундаментальные и прикладные научные исследования и экспериментальные разработки.
5. Под видом производственной деятельности понимается этап освоения производства, включающий опытно-промышленное производство и сертификацию, а также серийное производство.
6. Правовую основу Методики составляет законодательство в сфере развития науки и технологий, действующие нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации и Минобрнауки России, а также ГОСТы.
7. Исходя из уровня готовности технологии, определяется соотношение бюджетных и внебюджетных средств в прикладные научные исследования и экспериментальные разработки, осуществляемые в рамках федеральной целевой программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы".
8. Для целей настоящей Методики используются следующие термины.
НИОКТР - научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы, включают фундаментальные и прикладные исследования и экспериментальные разработки.
Технология - совокупность методов и (или) последовательность производственных операций и процессов, средств, в том числе технических, обеспечивающих их реализацию, и используемых ресурсов (научных знаний, материальных, энергетических, финансовых, информационных, управленческих), необходимых для получения конечной продукции (товаров, услуг) с заданными параметрами.
Уровень готовности технологии (УГТ) - это характеристика соответствия конкретной технологии уровню ее зрелости от идеи до серийного производства, выражающаяся в определенном научном, научно-техническом или производственном результате, измеряемая соответствующими показателями результативности и соответствующая определенному диапазону вкладываемых бюджетных средств.
Шкала уровней готовности технологии (шкала УГТ) - перечень стадий изготовления и проверки объекта разработки от идеи до серийного образца, изготовленного последовательно по лабораторной, опытной, промышленной полномасштабной технологии. Шкала УГТ характеризуется уровнями от 0 - начальный уровень, до 9 - зрелый уровень готовности технологии.
Фундаментальные научные исследования - экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей среды.
Неориентированные фундаментальные исследования - исследования, направленные на получение новых знаний. Но при этом отсутствуют цели получения долгосрочных экономических или социальных эффектов, применения результатов исследований для решения практических задач или их передачи в сферы, где они могут быть применимы.
Ориентированные фундаментальные исследования - исследования, направленные на определенные сферы общих научных интересов с выраженной (неконкретной) целью применения результатов в будущем. Выполняются с намерением создания широкой базы знаний, обеспечивающей решение уже существующих или возможных в будущем проблем.
Прикладные научные исследования - исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач.
Экспериментальные разработки - деятельность, основанная на знаниях, приобретенных в результате проведения научных исследований или на основе практического опыта, включая создание новых материалов, продуктов, процессов, устройств, услуг, систем или методов и их дальнейшее совершенствование.
Опытное производство - производство образцов, уникальных, мелкосерийных и серийных изделий для проведения их экспертизы и сертификации, получения необходимой документации для производства.
Сертификация - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров. Под сертификацией подразумевается также процедура получения сертификата.
Серийное производство - производство, характеризуемое изготовлением или ремонтом изделий периодически повторяющимися партиями, по окончательно отработанной и утвержденной производственной документации.
9. Для определения уровня готовности технологии осуществляется анализ научных и научно-технических результатов, подтвержденных публикациями в научных изданиях индексируемых российскими и зарубежными реферативно-библиографическими базами данных, и (или) охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности, а также оценкой наличия и полноты рабочей конструкторской, технологической и иной технической документации. Дополнительно возможно сопоставление с результатами анализа других доступных научно-информационных источников.
10. Анализ уровня готовности технологии осуществляется распорядителем бюджетных средств, выделяемых на НИОКТР в рамках финансирования проектов федеральной целевой программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы" (далее - распорядитель средств) и других программ, либо уполномоченной им организацией на основании представленных получателем бюджетных средств научных или научно-технических результатов.
11. На основе анализа научного и научно-технического результата, показателей результативности и других характеристик технологии определяется уровень ее готовности и соотношение вкладываемых бюджетных и внебюджетных средств, согласно таблице, представленной в приложении к настоящей Методике.
12. Размер доли вкладываемых бюджетных средств в прикладные исследования и экспериментальные разработки может быть пересмотрен в большую сторону распорядителем средств либо уполномоченной им организацией в целях ускорения продвижения технологии по шкале УГТ, а также для сокращения времени вывода на рынок новой продукции и увеличения налоговых поступлений. Кроме этого, в целях выполнения приоритетных и значимых социально-экономических задач исследования и разработки могут быть профинансированы по верхней границе диапазона бюджетного финансирования либо полностью из средств федерального бюджета.
13. Решение о конкретном размере доли вкладываемых бюджетных средств из определенных диапазонов, представленных в таблице приложения к настоящей Методике, принимается экспертным путем распорядителем средств либо уполномоченной им организацией, в зависимости от содержательной части проекта НИОКТР, проведенных патентных исследований, тестирований и испытаний, степени новизны технических решений и от обязательств по коммерциализации, принимаемых на себя организациями, вкладывающими внебюджетные средства.
14. В качестве внебюджетных средств рассматриваются собственные средства организаций, заемные средства организаций (целевые займы и ссуды, облигационные займы, средства иностранных инвесторов, кредиты банков, возвратные средства институтов развития) и прочие привлеченные средства (благотворительные взносы, целевые гранты, средства заинтересованных организаций).
Заместитель Министра образования |
Г.В. Трубников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методика определения уровней готовности технологии в рамках проектов федеральной целевой программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы" (утв. Министерством образования и науки РФ 11 июля 2017 г. N ГТ-57/14вн)
Текст методики официально опубликован не был