Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 16 октября 2017 г. N 47-КГ17-17
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Вавилычевой Т.Ю. и Жубрина М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 16 октября 2017 г. гражданское дело по иску Харымовой Ирины Александровны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Оренбурге о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, возложении обязанности включить в стаж периоды работы и назначить пенсию по кассационной жалобе начальника Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Оренбурге Борисова Т.Е. на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 27 июля 2016 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 1 ноября 2016 г., которыми исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Харымова И.А. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Оренбурге (далее - УПФР в г. Оренбурге, пенсионный орган) о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, возложении обязанности включить в стаж периоды работы и назначить пенсию.
В обоснование заявленных требований Харымова И.А. указала на то, что 1 сентября 2015 г. она обратилась в УПФР в г. Оренбурге с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей).
Решением УПФР в г. Оренбурге от 9 декабря 2015 г. N 49 ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" из-за отсутствия требуемого 25-летнего стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей.
В специальный стаж Харымовой И.А. пенсионный орган не засчитал периоды её работы и иной деятельности: со 2 ноября 1994 г. по 4 января 1995 г., с 11 января 1995 г. по 8 января 1996 г., с 11 января 1996 г. по 30 декабря 1998 г., с 1 по 4 января 1999 г., с 7 по 9 января 1999 г., с 11 января по 15 апреля 1999 г., с 17 апреля по 19 августа 1999 г. в должности преподавателя по плаванию в муниципальном учреждении дошкольного образования "Ясли-сад N 199" (с 1 июля 2011 г. муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребёнка - детский сад N 199"); с 3 мая по 16 июля 2000 г., с 6 августа 2000 г. по 2 января 2001 г., с 6 января 2001 г. по 30 сентября 2002 г. в должности преподавателя по плаванию в муниципальном образовательном учреждении "Детский сад общеразвивающего вида N 199 (с 1 июля 2011 г. - муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребёнка - детский сад N 199"); с 1 октября 2002 г. по 22 августа 2005 г., с 7 по 19 сентября 2005 г., с 21 сентября 2005 г. по 9 января 2006 г., с 29 января по 23 апреля 2006 г., с 1 по 4 июня 2006 г., с 18 июля 2006 г. по 11 февраля 2007 г., с 14 февраля 2007 г. по 5 февраля 2008 г., с 7 февраля 2008 г. по 4 мая 2009 г., с 13 июня по 26 июля 2009 г., с 31 октября по 1 ноября 2009 г., с 1 по 31 января 2010 г., с 29 марта 2010 г. по 9 мая 2011 г., с 8 октября по 27 ноября 2011 г., с 17 декабря 2011 г. по 31 мая 2012 г., с 4 октября 2012 г. по 30 апреля 2013 г., с 9 сентября 2013 г. по 1 июня 2014 г., с 25 августа 2014 г. по 31 мая 2015 г. в должности инструктора по плаванию, по физкультуре в муниципальном дошкольном образовательном учреждении "Центр развития ребёнка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников N 199" (с 1 июля 2011 г. - муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребёнка - детский сад N 199"); с 10 по 28 января 2006 г. и с 28 ноября по 16 декабря 2011 г. - курсы повышения квалификации, имевшие место в период её работы в должности инструктора по плаванию, по физкультуре в муниципальном дошкольном образовательном учреждении "Центр развития ребёнка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников N 199" (с 1 июля 2011 г. - муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребёнка - детский сад N 199"); с 9 июня по 10 июля 2015 г. в должности воспитателя в детском саду N 156 на период ремонта в муниципальном бюджетном образовательном учреждении "Центр развития ребёнка - детский сад N 199".
Харымова И.А. считает решение УПФР в г. Оренбурге незаконным, поскольку в спорные периоды работы она осуществляла педагогическую деятельность в детских дошкольных учреждениях для детей, выполняла функциональные обязанности инструктора по физкультуре, которые по своему содержанию тождественны обязанностям, выполняемым по должности руководителя физического воспитания, включённой в "Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учётом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьёй 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.
По мнению Харымовой И.А., ошибочное наименование работодателем должностей, которые она замещала в спорные периоды (с 1994 года по 2002 год - преподаватель по плаванию, с 2002 года - инструктор по плаванию, по физической культуре), не должно нарушать её право на досрочное пенсионное обеспечение по старости.
Также истец считает, что в специальный педагогический стаж подлежат включению и периоды её нахождения на курсах повышения квалификации с 10 по 28 января 2006 г. и с 28 ноября по 16 декабря 2011 г., поскольку такие периоды являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, за которые работодатель производит отчисления в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Уточнив в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исковые требования, Харымова И.А. просила признать незаконным решение УПФР в г. Оренбурге от 9 декабря 2012 г. N 49 об отказе в назначении ей досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, включить в её специальный педагогический стаж спорные периоды работы и иной деятельности и назначить ей досрочную страховую пенсию по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Представитель УПФР в г. Оренбурге в суде иск не признал.
Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 27 июля 2016 г. исковые требования Харымовой И.А. удовлетворены.
Решение начальника УПФР в г. Оренбурге от 9 декабря 2015 г. N 49 об отказе в назначении Харымовой И.А. досрочной страховой пенсии по старости признано незаконным в части невключения в стаж периодов её работы и иной деятельности:
с 2 ноября 1994 г. по 4 января 1995 г., с 11 января 1995 г. по 8 января 1996 г., с 11 января 1996 г. по 30 декабря 1998 г., с 1 по 4 января 1999 г., с 7 по 9 января 1999 г., с 11 января по 15 апреля 1999 г., с 17 апреля по 19 августа 1999 г. - преподаватель по плаванию в муниципальном учреждении дошкольного образования "Ясли-сад N 199" (с 1 июля 2011 г. - муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребёнка - детский сад N 199");
с 3 мая по 16 июля 2000 г., с 6 августа 2000 г. по 2 января 2001 г., с 6 января 2001 г. по 30 сентября 2002 г. - преподаватель по плаванию в муниципальном образовательном учреждении "Детский сад общеразвивающего вида N 199" (с 1 июля 2011 г. - муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребёнка - детский сад N 199");
с 1 октября 2002 г. по 22 августа 2005 г., с 7 по 19 сентября 2005 г., с 21 сентября 2005 г. по 9 января 2006 г., с 29 января по 23 апреля 2006 г., с 1 по 4 июня 2006 г., с 18 июля 2006 г. по 11 февраля 2007 г., с 14 февраля 2007 г. по 5 февраля 2008 г., с 7 февраля 2008 г. по 4 мая 2009 г., с 13 июня по 26 июля 2009 г., с 31 октября по 1 ноября 2009 г., с 1 по 31 января 2010 г., с 29 марта 2010 г. по 9 мая 2011 г., с 8 октября по 27 ноября 2011 г., с 17 декабря 2011 г. по 31 мая 2012 г., с 4 октября 2012 г. по 30 апреля 2013 г., с 9 сентября 2013 г. по 1 июня 2014 г., с 25 августа 2014 г. по 31 мая 2015 г. - инструктор по плаванию, по физкультуре в муниципальном дошкольном образовательном учреждении "Центр развития ребёнка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников N 199" (с 1 июля 2011 г. - муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребёнка - детский сад N 199");
с 10 по 28 января 2006 г., с 28 ноября по 16 декабря 2011 г. - курсы повышения квалификации;
с 9 июня по 10 июля 2015 г. - воспитатель в детском саду N 156; с 2 по 10 сентября 2015 г. - воспитатель в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении "Центр развития ребёнка - детский сад N 199".
На УПФР в г. Оренбурге возложена обязанность включить указанные выше периоды работы и иной деятельности в стаж Харымовой И.А., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, а также назначить и выплачивать ей досрочную страховую пенсию по старости с 11 сентября 2015 г.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 1 ноября 2016 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Начальник УПФР в г. Оренбурге Борисов Т.Е. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с кассационной жалобой, в которой поставил вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены принятых по делу судебных постановлений, как незаконных.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы судьёй Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю. 28 июня 2017 г. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и её же определением от 12 сентября 2017 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела стороны спора, не сообщившие о причинах неявки. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьёй 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются основания для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела имеются такого характера существенные нарушения норм материального и процессуального права, допущенные судами первой и апелляционной инстанций, и они выразились в следующем.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Харымова И.А. 15 августа 1989 г. была принята на работу в Железнодорожную среднюю общеобразовательную школу N 8 станции ... на должность учителя начальных классов (учитель физкультуры), с 1 ноября 1990 г. переведена на должность воспитателя группы продлённого дня.
31 июля 1994 г. Харымова И.А. была уволена с занимаемой должности по собственному желанию.
Согласно данным трудовой книжки Харымовой И.А. 2 ноября 1994 г. она была принята на работу в ясли-сад N 199 на должность преподавателя по плаванию, откуда уволена 19 августа 1999 г. по собственному желанию.
В период с 20 августа 1999 г. по 31 марта 2000 г. Харамова И.А. работала товароведом в ЗАО "Айсберг".
3 апреля 2000 г. Харымова И.А. была принята на работу в ясли-сад N 199 на должность воспитателя, с 3 мая 2000 г. переведена на должность преподавателя по плаванию, с 4 декабря 2009 г. - на должность инструктора по физической культуре.
За период работы Харымовой И.А. в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении "Центр развития ребёнка - детский сад N 199" ей были предоставлены отпуска без сохранения заработной платы: 5, 6, 7, 8, 9 и 10 января 1995 г., 9 и 10 января 1996 г., 31 декабря 1998 г., 5, 6, 10 января 1999 г., 16 апреля 1999 г., с 17 июля по 5 августа 2000 г., 3, 4, 5 января 2001 г., с 23 августа по 6 сентября 2005 г., 12, 13 февраля 2007 г., 6 февраля 2008 г.
Кроме этого, в период работы Харымовой И.А. в указанном учреждении она направлялась на курсы повышения квалификации с 10 по 28 января 2006 г. и с 28 ноября по 16 декабря 2011 г.
Как следует из справок, выданных муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением "Центр развития ребёнка - детский сад N 199" от 27 июля 2016 г. N 80, от 6 апреля 2016 г. N 41, Харымова И.А. со 2 ноября 1994 г. по настоящее время работает полный рабочий день в данном образовательном учреждении в должности преподавателя, инструктора по физической культуре (плаванию), выполняет норму педагогической нагрузки.
Функциональные обязанности преподавателя по плаванию, инструктора по физкультуре (плаванию), как указано в справке от 27 июля 2016 г. N 80, по своему содержанию тождественны обязанностям, выполняемым в должности руководителя физического воспитания, которая включена в "Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учётом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьёй 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, и направлены на организацию и реализацию воспитательно-образовательной работы, результаты которой по разделу "Физическое развитие и здоровье" соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования согласно Закону "Об образовании" и "Типовому положению о дошкольных учреждениях".
С 1994 года и по настоящее время в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении "Центр развития ребёнка - детский сад N 199" отсутствует наименование должности руководитель физического воспитания, указанные обязанности возложены на преподавателя по плаванию, инструктора по физической культуре (плаванию). Основанием выдачи справки от 27 июля 2016 г. N 80 названы должностные инструкции учреждения с 1994 года по 2016 год, штатные расписания за 2006-2016 годы, приказы с 1994 года по 2015 год.
По информации, содержащейся в справке муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Центр развития ребёнка - детский сад N 199" от 27 июля 2016 г. N 45, Харымова И.А. в период с 3 апреля по 3 мая 2000 г., с 27 июля 2009 г. по 29 марта 2010 г., с 10 мая по 10 октября 2011 г., с 1 июня по 16 сентября 2012 г., с 1 по 3 октября 2012 г., с 1 мая по 9 сентября 2013 г., с 2 июня по 25 августа 2014 г. и с 1 июня по 1 октября 2015 г. работала в должности воспитателя этого учреждения, а с 4 мая 2000 г. по настоящее время - преподавателем по плаванию. Данная работа даёт ей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В материалах дела также имеются приказы о приёме на работу Харымовой И.А., о её переводе на другую работу, а также тарификационные списки сотрудников и штатные расписания муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Центр развития ребёнка - детский сад N 199" за 2006, 2007, 2008-2009, 2010, 2011, 2012-2013, 2013-2014, 2014-2015 годы, где должность Харымовой И.А. поименована как инструктор по физической культуре с нагрузкой не менее 1 ставки.
1 сентября 2015 г. Харымова И.А., полагая, что имеет право на досрочную страховую пенсию по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей), обратилась в УПФР в г. Оренбурге с заявлением о назначении данной пенсии.
Решением УПФР в г. Оренбурге от 9 декабря 2015 г. N 49 Харымовой И.А. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого 25-летнего стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей. По расчётам пенсионного органа продолжительность стажа педагогической деятельности Харымовой И.А. составила 7 лет 4 месяца 29 дней.
В стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей, пенсионный орган не засчитал следующие периоды работы Харымовой И.А.: с 2 ноября 1994 г. по 4 января 1995 г. (2 месяца 3 дня), с 11 января 1995 г. по 8 января 1996 г. (11 месяцев 28 дней), с 11 января 1996 г. по 30 декабря 1998 г. (2 года 11 месяцев 20 дней), с 1 по 4 января 1999 г. (4 дня), с 7 по 9 января 1999 г. (3 дня), с 11 января по 15 апреля 1999 г. (3 месяца 5 дней), с 17 апреля по 19 августа 1999 г. (4 месяца 3 дня); с 3 мая по 16 июля 2000 г. (2 месяца 14 дней), с 6 августа 2000 г. по 2 января 2001 г. (4 месяца 27 дней), с 6 января 2001 г. по 30 сентября 2002 г. (1 год 8 месяцев 24 дня) - в должности преподавателя по плаванию в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении "Центр развития ребёнка - детский сад N 199", сославшись на то, что в соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учётом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьёй 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьёй 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. N 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников" преподаватели в дошкольных образовательных учреждениях не имеют права на включение периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Также в специальный стаж Харымовой И.А. пенсионным органом не были включены периоды её работы: с 1 октября 2002 г. по 22 августа 2005 г. (2 года 10 месяцев 22 дня), с 7 по 19 сентября 2005 г. (13 дней), с 21 сентября 2005 г. по 9 января 2006 г. (3 месяца 19 дней), с 29 января по 23 апреля 2006 г. (2 месяца 25 дней), с 1 по 4 июня 2006 г. (4 дня), с 18 июля 2006 г. по 11 февраля 2007 г. (6 месяцев 24 дня), с 14 февраля 2007 г. по 5 февраля 2008 г. (11 месяцев 22 дня), с 7 февраля 2008 г. по 4 мая 2009 г. (1 год 2 месяца 28 дней), с 13 июня по 26 июля 2009 г. (1 месяц 14 дней), с 31 октября по 1 ноября 2009 г. (1 день), с 1 по 31 января 2010 г. (1 месяц), с 29 марта 2010 г. по 9 мая 2011 г. (1 год 1 месяц 11 дней), с 8 октября по 27 ноября 2011 г. (1 месяц 20 дней), с 17 декабря 2011 г. по 31 мая 2012 г. (4 месяца 15 дней), с 4 октября 2012 г. по 30 апреля 2013 г. (6 месяцев 26 дней), с 9 сентября 2013 г. по 1 июня 2014 г. (8 месяцев 23 дня), с 25 августа 2014 г. по 31 мая 2015 г. (9 месяцев) - в должности инструктора по плаванию, по физкультуре в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении "Центр развития ребёнка - детский сад N 199". При этом пенсионный орган отметил, что должность "инструктор по плаванию, по физкультуре" не поименована в Списке, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, а индивидуальные сведения по Харымовой И.А. за эти периоды работы представлены работодателем без кода льготных условий труда.
Не включил пенсионный орган в специальный стаж Харымовой И.А. и периоды её нахождения в отпуске без сохранения заработной платы: 15 сентября 1990 г. (1 день), с 17 по 18 сентября 1990 г. (2 дня), с 4 по 5 января 1994 г. (2 дня), с 14 по 16 февраля 1994 г. (3 дня), с 23 по 31 мая 1994 г. (9 дней), с 5 по 10 января 1995 г. (6 дней), с 9 по 10 января 1996 г. (2 дня), 31 декабря 1998 г. (1 день), с 5 по 6 января 1999 г. (2 дня), 10 января 1999 г. (1 день), с 16 по 16 апреля 1999 г. (1 день), с 17 июля по 5 августа 2000 г. (19 дней), с 3 по 5 января 2001 г. (3 дня), с 23 августа по 6 сентября 2005 г. (14 дней), 20 сентября 2005 г. (1 день), с 12 по 13 февраля 2007 г. (2 дня), 6 февраля 2008 г. (1 день), а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с 10 по 28 января 2006 г. (19 дней), с 28 ноября по 16 декабря 2011 г. (19 дней), указав, что включение в стаж на соответствующих видах работ периодов нахождения в отпуске без сохранения заработной платы на курсах повышения квалификации не предусмотрено "Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516.
Не был включён пенсионным органом в специальный стаж Харымовой И.А. период её трудовой деятельности с 9 июня по 10 июля 2015 г. (1 месяц 2 дня) в должности воспитателя в детском саду N 156 на время ремонта в муниципальном бюджетном образовательном учреждении "Центр развития ребёнка - детский сад N 199" по причине неподтверждения работы в это время на полную ставку.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Харымовой И.А. о включении в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периодов её работы в должностях преподавателя по плаванию, инструктора по плаванию, по физкультуре в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении "Центр развития ребёнка - детский сад N 199", суд первой инстанции на основании анализа представленных в материалы дела должностных инструкций преподавателя по плаванию, инструктора по физической культуре, должностных обязанностей руководителя физического воспитания и требований к квалификации по разрядам оплаты труда, изложенным в Тарифно-квалификационных характеристиках (требованиях) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации, утверждённых постановлением Министерства труда Российской Федерации от 17 августа 1995 г. N 46, пришёл к выводу о тождественности функций (должностных обязанностей), выполняемых Харымовой И.А. по должностям преподавателя по плаванию, инструктора по плаванию, по физической культуре, функциям руководителя по физическому воспитанию, должность которого предусмотрена пунктом 1 раздела "Наименование должностей" "Списка работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учётом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьёй 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781. При этом суд указал на то, что ненадлежащее исполнение работодателем обязанности по предоставлению в отношении Харымовой И.А. индивидуальных сведений персонифицированного учёта с кодом льготы застрахованного лица ввиду отсутствия вины работника в этом не может служить основанием для отказа в назначении пенсии.
Суд первой инстанции также удовлетворил требования Харымовой И.А. о включении в специальный стаж педагогической деятельности периодов её нахождения на курсах повышения квалификации с 10 по 28 января 2006 г. и с 28 ноября по 16 декабря 2011 г., которые имели место во время её работы в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении "Центр развития ребёнка - детский сад N 199" в должностях преподавателя по плаванию, инструктор по плаванию, по физической культуре, сославшись на то, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, исходя из которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Принимая во внимание, что с учётом включённых судом периодов работы и иной деятельности Харымовой И.А. продолжительность её специального стажа на 11 сентября 2015 г. (дата обращения Харымовой И.А. в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости) составила 25 лет, суд возложил на ответчика обязанность назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с указанной даты.
Суд апелляционной инстанции согласился с этими выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, а также сделаны с существенным нарушением норм процессуального права.
1. Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Согласно части 1 статьи 4 названного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьёй 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
В соответствии со статьёй 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определённой продолжительности в опасных, вредных, тяжёлых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно данной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 29 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Подпунктом "м" пункта 1 названного постановления предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
- "Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учётом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьёй 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список N 781), и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьёй 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила N 781);
- "Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей (далее - Список N 1067), и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учёта соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- "Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей даёт право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" (далее - Список N 463), утверждённый постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей даёт право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учёта соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учёта периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Из приведённых нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определённой профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определённой сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идёт о педагогической деятельности в учреждениях для детей). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определённых должностях и в определённых учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых даёт право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Однако суды первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела по иску Харымовой И.А. о проверке законности решения пенсионного органа об отказе в назначении ей досрочной страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ неправильно применили к спорным отношениям эти нормативные положения, устанавливающие возможность назначения досрочной страховой пенсии по старости только тем лицам, которые осуществляли педагогическую деятельность в определённых должностях и в определённых учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, вследствие чего не установили обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, а именно: стаж работы Харымовой И.А. в должностях и учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками, и наличие в силу этого оснований для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Удовлетворяя требования Харымовой И.А. о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, периодов её работы в должностях преподавателя по плаванию и инструктора по плаванию, по физкультуре в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении "Центр развития ребёнка - детский сад N 199", суды не приняли во внимание, что в пункте 1 Списка N 781, который подлежит применению к спорным периодам трудовой деятельности Харымовой И.А., в дошкольных образовательных учреждениях (детских садах всех наименований, центре развития ребенка - детском саду, яслях-садах (садах-яслях), детских яслях) предусмотрены должности "воспитатель", "преподаватель", "руководитель физического воспитания". При этом такие должности, как "преподаватель по плаванию" и "инструктор по плаванию, по физической культуре", здесь не поименованы.
Не поименованы такие должности и в разделе "Наименование должностей" Списка N 463, подлежащего применению для учёта соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно, и действовавшего в период работы истца в должности преподавателя по плаванию в муниципальном учреждении дошкольного образования "Ясли-сад N 199".
Также не предусмотрены должности "преподаватель по плаванию" и "инструктор по плаванию, по физической культуре" в пункте 1 раздела "Наименование должностей" Списка N 1067, применяемого для учёта периодов работы, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г.
Таким образом, судами при разрешении исковых требований Харымовой И.А. о включении в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ периодов её работы в должностях преподавателя по плаванию и инструктора по плаванию, по физкультуре в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении "Центр развития ребёнка - детский сад N 199", включая периоды нахождения Харымовой И.А. в это время на курсах повышения квалификации, допущено расширительное толкование норм, содержащихся в Списке N 781, Списке N 463 и Списке N 1067, что повлияло на правильность выводов судебных инстанций о наличии у Харымовой И.А. специального стажа для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей.
2. Принимая решение о включении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, периодов работы Харымовой И.А. в должностях преподавателя по плаванию, инструктора по плаванию, по физкультуре, судебные инстанции на основании справок работодателя, в которых содержится указание на то, что занимаемые Харымовой И.А. в спорные периоды должности соответствуют должности "руководитель физического воспитания", поименованной в Списке N 781, а также на основании анализа представленных в материалы дела должностных инструкций преподавателя по плаванию, инструктора по физической культуре, должностных обязанностей руководителя физического воспитания и требований к квалификации по разрядам оплаты труда, изложенным в Тарифно-квалификационных характеристиках (требованиях) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации, утверждённых постановлением Министерства труда Российской Федерации от 17 августа 1995 г. N 46, установили тождественность должностей "преподаватель по плаванию", "инструктор по физкультуре, плаванию" должности "руководитель физического воспитания".
Однако вывод судебных инстанций о тождественности занимаемых Харымовой И.А. в спорные периоды должностей "преподаватель по плаванию", "инструктор по физкультуре, плаванию" должности "руководитель физического воспитания", предусмотренной пунктом 1 раздела "Наименование должностей" Списка N 781, не основан на нормах закона, поскольку в силу положений части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается страховая пенсия по старости, и правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется в том числе с применением "Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации поручено устанавливать тождество профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), предусмотренных статьёй 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учётом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования.
В пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачёту в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Таким образом, суд, являясь правоприменительным органом, в силу приведённых нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации не уполномочен устанавливать тождественность различных наименований работ, профессий и должностей. Вопрос же о тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, мог быть решён судом только в случае неправильного наименования работодателем должностей истца, которые не содержатся в нормативно-правовых актах.
Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утверждённым постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 367, и вступившим в действие с 1 января 1996 г., предусмотрена должность инструктора по физической культуре. Также в данном классификаторе указана и должность руководителя физического воспитания, которая включена в Список N 781.
Данные должности являются различными, что отражено как в вышеназванном классификаторе, так и в Общероссийском классификаторе занятий, утверждённом постановлением Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 30 декабря 1993 г. N 298, и приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 августа 2009 г. N 593 "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования", действовавшим до издания Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации приказа от 26 августа 2010 г. N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" (далее - Единый квалификационный справочник).
Согласно Единому квалификационному справочнику, действующему в настоящее время, к должностям педагогических работников наряду с должностью инструктора по физической культуре отнесена и должность руководителя физического воспитания.
Для каждой из этих должностей в Едином квалификационном справочнике предусмотрены свои должностные обязанности. Должности инструктора по физкультуре, руководителя физического воспитания и соответствующие им должностные обязанности определены независимо друг от друга и не совпадают.
Как усматривается из материалов дела, занимаемые Харымовой И.А. в спорные периоды должности "преподаватель по плаванию", "инструктор по плаванию, по физической культуре" указаны в штатных расписаниях, решениях аттестационной комиссии, приказах работодателя о приёме на работу, переводе, увольнении и поименованы работодателем правильно.
При таких обстоятельствах вывод судебных инстанций о тождественности занимаемых в спорные периоды Харымовой И.А. должностей "преподаватель по плаванию", "инструктор по физкультуре, плаванию" должности "руководитель физического воспитания" не основан на нормах закона, регулирующих спорные отношения.
3. Судами при рассмотрении дела не принято во внимание, что правила подсчёта и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, установлены статьёй 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Статьями 11 и 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой стаж.
При подсчёте страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 названного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
При подсчёте страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Согласно статье 1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" индивидуальный (персонифицированный) учёт - это организация и ведение учёта сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учёта, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учёту кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учёт сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учёта, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования").
В соответствии со статьёй 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчётности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведённых нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учёт используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счёт застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования.
Как усматривается из материалов дела, Харымова И.А. в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте" была зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования 2 сентября 1998 г.
По данным индивидуального персонифицированного учёта спорные периоды работы отражены без указания кода льготных условий труда.
Указывая на то, что работодателем ненадлежащим образом была исполнена обязанность по представлению в отношении Харымовой И.А. индивидуальных сведений персонифицированного учёта с кодом льготы застрахованного лица, суд не выяснил, по какой причине работодатель при предоставлении в пенсионный орган сведений для индивидуального (персонифицированного) учёта в отношении Харымовой И.А. документально не подтвердил её право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, тем самым не устранил противоречия между имеющимися в материалах дела данными индивидуального персонифицированного учёта и представленными в судебное заседание документами работодателя о льготном характере работы Харымовой И.А., дающей ей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Между тем устранение противоречий между представленными сторонами спора и имеющимися в деле доказательствами являлось в соответствии со статьёй 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязанностью суда, неисполнение которой повлекло за собой вынесения решения, не отвечающего требованиям статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
С учётом изложенного обжалуемые судебные постановления подлежат отмене, поскольку они приняты с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без устранения этих нарушений невозможны восстановление и защита прав и законных интересов заявителя.
Поскольку судами при рассмотрении настоящего дела не установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, а именно наличие у Харымовой И.А. специального стажа для назначения досрочной страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ (в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей независимо от их возраста), противоречия в доказательствах не устранены, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, применить к спорным отношениям нормы права, их регулирующие, толкование которых приведено в настоящем определении, и разрешить спор в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона.
Руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 27 июля 2016 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 1 ноября 2016 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Ленинский районный суд г. Оренбурга.
Председательствующий |
Пчелинцева Л.М. |
Судьи |
Вавилычева Т.Ю. |
|
Жубрин М.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 16 октября 2017 г. N 47-КГ17-17
Текст определения официально опубликован не был