Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 23 октября 2017 г. N 8-КГ17-5
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Жубрина М.А., Гуляевой Г.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 23 октября 2017 г. гражданское дело по иску Кушнир Елены Павловны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в г. Ярославле (межрайонному) о назначении пенсии
по кассационной жалобе начальника Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ярославле Новиковой Г.И. на решение Красноперекопского районного суда г. Ярославля от 9 июня 2016 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 25 августа 2016 г., которыми исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Жубрина М.А., возражения на кассационную жалобу представителя Кушнир Е.П. адвоката Козловой Е.Н.,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Кушнир Е.П. 16 марта 2016 г. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в г. Ярославле (межрайонному) (далее - УПФР в г. Ярославле (межрайонное), пенсионный орган) о назначении пенсии.
В обоснование заявленных требований Кушнир Е.П. указала, что 30 ноября 2015 г. обратилась в УПФР в г. Ярославле (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Решением пенсионного органа от 18 февраля 2016 г. N 29/3 в досрочном назначении страховой пенсии ей было отказано ввиду отсутствия необходимого специального стажа. В специальный стаж не были включены периоды работы: с 3 апреля 1989 г. по 31 декабря 1992 г. медицинской сестрой в санатории-профилактории профкома Ярославского радиозавода, с 1 января 1993 г. по 23 января 1997 г. медицинской сестрой в открытом акционерном обществе "Ярославский радиозавод", с 1 ноября 1999 г. по 27 ноября 2015 г. медицинской сестрой в муниципальном учреждении здравоохранения "Санаторий "Ясные зори".
Решением УПФР в г. Ярославле (межрайонное) от 31 марта 2016 г. N 56/4 решение от 18 февраля 2016 г. N 29/3 изменено. Период с 3 апреля 1989 г. по 31 декабря 1992 г. включён в специальный стаж в календарном исчислении.
Кушнир Е.П. не согласна с этими решениями пенсионного органа, поскольку считает, что работа ею осуществлялась в учреждениях здравоохранения, расположенных в сельской местности, просила признать недействительными указанные решения в части, включить в специальный стаж в кратном исчислении 1 год как 1 год 3 месяца период работы медицинской сестрой в санатории-профилактории профкома Ярославского радиозавода с 3 апреля 1989 г. по 8 сентября 1992 г., период работы в должности медицинской сестры в открытом акционерном обществе "Ярославский радиозавод" с 10 сентября 1995 г. по 23 января 1997 г., за исключением простоев: мая, сентября, октября 1996 г. и января 1997 г., период работы в должности медицинской сестры в муниципальном учреждении здравоохранения "Санаторий "Ясные зори" с 1 ноября 1999 г. по 27 ноября 2015 г., назначить досрочную страховую пенсию с 30 ноября 2015 г.
Решением Красноперекопского районного суда г. Ярославля от 9 июня 2016 г. признаны недействительными решения УПФР в г. Ярославле (межрайонное) от 18 февраля 2016 г. N 29/3 и от 31 марта 2016 г. N 56/4 об отказе Кушнир Е.П. в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". На УПФР в г. Ярославле (межрайонное) возложена обязанность включить в специальный стаж Кушнир Е.П., дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периоды работы в кратном исчислении 1 год = 1 год 3 месяца: с 3 апреля 1989 г. по 8 сентября 1992 г., с 10 сентября 1995 г. по 23 января 1997 г. за исключением простоев: мая, сентября, октября 1996 г., января 1997 г., с 1 ноября 1999 г. по 27 ноября 2015 г. На УПФР в г. Ярославле (межрайонное) возложена обязанность назначить и выплачивать Кушнир Е.П. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 30 ноября 2015 г.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 25 августа 2016 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Ярославле (межрайонное) постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 28 декабря 2016 г. N 1173п переименовано в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ярославле.
В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе начальника Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ярославле Новиковой Г.И. ставится вопрос об отмене решения Красноперекопского районного суда г. Ярославля от 9 июня 2016 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 25 августа 2016 г., как незаконных.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы судьёй Верховного Суда Российской Федерации Пчелинцевой Л.М. 27 апреля 2017 г. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Жубрина М.А. от 13 сентября 2017 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились Кушнир Е.П. и представитель Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ярославле, сведений о причинах неявки не представили. Кушнир Е.П. направлены письменные возражения на кассационную жалобу, в которых она выражает несогласие с приведёнными в ней доводами. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьёй 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, так как имеются предусмотренные законом основания для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу, что в настоящем деле такого характера существенные нарушения норм права были допущены судами первой и апелляционной инстанций и они выразились в следующем.
Судом установлено и следует из материалов дела, что согласно записям трудовой книжки Кушнир Е.П. 3 апреля 1989 г. принята в профком Ярославского радиозавода медсестрой по обслуживанию лечебных кабинетов в санаторий-профилакторий в порядке перевода, откуда 31 декабря 1992 г. уволена в порядке перевода в связи с передачей санатория-профилактория акционерному обществу "Ярославский радиозавод" с 31 декабря 1992 г., с 1 января 1993 г. принята в порядке перевода медсестрой в отдел 27 - санаторий-профилакторий акционерного общества "Ярославский радиозавод", 23 января 1997 г. уволена в связи с сокращением численности. С 12 января 1999 г. по 30 июня 1999 г. работала в должности медицинской сестры муниципального учреждения здравоохранения "Центр медицинской профилактики", с 1 июля 1999 г. по 27 ноября 2015 г. - в должности медицинской сестры муниципального учреждения здравоохранения "Санаторий "Ясные зори".
30 ноября 2015 г. Кушнир Е.П. обратилась в УПФР в г. Ярославле (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Решением пенсионного органа от 18 февраля 2016 г. N 29/3 в досрочном назначении страховой пенсии Кушнир Е.П. было отказано в виду отсутствия необходимого специального стажа. В специальный стаж не были включены периоды её работы: с 3 апреля 1989 г. по 31 декабря 1992 г. медицинской сестрой в санатории-профилактории профкома Ярославского радиозавода (документы, подтверждающие, что санаторий-профилакторий Ярославского радиозавода являлся самостоятельным структурным подразделением, отсутствуют), с 1 января 1993 г. по 23 января 1997 г. медицинской сестрой в открытом акционерном обществе "Ярославский радиозавод" (учреждение не поименовано в Списках), с 1 ноября 1999 г. по 27 ноября 2015 г. медицинской сестрой в муниципальном учреждении здравоохранения "Санаторий "Ясные зори" (Списками N 1066, 781 поименованы только специализированные санатории, данное учреждение таким не является).
Решением УПФР в г. Ярославле (межрайонное) от 31 марта 2016 г. N 56/4 решение пенсионного органа от 18 февраля 2016 г. N 29/3 изменено: период с 3 апреля 1989 г. по 31 декабря 1992 г. включён в специальный стаж Кушнир Е.П. в календарном исчислении.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Кушнир Е.П., суд руководствовался Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утверждённым постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения даёт право на пенсию за выслугу лет, утверждённым постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, пунктом 1 Типового положения о санатории-профилактории профессиональных союзов, утверждённого Постановлением Президиума ВЦСПС от 5 октября 1979 г. N 9-5, действовавшего в спорные периоды работы истца в санатории-профилактории Ярославского радиозавода и акционерного общества "Ярославский радиозавод", имевших место до 1 ноября 1999 г.
При этом суд пришёл к выводу о включении в специальный стаж периодов работы Кушнир Е.П. медицинской сестрой в санатории- профилактории профкома Ярославского радиозавода с 3 апреля 1989 г. по 8 сентября 1992 г., в должности медицинской сестры в открытом акционерном обществе "Ярославский радиозавод" с 10 сентября 1995 г. по 23 января 1997 г., за исключением простоев: мая, сентября, октября 1996 г. и января 1997 г., поскольку основной функцией санатория-профилактория, в котором работала истец в названные периоды, вне зависимости от наименования и ведомственной принадлежности было оздоровление сотрудников предприятия, в санатории-профилактории осуществлялась лечебно-профилактическая деятельность.
Удовлетворяя требования истца о включении данных периодов в специальный стаж в льготном исчислении 1 год работы как 1 год 3 месяца, суд, принимая во внимание пункт 2 постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, исходил из того, что Кушнир Е.П. работала в санатории-профилактории завода, расположенного в сельской местности, что подтверждается справкой администрации Туношенского сельского поселения от 30 декабря 2015 г. N 1603.
Кроме того, суд возложил на ответчика обязанность включить в специальный стаж период работы Кушнир Е.П. с 1 ноября 1999 г. по 27 ноября 2015 г. в льготном исчислении, поскольку установил, что муниципальное учреждение здравоохранения "Санаторий "Ясные зори", в котором работала истец в названный период, находится в сельской местности, является учреждением здравоохранения и в нём предусмотрено лечение больных с нарушением опорно-двигательного аппарата, что в соответствии со Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066, а также Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, является основанием для включения периода в специальный стаж.
Так как на момент обращения за назначением пенсии (30 ноября 2015 г.) истец согласно выводам суда имела стаж, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", суд возложил на пенсионный орган обязанность назначить и выплачивать Кушнир Е.П. досрочную страховую пенсию с 30 ноября 2015 г.
С указанными выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций о включении в специальный стаж периода работы Кушнир Е.П. с 1 ноября 1999 г. по 27 ноября 2015 г. в должности медицинской сестры муниципального учреждения здравоохранения "Санаторий "Ясные зори" основаны на неправильном толковании и применении норм права, регулирующих спорные отношения.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьёй 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определённой профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определённой сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идёт о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьёй 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определённой продолжительности в опасных, вредных, тяжёлых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и посёлках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и посёлках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в частности, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учётом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьёй 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьёй 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учёта соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно.
Из приведённых нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет в сельской местности и посёлках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и посёлках городского типа либо только в городах лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых даёт право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.
Согласно пункту 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном данными Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". При этом наличие в наименовании указанных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В соответствии с пунктом 1 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 и подлежащих применению к периоду трудовой деятельности Кушнир Е.П. с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г., в выслугу для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения засчитывается выполняемая в течение полного рабочего дня работа в соответствующих должностях врачей и среднего медицинского персонала в учреждениях, предусмотренных Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066.
Списком, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, предусмотрены в разделе "Наименование должностей" должность медицинской сестры и в пункте 21 раздела "Наименование учреждений" санатории (курорты), в том числе детские: для лечения туберкулеза всех форм; для больных с последствиями полиомиелита; для гематологических больных; для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата; для больных ревматизмом; психоневрологические.
Списком, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 и подлежащим применению к периоду трудовой деятельности Кушнир Е.П. с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г., предусмотрены в разделе "Наименование должностей" должность медицинской сестры и в пункте 21 раздела "Наименование учреждений" санатории (курорты) (в том числе детские): для лечения туберкулеза всех форм; для больных с последствиями полиомиелита; для гематологических больных; для лечения больных с нарушением опорно-двигательного аппарата; для больных ревматизмом; психоневрологические.
Таким образом, согласно данным Спискам, подлежащим применению к спорным отношениям, только медицинским работникам, работающим в санаториях определённого профиля, поименованного в указанных списках, соответствующие периоды такой работы включаются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Включая в специальный медицинский стаж Кушнир Е.П. период её работы с 1 ноября 1999 г. по 27 ноября 2015 г. в должности медицинской сестры в муниципальном учреждении здравоохранения "Санаторий "Ясные зори", суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что основным направлением деятельности указанного учреждения здравоохранения является лечение больных по травматологии, ортопедии и неврологии, то есть предусмотрено лечение больных с нарушением опорно-двигательного аппарата, что в соответствии со Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066, а также Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, является основанием для включения периода в специальный стаж.
Однако данные суждения суда первой и апелляционной инстанций не основаны на нормах права, подлежащих применению к спорным отношениям.
В соответствии с пунктом 5.2.11.15 приложения к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 6 августа 2007 г. N 522 "О ведении государственного реестра курортного фонда Российской Федерации" медицинская специализация (профиль) санатория определяется в соответствии с приложением к лицензии на медицинскую деятельность.
Между тем из представленных в материалы дела учредительных документов муниципального учреждения здравоохранения "Санаторий "Ясные зори", а также выданных этому обществу лицензий и приложений к ним следует, что данный санаторий не имеет таких профилей деятельности, как лечение туберкулеза всех форм, лечение больных с последствиями полиомиелита, гематологических больных, больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, больных ревматизмом и психоневрологических больных, то есть перечисленных в пункте 21 раздела "Наименование учреждений" Списка, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, а также в пункте 21 раздела "Наименование учреждений" Списка, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066.
Суды первой и апелляционной инстанции неправильно применили названные выше нормы материального права, подлежащие применению к спорным отношениям, и дали расширительное толкование пункта 21 раздела "Наименование учреждений" названных Списков.
Вследствие этого выводы суда о включении в специальный стаж Кушнир Е.П. периода её работы с 1 ноября 1999 г. по 27 ноября 2015 г. в должности медицинской сестры в муниципальном учреждении здравоохранения "Санаторий "Ясные зори" являются неправомерными.
Судами первой и апелляционной инстанций не учтено, что, устанавливая в Федеральном законе от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Таким образом, федеральный законодатель закрепляя право лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение страховой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определённой нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 1137-О, определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. N 1920-О, определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2016 г. N 2041-О).
Ввиду изложенного обжалуемые судебные постановления нельзя признать законными, поскольку они приняты с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, применить к спорным отношениям нормы права, их регулирующие, и разрешить спор в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Красноперекопского районного суда г. Ярославля от 9 июня 2016 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 25 августа 2016 г. отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Красноперекопский районный суд г. Ярославля.
Председательствующий |
Пчелинцева Л.М. |
Судьи |
Жубрин М.А. |
|
Гуляева Г.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 23 октября 2017 г. N 8-КГ17-5
Текст определения официально опубликован не был