2. Объем финансирования из областного бюджета на реализацию областной целевой программы "Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Новосибирской области на 2004-2006 годы" ежегодно уточняется при принятии закона Новосибирской области об областном бюджете.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Совета |
В.В.Леонов |
Областная целевая программа
"Профилактика и лечение артериальной гипертонии
в Новосибирской области на 2004-2006 годы"
(утв. постановлением 21 сессии Новосибирского областного Совета депутатов от 4 сентября 2003 г.)
Паспорт
По-видимому, в тексте допущена опечатка. Дату постановления Главы администрации Новосибирской области N 99 следует читать "25.02.2003 г."
/----------------------------------------------------------------------------\
|Наименование программы | Областная целевая программа "Профилактика и |
| |лечение артериальной гипертонии в Новосибирской |
| |области на 2004-2006 годы" |
|--------------------------+-------------------------------------------------|
|Наименование, дата и |Постановление Правительства Российской |
|номер нормативного акта о |Федерации от 17.07.2001 N 540 " О Федеральной |
|разработке программы |целевой программе "Профилактика и лечение |
| |артериальной гипертонии в Российской Федерации". |
| |Постановление главы администрации |
| |Новосибирской области от 27.01.1999 N 43 "Об |
| |утверждении положения о порядке разработки и |
| |реализации областных целевых программ", |
| |постановление главы администрации Новосибирской |
| |области от 25.02.2002 N 99 "Об основных задачах |
| |органов и учреждений здравоохранения и порядке |
| |финансировании отрасли в 2003 году" |
|--------------------------+-------------------------------------------------|
|Государственный заказчик |Управление здравоохранения администрации |
|программы |области |
|--------------------------+-------------------------------------------------|
|Исполнитель программы |Управление здравоохранения администрации |
| |области |
|--------------------------+-------------------------------------------------|
|Руководитель программы |Начальник управления здравоохранения |
| |администрации области Тов Н.Л. |
|--------------------------+-------------------------------------------------|
|Основные разработчики |Управление здравоохранения администрации области |
|программы | |
|--------------------------+-------------------------------------------------|
|Цель и задачи программы. | Снижение заболеваемости населения артериальной|
|Важнейшие целевые |гипертонией, ишемической болезнью сердца, |
|показатели. |сосудистыми поражениями мозга, смертности от |
| |осложнений артериальной гипертонией, повышение |
| |продолжительности и качества жизни больных с |
| |сердечно-сосудистыми заболеваниями. |
| | Уменьшение потерь трудоспособности вследствие |
| |снижения временной и стойкой нетрудоспособности. |
| | Совершенствование организации кардиологической|
| |службы, повышение эффективности мероприятий по |
| |профилактике и своевременному выявлению |
| |артериальной гипертонии, обеспечение эффективного|
| |лечения и реабилитации больных артериальной |
| |гипертонией, повышение квалификации врачебных |
| |кадров, укрепление материально-технической базы |
| |первичного звена, кардиологических отделений и |
| |учреждений. |
|--------------------------+-------------------------------------------------|
|Сроки (сроки этапов) | Сроки 2004-2006 годы. |
|реализации программы. | Первый этап (2004-2005 годы) - подготовка и |
|Исполнители основных |реализация важнейших первоочередных мероприятий |
|мероприятий |по профилактике, диагностике и лечению |
| |артериальной гипертонии. Разработка областного |
| |формуляра диагностики, лечения, профилактики, |
| |реабилитации и диспансеризации больных |
| |артериальной гипертонией. Создание нормативной и|
| |методической базы для реализации программы. |
| | Второй этап (2005-2006 годы) - реализация |
| |основных мероприятий программы, направленных на |
| |стабилизацию эпидемиологической ситуации по |
| |артериальной гипертонии. |
|--------------------------+-------------------------------------------------|
|Объемы финансирования | Всего 16 370 тыс. рублей, в том числе: |
|(с расшифровкой по годам и|федеральный бюджет - 1 550 тыс. рублей |
|источникам) |областной бюджет - 10 450 тыс. рублей |
| |муниципальный бюджет - 4 370 тыс. рублей. |
| | 2004 год - 6 407 тыс. рублей: |
| |федеральный бюджет- 1 550 тыс. рублей |
| |областной бюджет- 3 390 тыс. рублей |
| |муниципальный бюджет - 1 467 тыс. рублей. |
| | 2005 год- 5 167 тыс. рублей: |
| |областной бюджет- 3 630 тыс. рублей |
| |муниципальный бюджет - 1 537 тыс. рублей. |
| | 2006 год- 4797 тыс. рублей: |
| |областной бюджет-3 430 тыс. рублей |
| |муниципальный бюджет - 1 367 тыс. рублей |
|--------------------------+-------------------------------------------------|
|Ожидаемые конечные | Снижение заболеваемости населения мозговыми |
|результаты реализации |инсультами на 8%, ишемической болезнью сердца - |
|программы |на 4%, снижение смертности населения от мозговых |
| |инсультов на 6-7%, от ишемической болезни |
| |сердца на 3%, уменьшение потерь трудоспособности |
| |вследствие снижения временной и стойкой |
| |нетрудоспособности. |
| | Повышение осведомленности и информированности |
| |населения о наличии артериальной гипертензии до |
| |80% в г. Новосибирске и 65% в Новосибирской |
| |области, увеличение числа больных артериальной |
| |гипертонией, регулярно принимающих гипотензивные |
| |препараты, до 70% в г. Новосибирске и до 50% в |
| |Новосибирской области. |
|--------------------------+-------------------------------------------------|
|Сумма финансовых затрат на| |
|разработку проекта | |
|программы и источники их | |
|финансирования | |
\----------------------------------------------------------------------------/
Общие положения
Разработка проблем профилактики, диагностики и лечения артериальная гипертония в Новосибирской области актуальна в связи с крайне высоким уровнем сердечно-сосудистой заболеваемости и смертности.
Успехи в профилактике и лечении артериальной гипертонии и ее последствий во многом зависят от раннего выявления лиц с повышенным артериальным давлением и соответствующей тактики контроля. Опыт многих зарубежных стран свидетельствует о результативности конкретных медицинских и профилактических мероприятий.
Нормативно - правовой базой для разработки программы на областном уровне послужило постановление Правительства Российской Федерации от 17.07.2001 N 540 "О Федеральной целевой программе "Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Российской Федерации", постановление главы администрации Новосибирской области от 27.01.1999 N 43 "Об утверждении положения о порядке разработки и реализации областных целевых программ", постановление главы администрации Новосибирской области от 25.02.2002 N 99 "Об основных задачах органов и учреждений здравоохранения и порядке финансировании отрасли в 2003 году".
В программе используются общепринятые понятия и термины, не нуждающиеся в специальной расшифровке.
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами
По распространенности, тяжести осложнений, ущербу, причиняемому обществу, артериальная гипертония является одной из главных медико-социальных проблем для Новосибирской области.
Профилактика и лечение артериальной гипертонии тесно связаны с предупреждением преждевременной смертности от инфаркта миокарда, мозгового инсульта, сердечной и почечной недостаточности, со снижением ранней инвалидизации больных и повышением их качества жизни и трудоспособности.
Эпидемиологические исследования последних 10 лет, проведенные в Новосибирске, показали, что распространенность артериальной гипертонии среди мужчин 25-59 лет составляет 39%, среди женщин того же возраста - 43%.
Таким образом, в Новосибирской области при численности взрослого населения 2129 тыс. человек более 70% страдают гипертонической болезнью и симптоматическими гипертониями. Однако, по данным статистической отчетности за 2000 г., зарегистрировано лишь 87420 больных артериальной гипертонией.
Поэтому, лишь 5% больных артериальной гипертонией находятся в поле зрения врача, остальные не осведомлены о своем заболевании и не получают лечения. Это является одной из основных причин роста осложнений артериальной гипертонии - инфарктов миокарда, мозговых инсультов и одной из причин ранней смертности населения.
В структуре причин общей смертности населения России смертность от болезней системы кровообращения составляет 52 процента. На долю ишемической болезни сердца и цереброваскулярных болезней - основных осложнений артериальной гипертонии - приходится соответственно 46,8 и 38,9 процента.
Артериальная гипертония увеличивает в 3,5 раза смертность мужчин в возрасте 50-69 лет. У больных артериальной гипертонией мужчин в возрасте 40 лет средняя продолжительность предстоящей жизни сокращается на 6 лет.
Сокращение объема профилактической работы в лечебно-профилактических учреждениях, недостаточная пропаганда в средствах массовой информации здорового образа жизни населения и знаний о причинах, ранних проявлениях и последствиях артериальной гипертонии приводит к недовыявлению более 83 процентов больных артериальной гипертонией.
Отсутствие системы учета лиц с артериальной гипертонией для динамического наблюдения за ними, низкая эффективность лечения приводит к развитию и увеличению числа тяжелых осложнений со смертельным исходом.
Среди лиц с установленным диагнозом "артериальная гипертония" гипотензивную терапию получают только 27 процентов мужчин и 53 процента женщин, при этом эффективное лечение отмечено, соответственно, лишь в 5,8 и 13,7 процентах случаев.
Борьба с артериальной гипертонией является сложным процессом, основными этапами которого являются первичная профилактика, ранее выявление, лечение и реабилитация больных.
Специализированная помощь больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями оказывается в кардиологическом диспансере, кардиологических кабинетах поликлиник, стационарах.
Учреждения первичного звена здравоохранения, на которые возложены функции профилактической деятельности, плохо оснащены диагностическим оборудованием.
Квалификация и знания участковых врачей, врачей - терапевтов не всегда соответствуют уровню, необходимому для обеспечения современной терапией больных, страдающих артериальной гипертонией.
Несмотря на положительный зарубежный опыт реализации национальных программ контроля артериальной гипертонии, в нашей области отсутствует специальная система по выявлению и лечению этого заболевания.
Врачи амбулаторно-поликлинических учреждений и стационаров продолжают назначать для лечения гипертонии малоэффективные препараты. Это приводит к необходимости частого обращения за скорой медицинской помощью по поводу гипертензивных кризов, направлением больных на стационарное лечение.
Даже в ряде крупных лечебно-профилактических учреждений города Новосибирска отсутствуют аппараты суточного мониторирования артериального давления, с помощью которых можно подобрать адекватное высокоэффективное лечение.
Немаловажное значение в неблагополучной ситуации по артериальной гипертонии играет низкий образовательный уровень населения в вопросах питания и образа жизни, отсутствие должной санитарно-просветительной работы. Не отработаны механизмы, стимулирующие граждан к сохранению и укреплению собственного здоровья.
Все вышеперечисленное делает необходимым создание и реализацию комплексной областной программы по артериальной гипертонии. Анализ крупных программ по контролю артериальной гипертонии, проведенных в различных странах, показал, что при их реализации смертность от сердечно-сосудистых заболеваний снижалась в среднем на 41%, общая смертность - на 33%, за счет уменьшения частоты новых случаев мозгового инсульта на 51%, ишемическая болезнь сердца на 15%.
II.Основная цель и задачи Программы
Основная цель Программы заключается в разработке и реализации взаимоувязанных организационных, финансовых и научно-технических мероприятий по стабилизации эпидемиологической ситуации по артериальной гипертонии и ее осложнениям.
Задачи Программы:
- снижение заболеваемости населения артериальной гипертонией, ишемической болезнью сердца, сосудистыми поражениями мозга;
- снижение смертности от осложнений артериальной гипертонии;
- повышение продолжительности и качества жизни больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями;
- уменьшение потерь трудоспособности вследствие снижения временной и стойкой нетрудоспособности;
- совершенствование организации кардиологической службы, повышение эффективности мероприятий по профилактике и своевременному выявлению артериальной гипертонии;
- обеспечение эффективного лечения и реабилитации больных артериальной гипертонией;
- повышение квалификации врачебных кадров;
- укрепление материально-технической базы первичного звена здравоохранения, кардиологических отделений и учреждений.
Достижение цели и задач Программы обеспечивается:
- широкой пропагандой здорового образа жизни;
- укреплением первичного звена здравоохранения кадрами и ресурсами, необходимыми для осуществления медико-санитарного просвещения населения;
- выявлением больных артериальной гипертонией;
- созданием информационной системы эпидемиологического мониторинга артериальной гипертонии;
- расширением сотрудничества с учреждениями СО РАМН и НГМА по созданию новых технологий профилактики, диагностики, лечения и реабилитации больных артериальной гипертонией и ее осложнениями.
III. Система программных мероприятий
Система программных мероприятий программы (приложение 1) предусматривает:
- информирование населения о мерах по предупреждению артериальной гипертонии, включающее в себя подготовку и издание санитарно-просветительных и учебно-методических материалов (брошюры, плакаты, информационные бюллетени, дневники пациента), создание информационных теле, - радиопрограмм, организацию клубов здоровья и школ артериальной гипертонии, пропаганду рационального питания;
- раннее выявление лиц с артериальной гипертонией путем измерения артериального давления всем обратившимся в лечебно-профилактические учреждения, восстановление полноценного функционирования кабинетов доврачебного осмотра, измерение артериального давления в средних и высших учебных заведениях и др.;
- повышение профессионального уровня медицинских кадров путем разработки образовательных программ для врачей, педагогов, средних медицинских работников, проведения семинаров и конференций по вопросам профилактики и лечения артериальной гипертонии;
- разработка и внедрение оптимальных рационов питания для профилактических и лечебных целей, системы критериев оценки эффективности мероприятий по борьбе с артериальной гипертонией;
- укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений первичного звена, позволяющей проводить точную диагностику причин артериальной гипертонии и подбор терапии на современном уровне (суточное мониторирование АД, ультразвуковое исследование сердца, нагрузочные пробы), специализированных кардиологических отделений, оказывающих высокотехнологичные виды кардиологической помощи и являющихся базами подготовки врачей.
IV. Ресурсное обеспечение
Программа реализуется за счет средств областного и федерального бюджетов. Ориентировочные объемы финансирования мероприятий на 2004-2006 годы, в ценах 2003 года, составляют 16370 тыс. рублей (Приложение 2).
На организационно-методическое обеспечение программы и повышение квалификации медицинских работников предполагается направить 7760,0 тыс. рублей.
На материально-техническое обеспечение целей программы предполагается направить 10 900,0 тыс. рублей (аппараты для суточного мониторирования АД и ЭКГ, велоэргометры, биохимический анализатор).
Финансовые средства ежегодно пересматриваются в установленном порядке.
V. Оценка эффективности реализации Программы
Экономическая эффективность программы ожидается в виде снижения прямых и косвенных экономических потерь и приведет к улучшению состояния здоровья населения.
Реализация мероприятий программы позволит добиться:
- снижения заболеваемости населения мозговыми инсультами на 8%, ишемической болезнью сердца - на 4%;
- снижения смертности населения от мозговых инсультов на 6-7%, от ишемической болезни сердца на 3%;
- уменьшения потерь трудоспособности вследствие снижения временной и стойкой нетрудоспособности и преждевременной смертности;
- повышения осведомленности и информированности населения о наличии артериальной гипертензии до 80% в г. Новосибирске и 65% в Новосибирской области;
- увеличения числа больных артериальной гипертонией, регулярно принимающих гипотензивные препараты, до 70% в г. Новосибирске и до 50% в Новосибирской области.
Социальная эффективность Программы заключается в улучшении качества жизни, повышении санитарной культуры населения, уменьшении личных затрат граждан на дорогостоящие лекарственные препараты по лечению осложнений артериальной гипертонии.
Учитывая распространенность артериальной гипертонии и вызываемых ею осложнений, эффективность профилактических и лечебных мероприятий будет способствовать увеличению общей продолжительности жизни населения.
VI. Контроль за ходом реализации Программы
Текущее управление за реализацией программы осуществляет государственный заказчик.
Государственный заказчик, с учетом выделяемых на реализацию программы финансовых средств ежегодно, уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации программы, состав исполнителей.
Управление здравоохранения ежеквартально, до 20-го числа месяца, следующего за окончанием квартала, представляет в Главное планово-экономической управление администрации области информацию о ходе исполнения программы.
__________________________________
Приложение не приводится
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление двадцать первой сессии Новосибирского областного Совета депутатов от 4 сентября 2003 г. "Об областной целевой программе "Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Новосибирской области на 2004-2006 годы"
Текст постановления официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление второй сессии Новосибирского областного Совета депутатов от 28 февраля 2006 г. N 13
Постановление сорок четвертой сессии Новосибирского областного Совета депутатов от 8 сентября 2005 г.